Как лечить алалию у ребенка
Алалия у детей: моторная и сенсорная
Что это такое? Алалия — расстройство речи, для которого характерна полная или частичная неспособность ребенка говорить.
Недоразвитость речи возникает в результате травм, полученных в период родов или первых трех лет жизни, а также в результате перенесенных заболеваний головного мозга.
При этом ребенок обладает нормальным уровнем интеллекта и слухом, что позволяет ему учиться и познавать мир. Речь ребенка, страдающего алалией, может как полностью отсутствовать, так и быть частично потерянной.
В последнем случае у ребенка имеются зачатки речи, но словарный запас скуден, что создает некоторые проблемы в построении фраз и их выражении.
Причины алалии и факторы риска
Главными причинами возникновения алалии являются внутриутробные, родовые травмы, а также осложнения беременности.
Так, к поражению тех участков головного мозга, которые отвечают за речь, могут привести гипоксия плода, острая легочная и сердечная недостаточность беременной женщины, падение беременной женщины с последствиями в виде травмы плода. Кроме того, внутриутробное инфицирование плода увеличивает риск поражения головного мозга.
При сложных родах также велик риск развития расстройства речи. К примеру, вследствие асфиксии, преждевременных или поздних родах, родовых травм, врачебных ошибок и т. д. Стоит отметить, что один травмирующий фактор может не привести к алалии.
В большинстве случаев имеет место быть совокупность факторов, например, некая патология беременности с преждевременными родами. Но даже с учетом подобной совокупности факторов риска все будет зависеть от самой женщины, от качества и быстроты оказанного лечения, от квалифицированной помощи при родах.
В первые годы жизни ребенок тоже не защищен от возникновения расстройства речи. Алалия в таком случае может наступить вследствие травмы головы. Но чаще виновны заболевания, которые затрагивают головной мозг, например, менингит и энцефалит. Частые простудные заболевания, тяжело протекающие и отягощенные осложнениями, могут привести к расстройству речи.
Некоторые специалисты выделяют наследственную предрасположенность в качестве причины возникновения алалии. Тем не менее, всегда существует совокупность факторов, из-за которых у ребенка появилось расстройство речи.
Можно выделить следующие факторы, наличие которых увеличивает риск развития алалии у ребенка в его доречевой период:
Симптомы алалии и признаки
Как уже было сказано, симптомы алалии возникают в результате повреждения головного мозга. Но при этом важное значение в определении вида алалии играет то, какая именно область головного мозга повреждена или травмирована. Если лобно-теменная (центр Брока), то можно говорить о моторной алалии.
Если височная область (центр Вернике), то имеет место быть сенсорная алалия. Данные формы расстройства речи обладают совершенно разной клинической картиной, проявлениями и симптомами, а также возможностями ребенка в будущем.
Симптомы моторной алалии
Для моторной алалии характерно понимание ребенком произносимой речи, но стойкое нарушение в развитии собственной речи. Ребенок с моторной алалией располагает скудным словарным запасом. Чаще всего речь его наполнена словами в именительном падеже, с грубыми нарушениями в образовании грамматических форм.
Нередко возникают замены слов по звуковому сходству. Из-за того, что ребенок не может повторить то или иное слово, особенно сложное и длинное, возможно развитие заикания, а также возникновение нарушений в интеллектуальном развитии.
При легких формах моторной алалии ребенок может общаться короткими фразами, иногда путаясь в последовательности слов, но в целом его речь будет понятной. В случаях тяжелых форм имеется лишь звукоподражание, которое сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. Кроме того, при моторной алалии ребенок обладает группой неврологический нарушений.
Нарушения проявляются в неуклюжести, слабом развитии мелкой моторики, расстройстве внимания, повышенной утомляемости. Также могут отмечаться нарушения памяти и восприятия.
Первым признаком моторной алалии можно считать отсутствие у ребенка первичных этапов становления речи, а именно: гуления, лепета и произнесение отдельных слов.
Моторная алалия. Занятие с логопедом:
Симптомы сенсорной алалии
Сенсорная алалия является состоянием более тяжелым. Ребенок при ней практически полностью не может воспринимать и понимать речь, что приводит к неспособности говорить. Ребенок в целом может произносить отдельные слова или звукосочетания, но они не будут являться осмысленными.
Кроме того, имеют место быть абсолютно бессмысленные повторения одних и тех же звуков, звуковые замены и пропуски. При тяжелых формах сенсорной алалии ребенок полностью не понимает речь и общается лишь жестами и мимикой.
Вследствие этого интеллектуальное развитие ребенка сильно тормозит, появляются нарушения внимания и восприятия. Характер может быть как спокойным и инертным, так и хаотичным с признаками гиперактивности.
