lovmedgu.ru

Цели, принципы и основные направления диагностической деятельности офицера воспитательных структур

Армия – это в известном смысле большая семья, а во всякой семье есть воспитатели. Такими воспитателями воинов нашей армии и флота всегда были и остаются, прежде всего, офицеры. В большинстве своем это люди, преданные делу, своей нелегкой профессии, уважающие своих подчиненных. Однако одних этих качеств недостаточно для формирования у подчиненных чувства патриотизма, верности воинскому долгу, готовности к защите интересов Российской Федерации. Офицеру как воспитателю необходимо иметь широкий комплекс знаний и соответствующую подготовку.

Сегодня вряд ли кто станет оспаривать, что научить воинскому мастерству своих подчиненных очень непросто и во много раз сложнее их воспитать. Но понимание, что офицер это не только военный специалист, а и руководитель воинского коллектива, учитель и воспитатель подчиненных, пришло не сразу. Так еще в конце XIX века сам термин «воспитание» был малоизвестен в воинских коллективах. Часть офицеров были убеждены в том, что чем реже они бывают в казармах и чем меньше общаются с солдатами, тем больше последние видят в них своих начальников. Широкое распространение имело и мнение, что воспитание – дело не сложное, обычное. Потому поручалось оно в большинстве случаев унтер-офицерам и «дядькам» – опытным, имеющим значительный срок службы солдатам.

В Советской и Российской армии всегда остро стоял вопрос о нравственном примере воспитателя. Высокий уровень нравственности офицерского состава А.В. Суворов рассматривал как необходимое условие воспитания войнов.

В настоящее время ответственные задачи реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, участие войск в локальных конфликтах на Северном Кавказе, террористические акции в городах нашего государства и других странах, сложность и острота накопившихся социальных и морально-психологических проблем военнослужащих все более усложняют процесс воинского воспитания.

Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизмов ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования.

Результатом работы военных теоретиков и практиков стала появившаяся Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 70, одобренная Координационным советом при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях.

Настоящая Концепция служит основой для реализации Программы перехода Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утверждённой Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г. Она утверждает основные формы совершенствования системы воспитательной работы с военнослужащими, создаёт условия оптимизации организационно-штатной структуры. Так же, определяет задачи органов воспитательной работы и представляет собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания военнослужащих.

Для каждого офицера она представляет собой программу воспитания личного состава. В ней определены: сущность системы воспитания, ее цели и задачи, содержание, педагогическая технология воспитательной работы, используемая офицерами, и другие вопросы.

Что же из ее положений необходимо знать офицеру, организуя воспитательную работу с подчиненными?

Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Основными принципами обязательными для всех воспитателей являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса- организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда- сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней- организация воспитания в коллективе и через коллектив- индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания- согласованность и преемственность в воспитании- комплексный и оптимальный подход- опора на положительное в воспитании .

Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций.

Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины.

Воспитание военнослужащих (как педагогический процесс) – это целеустремленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооружённых Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Базисным звеном воспитания личного состава в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск. Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности .

В этой сложной работе каждому офицеру соединения (части) должны быть определены место, степень участия в учебно-воспитательном процессе. От качества воспитательной работы, которую организуют и проводят офицеры, напрямую зависит уровень боеспособности и боеготовности соединения (части), состояние правопорядка и воинской дисциплины.

Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Российской Федерации.

В его первой статье определено: "Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)". Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу и личного достоинства воина. Она обеспечивает сплочённость военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих задач.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной и трудовой дисциплины, имеет некоторые характерные черты, обусловленные спецификой армейских отношений, среди которых следует выделить:

• единоначалие как основной принцип военного строительства-

• строгую регламентацию всех сторон жизни, быта и деятельности военнослужащих на службе и вне её-

• обязательность и безусловную исполнительность-

• четкую субординацию во взаимоотношениях различных категорий военнослужащих-

• высокую степень категоричности и повиновения воле командира вплоть до самопожертвования в определенных условиях обстановки-

• более тесную взаимообусловленность личностной и коллективной дисциплинированности-

• неотвратимость, целесообразность и строгость мер принуждения к нарушителям воинской дисциплины и другие.

Воинская дисциплина включает в себя такие компоненты как дисциплинарные (правовые) нормы, дисциплинарные отношения, возникающие при их соблюдении, а также деятельность по её укреплению или поддержанию на должном уровне.

К основным функциям воинской дисциплины в Вооружённых Силах Российской Федерации относятся: социально-политическая- контрольно-управленческая- организаторская- нормативная- воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества как дисциплинированность)- информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и её состоянии, показателях эффективности деятельности по её укреплению)- предупредительно-профилактическая- дидактическая (правовое просвещение)- адаптационная- социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей) (таблица 1).



