Важнейшие требования к личности практического психолога
Видео: Психосоматика. Неопределенная тревога.
Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента.Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпа-тии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990- С. Кратохвил, 1973- М. Либман, 1966- К. Роджерс, 1954- Славсон, 1962- Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:
• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь-
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость-
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта-
• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания-
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию-
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции-
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов-
• богатое воображение, интуиция-
• высокий уровень интеллекта.
К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти слова, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому практическому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства» (1993. С. 50).
Поделиться в соцсетях:
Похожие