Сенсорная алалия редко бывает в чистом виде, чаще всего имеет место быть смешанная алалия, при которой корректировка состояния ребенка может быть довольно успешной.
Самым благоприятным временем для начала лечения считается 3-4 года. когда ребенок начинает активно проявлять интерес к миру.
В комплекс терапии, помогающей скорректировать речевые нарушения, входят:
Занятия с логопедом позволяют сделать речь ребенка более осмысленной, увеличивают словарный запас, избавляют речь от бессмысленных звуков и повторений. Главное в таких занятиях — систематичность и постоянство.
На фоне логопедических занятий нередко проводят медикаментозную терапию с назначением специальных витаминных комплексов, питающих головной мозг. Иногда назначают ноотропы, эффективность действия которых при алалии некоторые специалисты ставят под сомнение. Помимо лекарственных средств, назначают логопедический массаж, который стимулирует зоны, отвечающие за произношение звуков, что дает значительный результаты в комплексе с работой логопеда.
Относительно новым способом лечения алалии является микротоковая рефлексотерапия. суть которой сводится к воздействию на определенные зоны головного мозга электрических импульсов. Процедура практически безболезненная и разрешена для проведения детям с шести месяцев.
Очень важное значение в терапии алалии играет школьное обучение. Ребенок должен обучаться по специализированным программам с педагогами, которые знают нюансы состояния ребенка. Это позволит избежать перегруженности и повышенной утомляемости ребенка. При хороших результатах работы с логопедом ребенок будет способен обучаться. Конечно, обучение будет проходить не на уровне сверстников, но очень важно понимать способности ребенка с нарушением речи, чтобы не требовать от него невозможного.
Прогноз напрямую зависит от формы и тяжести алалии. При грамотной помощи, постоянных занятий с логопедом, а также адекватных действиях родителей, ребенок может овладеть речью на бытовом уровне, что даст возможность для общения. Кроме того, ребенок сможет учиться и познавать мир.
Записаться на прием к логопеду
При возникновении первых признаков заболевания необходимо как можно раньше обратитесь за помощью к опытному врачу. Тем самым вы уменьшите риск возникновения неприятных осложнений и сохраните свое здоровье.
10 причин алалии у детей 1 способ ее лечения
Алалия у детей очень часто не поддается полному излечиванию.
О том, что такое алалия, можно подробно узнать у врача-логопеда: это заболевание, связанное с полным отсутствием речи в результате поражения отдельных участков головного мозга.
Таких детей нужно отличать от глухонемых и умственно отсталых – они имеют хорошую память и слух.
Причины болезни
Детский головной мозг сильно уязвим к травмам и нарушениям. Они возникают как внутриутробно, так и в возрасте до года. Во время беременности влияние на мозг ребенка оказывают причины:
В таком случае у новорожденного может развиваться хроническая гипоксия. Также при родах имеется риск повреждения мозга:
Эти последствия могут вызвать острую гипоксию плода, которая может привести к смерти грудничка.
В возрасте ребенка до года алалия может быть спровоцирована:
Виды алалии
В медицине выделяют два основных вида алалии:
При моторной алалии у грудных детей возникает патология нарушения речевых навыков из-за поражения мозгового центра Брока. Ее условно разделяют на 3 уровня:
Симптомы моторной алалии
Первые симптомы алалии у детей становятся явными в возрасте с двух лет, когда отделы детского головного мозга более-менее развиты и ребенок пытается произносить слова. Алалия может активно развиваться у подростков, если вовремя не начать лечение.
К основным признакам относятся:
Что такое алалия - должны знать родители, чьи дети имеют похожие симптомы. Точное представление о болезни поможет быстрее устранить речевые дефекты.
Основные характеристики речи
Характеристика ребенка с моторной алалией следующая:
При психолого-педагогической характеристике детей с моторной алалией малыши склонны к быстрой утомляемости, они гиперактивны, расторможены или заторможены.
Они негативно относиться к речи, не произносят слова, даже если понимают их значение не могут самостоятельно одеться или покушать. Замечается нарушение со стороны памяти, эмоционально-волевой сферы, восприятия и внимания.
При сенсорной алалии повреждается мозговой отдел центра Вернике, отвечающий за понимание речи окружающих людей. Основным признаком такой болезни является невозможность соотнести предметы с речью. Поэтому ребенок или подросток не может говорить.
Очень часто врачи ставят ошибочный диагноз, приписывая больному хроническую глухоту. В этом случае ребенка отправляют на обследование к сурдологу, где малышу проверяют уровень слышимости, а затем к логопеду и психиатру для назначения лечения. К логопеду также обращаются дети, страдающие заиканием .