Таблица 1



Наряду с объективной составляющей воинской дисциплины, которая проявляется как внешняя побудительная сила, существует и субъективная составляющая. Она выступает как внешнее выражение внутреннего мира военнослужащего: его направленности, характера, темперамента, жизненного и служебного опыта, общей культуры и т.д. именно субъективное отношение военнослужащего к объективным требованиям воинской дисциплины определяется как дисциплинированность. Она является внутренним условием соблюдения дисциплины и одновременно ее результатом, включая индивидуально-личностную и коллективно-групповую дисциплинированность.

Оценка - спутница всякой деятельности и поведения. С неё начинаются успехи и неудачи, симпатии и антипатии, обоснованные и ошибочные решения. Она поднимает моральный дух и порождает равнодушие, организует и дезорганизует. Под оценкой обычно понимается отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определённым нормам или принципам морали. Её сущность заключается в определении соответствия реальных характеристик объектов установленным нормативным требованиям.

Оценка состояния дисциплины в воинском коллективе – это сложный процесс. Сложившаяся за многие годы практика оценки состояния воинской дисциплины, основанная преимущественно на количественных показателях и субъективных мнениях, толкает некоторых командиров и начальников на сокрытие нарушений, порождает круговую поруку, снижает дисциплинированность, наносит ущерб управляемости и боеготовности войск (сил).

Начинающие командиры (начальники) подразделений так же нередко испытывают затруднения в том, как правильно и объективно оценить своих подчинённых. Нередко оценка состояния воинской дисциплины сводится к формальному подсчёту количества грубых дисциплинарных проступков. Количественный показатель в оценке состояния воинской дисциплины необходим, но важно, чтобы он отражал и общий уровень организованности в подразделении, эффективность принимаемых мер убеждения и принуждения.

Ошибочность оценки со всеми её последствиями может быть исключена или значительно уменьшена, если получение оценочного вывода будет представлять собой некий алгоритм – следующих в определённой последовательности друг за другом завершённых стадий (операций).

Алгоритм оценки воинской дисциплины (командир, заместитель командира по воспитательной работе) :

• формулировка целей оценки-

• определение предмета оценки-

• выбор показателей и соответствующих им критериев, характеризующих предмет-

• измерение состояния показателей-

• анализ полученных результатов-

• формулирование оценочного вывода-

• использование оценки для принятия решений.

Диагностика состояния воинской дисциплины представляет собой многогранный процесс. Он позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.

Проведение диагностики позволяет вскрыть недостатки в деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, вносить коррективы в содержание их организаторской и профилактической работы. Для того, чтобы вскрыть причинно-следственные связи в поведении людей, истинные мотивы того или иного поступка, изучить состояние воинской дисциплины в коллективе, правильно оценить работу каждого офицера заместитель командира подразделения (части) должен обладать умением анализировать и обобщать обстановку, делать обоснованные оценки, выводы и предложения для командира.

Главным содержанием анализа воинской дисциплины является всестороннее изучение основных её элементов в целях выработки наиболее эффективных организационных и воспитательных мер воздействия.

Выделяют следующие цели диагностики состояния воинской дисциплины :

• выявление реального положения дел-

• вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям-

• определение мер воздействия на нарушителей-

• определение путей поддержания дисциплины и правопорядка.

Основными требованиями к диагностике воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.

Всесторонность диагностики предполагает учёт всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение её состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнить следующие требования:

• определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы)-

• проанализировать примерность всех категорий личного состава – сержантов (старшин) и солдат (матросов) по срокам призыва- офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников-

• изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчётов-

• проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины-

• оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.

Конкретность в диагностике состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учётом соответствующих условий и особенностей обстановки.

Конкретность предполагает также дифференцированный подход к диагностике состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.

Как уже было отмечено в первом разделе дипломной работы, диагностика состояния воинской дисциплины – один из самых трудоёмких процессов, требующий незаурядного запаса междисциплинарных знаний. Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Первым необходимо назвать принцип объективности, который следует рассматривать в двух смыслах. Во-первых, это независимость исследователя от влияния внешних факторов: желания и предпочтений начальства, интеллектуальной моды и т.д. К сожалению, социальная диагностика может вскрывать неприятные истины, которые иногда яростно отвергаются не только лицами, относящимися к органам управления, но и шокированным общественным мнением. Тем не менее, осознанно или бессознательно искажая действительную картину под давлением этих ожиданий, социальный диагност (офицер-воспитатель) тем самым блокирует возможность коррекции той социальной патологии, которую он исследовал (нарушение воинской дисциплины). Во-вторых, офицер-воспитатель должен избегать влияния на результаты своего анализа внутренних факторов – собственных предрассудков, незнания, отклонений в собственном жизненном, семейном опыте. Такое искажающее воздействие может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. В связи с этим необходимо также иметь в виду принцип верификации социальной информации, то есть установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна достаточно пестрых противоречий, единичных фактов и случайностей- чтобы выводить из них закономерности, необходимо поверять эмпирические данные теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

В связи с этим необходимо опираться на принцип системности в диагностике, так как все социальные проблемы (девиации в поведении военнослужащих) без исключения являются поликаузальными, то есть их зарождение и развитие определяет не одна причина, а несколько, часто даже система причин. Поэтому для того, чтобы определить источник жизненного затруднения клиента и увидеть способы его разрешения, необходимо проводить анализ микросоциальной среды (в частности, его взаимоотношений в семье). Необходимо также знание об интеллектуальном статусе и характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, военно-социальный работник (в нашем случае – офицер-воспитатель) ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных сферах, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом диагностики в военно-социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента, индивидуального или группового. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Офицер-воспитатель стоит на стороне клиента, военнослужащего, попавшего в трудную жизненную ситуацию, (разумеется, поскольку это не входит в конфликт с законом) и с этой позиции строит всю свою деятельность.

Другой вариант классификации принципов диагностики предлагает авторский коллектив МГСУ. Они фиксируют следующие пять принципов.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред диагностируемому (группе), который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. Целью диагностики неуставного поведения является профилактика, ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений личности военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.

Потребности представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Для командира это положение означает: анализ индивидуальности подчиненного начинается с уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение - 6 следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.

Поскольку эмоции обладают определенным потенциалом влияния на конкретный выбор в иерархии потребностей, то открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей, прежде всего на те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования личности воина, так и для развития, сплочения коллектива. Однако необходимо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить.

Как только офицер становится во главе воинского подразделения, возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жизненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся характером, темпераментом, физическим развитием, объединить в боеспособный коллектив. Это задача со многими неизвестными. Одна из них профилактика, предупреждение неуставного поведения.

Диагностика в данном случае рассматривается как способность командира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих, предотвращать физические оскорбления, глумления и издевательства. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирается на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, использует рекомендации педагогики, психологии, учитывает свой служебный опыт, практику командиров, начальников, социологов, психологов, юристов.

При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно выявить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослужащего в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микроформированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а тем более молодого.

Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться" в этом коллективе.

Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Командиру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного достоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух каналов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужащего, ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитника. Чаще всего таким временным успокоителем является старослужащий.

Он, ссылаясь на свой горький опыт, советует не обращаться в трудную минуту за помощью к офицерам, а искать защиту у наиболее "авторитетных" "дедов".

Диагностика состояния воинской дисциплины – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического офицера-воспитателя. Технология диагностики состояния дел в подразделении включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Безусловно, управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т.е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики неуставных взаимоотношений предполагает определение:

• истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов “борьбы”, противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов-

• биографии конфликта, т.е. его история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии-

• участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений-

• позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений-

Всем известно, что практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист военно-социальной работы является автором или участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем военнослужащих, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности офицера-воспитателя диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С диагностики состояния воинской дисциплины в коллективе должны начинаться и ею же заканчиваться действия офицера воспитательных структур. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

Диагностика состояния воинской дисциплины решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения отдельных военнослужащих и их групп-

• определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях-

• описание диагностируемых особенностей объекта диагностики, когда это необходимо-

• ранжирование специфических свойств воинского коллектива. В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

• ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев-

• измерение и анализ показателей-

• формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Диагностика состояния воинской дисциплины является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение. Будучи важным технологическим инструментом, она, прежде всего, обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.

Разработка диагноза определяет специфическую профессиональную среду деятельности офицера-воспитателя, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:

• определение профессиональных требований, предъявляемых к офицеру как диагносту-

• установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой-

• выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что офицер воспитательных структур действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики-

• разработка программ, средств и методов практической подготовки офицера в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области-

• поиск взаимопонимания между практическим военно-социальным работником и клиентом (группой) носит двусторонний характер: клиент имеет право и должен активно участвовать в этом процессе.

Вывод. Диагностика состояния воинской дисциплины в деятельности офицера-воспитателя имеет первостепенное значение, она – особая и достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, что диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности офицера-воспитателя. Без знания диагностических технологий профессионализм офицера-воспитателя сомнителен, поскольку не свободен от субъективности оценки. Главной целью диагностики является определение социальной проблемы как одного военнослужащего, так и воинского коллектива в целом, и нахождение методов и средств для её разрешения.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Цели, принципы и основные направления диагностической деятельности офицера воспитательных структур