Правила диагностики алалии
Диагностика заболевания проходит по схеме:
Лечение детской алалии
Людмила Константиновна: "За 3 недели глисты прошли, ребенок чувствует себя нормально. Это средство безопасно и даже полезно"
Если диагноз подтвержден, то болезнь нужно лечить немедленно. Есть только один способ лечения. Терапия начинается с индивидуальных занятий с логопедом и одновременным принятием витаминов группы B. Здесь ребенка учат:
Индивидуальные занятия должны продолжаться дома с родителями. Взрослые рассказывают и показывают на предметы, а ребенок за ними повторяет. При алалии малыш испытывает сильное психическое расстройство, поэтому ни в коем случае нельзя его заставлять насильно говорить, если он сопротивляется.
Лечить алалию также можно с помощью медикаментозной терапии или в редких случаях народными средствами. Медикаментозное лечение начинается с применения ноотропных лекарств. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают защитные функции мозга от неблагоприятных последствий.
Так как препараты оказывают психостимулирующее действие, их назначают в первой половине дня. Подбор оптимального лекарства осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного. Сильно выраженных побочных действий от ноотропных препаратов – не наблюдается.
Занятия в клинике
Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:
В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.
Физиологические процедуры
К комплексному лечению, а также для профилактики - добавляются физиопроцедуры:
Профилактика алалии заключается в нормальном течении беременности и родов, а также раннем развитии ребенка.
Алалия- - признаки, формы и методы лечения у детей
Алалия – это явление, при котором полное или частичное отсутствие речи проходит на фоне наличия хорошего физического слуха. Оно обусловлено двумя возможными причинами: либо недоразвитием, либо поражением речевой области в левом полушарии головного мозга, которое наступило на раннем периоде развития ребенка или внутриутробно.
Признаки и проявления алалии
Методы лечения алалии у детей
Дети с любой формой алалии нуждаются в регулярных занятиях под руководством врача-логопеда.
Дети дошкольного возраста
Существуют специализированные медицинские и дошкольные заведения, занимающиеся этими вопросами: это специальные детские сады для детей, страдающих разными формами алалии, санатории, стационары, отдельные группы в общих детских садах и пр. В таких учреждения проводится коллегиальная работа всего персонала - медиков и педагогов, направленная на развитие речи у детей. Кроме того, должен обязательно обеспечиваться единый речевой режим для всех детей.
Дети школьного возраста
Для школьников с алалией существуют специальные школы. В них обеспечивается особая организация учебного процесса, осуществляемая с детьми с тяжелыми нарушениями речевого процесса, так как существенное отставание в речевом развитии ограничивает их коммуникацию и создает препятствия в овладении знаниями.
Надо сказать, что дети с небольшими отклонениями в речевом развитии могут, хоть и с сильными трудностями, обучаться в общеобразовательной школе и параллельно посещать занятия логопеда. Некоторые дети уже получают начальную помощь в неврологических диспансерах и детских поликлиниках у специалистов-логопедов.
На занятиях с логопедом проводится работа по восполнению пробелов в формировании и развитии речи, по совершенствованию обобщающей и коммуникативной функции речи детей. Работа обычно строится индивидуально, в зависимости от личностных особенностей ребенка и его речевых отклонений.
Самый благоприятный возраст для начала занятий с логопедом – 3-4 года. В этом возрасте у ребенка проявляются стремление к познанию окружающего мира, осознанность, заинтересованность, активность и даже критичность.
В быту тоже можно организовать работу с детьми по обогащению словарного запаса. Взрослые могут несколько раз называть те действия, которые выполняет ребенок, а также те предметы, которыми он пользуется. Для того, чтобы ребенок усвоил часто употребляемые слова – названия одежды, игрушек, фруктов, посуды и пр. – можно дома рассматривать картинки, на прогулке называть встречающиеся по пути предметы. Нельзя ждать, а тем более требовать от ребенка повтора слова, лучше в дальнейшем произносить это же слово много раз в разных вариантах. Постепенно ребенок сам будет повторять это слово. Любое проявление активности ребенка в речи должно обязательно поощряться взрослыми.
Со временем нужно начать приучать ребенка к связной речи. Для этого любое действие взрослый должен сопровождать предложениями. Скажем, укладывая все игрушки на место, надо сказать: «Игрушки легли спать». То же самое нужно начинать постепенно требовать от ребенка. Таким образом, у ребенка со временем будет увеличиваться словарный запас и формироваться фразовая речь.
На каждом конкретном этапе развития речи ребенка нужно контролировать его речевые возможности. Не стоит называть то слово, которое в этот момент развития ему недоступно – это может привести к тому, что ребенок откажется от речи совсем. Главное – не принуждать ребенка, а только побуждать его говорить!
Самые интересные новости
Симптомы алалии
Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.
Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.
Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» - чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.
Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» - Папа купил шарик Кате.
Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.
Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.
Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.
Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.
Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.
Лечение алалии
Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.
Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.
Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.
Врач педиатр Литашов М.В.