Место психологии в системе других наук
Проблема положения психологии в системе наук волновала многих исследователей. Большинство из них обращали внимание на то, что психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека и этим объясняется ее особое место в системе научного знания.Для определения места психологии в системе других наук необходимо уточнить их классификацию, принимая во внимание характеристику основных структурных элементов, присущих любому научному знанию: объекта, предмета, методологических оснований и, наконец, самого психологического научного знания.
Прежде всего, науки различаются по своему объекту. Часто объект фиксируется в самом названии науки: например, геология - наука о земле, биология - наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте, так как познание бесконечно, как бесконечен мир. Вынужденная специализация наук представляет собой серьезную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения. В связи с этим большую роль играют пограничные науки.
Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и эмпирического исследования, которые в ней доминируют, и т.д.
Категориальный строй психологии - предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических характеристиках
Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.
По принципу объекта выделяются (по Б. М. Кедрову) два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек (т. е. человеческое общество и мышление). Грань между ними, естественно, условна. Соответственно особенностям этих объектов выделяются естественные науки и гуманитарные. Последние подразделяются на социальные и философские.
Таким образом, выделены три главных раздела научного знания, каждый из которых представлен комплексом наук. Кроме трех главных разделов выделяются крупные разделы, находящиеся на стыке главных. Эта классификация представлена в виде так называемого «треугольника наук»:
Рис. 1.
Классификация наук по Б.М. Кедрову
Наряду с классификацией наук по объекту возможны другие способы их различения. Например, принято разделение наук на фундаментальные и прикладные. Фундаментальными (иногда их называют «чистыми») считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний. Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания фундаментальных наук, и служат непосредственным нуждам общества.
Подчеркивая особое положение психологии в системе наук, Кедров поместил психологию почти в центр “треугольника наук”, сместив ее ближе к философии и подчеркнув “родовую связь” с теорией познания (см. рис. 1). На схеме сплошные линии характеризуют связи первого порядка (между тремя главными разделами науки), а пунктирные – связи второго порядка.
Проблема определения специфики психологической науки начинается уже с уточнения объекта и предмета изучения психологии. Как известно, объект выступает такой частью реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Во всех так называемых естественных науках объектно-предметная область является определенной частью материального мира, которая в процессе познания копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. То есть в процессе научного познания происходит отражение объективной реальности в идеальных образах сознания.
Для психологии в качестве объекта изучения выступает психика, т.е. изначально нематериальный объект. Сознание по сложившейся еще в рамках философского знания различительной схеме относится к миру идеальных объектов. Поэтому традиционные представления о науке как об идеальном образе материального мира здесь уже не «работают». Ибо, как только мы что-то отражаем и ощущаем, мы автоматически имеем дело с материальным объектом.
Если же мы хотим изучать "идеальные" объекты, то должны смириться с мыслью о невозможности их научного отражения в традиционном смысле этого понятия (см. рис.2).
Как видим, суть проблемы состоит в том, что психология по своему определению берется изучать (а значит, и научно отражать) то, что само по себе является отражением, а значит, не существует как материальная реальность. Эта ситуация в свое время была хорошо проиллюстрирована Л.С.Выготским на примере изучения зеркального отражения. Напомним, что Лев Семенович Выготский вошел в историю психологии как блестящий теоретик и практик психологического исследования. Получив университетское образование юриста в Москве, и работая после революции школьным учителем в Гомеле, он после первого же своего выступления на 2-м Всероссийском психоневрологическом съезде в 1924 году активно включился в разработку проблем научной психологии. При этом продуктивность его как психолога была исключительно велика: за неполных десять лет деятельности в качестве профессионального психолога он написал около 180 работ. Многие из них и по сей день определяют направления развития психологической мысли во всем мире. Трагическая смерть от чахотки оборвала его жизнь, но не остановила движения его идей.
Рис. 2.
Особенности научного отражения субъективной реальности
"Сравним сознание, - писал Л.С. Выготский, - как это часто делают, с зеркальным отражением. Пусть предмет А отражен в зеркале, как а. Конечно, было бы можно сказать, что а так же реально, как А, но оно иначе реально, само по себе. Стол и его отражение в зеркале не одинаково реальны, а по-разному. Отражение как отражение, как образ стола, как второй стол в зеркале нереально, это призрак. Но отражение стола как преломление световых лучей в плоскости зеркала - разве не столь же материальный и реальный предмет, как стол? Было бы чудом все иное”.
В рамках предложенной для анализа модели, отождествить А и а, стол и его зеркальное отражение, было бы идеализмом: а вообще нематериально, материально только А, и его материальность есть синоним его независимого от а существования. Но было бы таким же точно идеализмом отождествить а с Х - с процессами, происходящими сами по себе в зеркале. И А и Х суть реальные процессы, а а есть возникающий из них, кажущийся, т. е. нереальный, результат. Отражение не существует, но и стол и свет одинаково существуют. Тогда мы сказали бы: существуют вещи (стол) и их призраки (отражение). Но существуют только вещи - (стол) и отражение света от плоскости, а призраки суть кажущиеся отношения между вещами.
Видео: Функции теории государства и права.
Рис. 3.
Двойственность “зеркального” отражения объектов
Поэтому никакая наука о зеркальных призраках невозможна. Но это не значит, что мы не сумеем никогда объяснить отражение, призрак: если мы будем знать вещь и законы отражения света, мы всегда объясним, предскажем, по своей воле вызовем, изменим призрак. Это и делают люди, владеющие зеркалами: они изучают не зеркальные отражения, а движение световых лучей и объясняют отражение. Невозможна наука о зеркальных призраках, но учение о свете и отражающих его вещах вполне объясняет призраки.
То же и в психологии: субъективное само по себе как призрак должно быть понято как следствие, как результат ... двух объективных процессов. Загадка психики решится, как загадка зеркала, не путем изучения призраков, а путем изучения двух рядов объективных процессов, из взаимодействия которых возникают призраки как кажущиеся отражения одного в другом. Само по себе кажущееся не существует.
Таким образом, у психологии есть два пути для выявления своего объекта. В первом случае психология настаивает на нематериальности своего объекта исследования - души, что делает в принципе невозможной разработку научного знания о ней. И тогда свое дальнейшее развитие психологические представления получают в рамках того или иного философского или религиозного представления о душе. В частности, широкое развитие получило психологическое знание в рамках христианского вероучения. При этом, какими бы "ненаучными", "субъективными" ни казались некоторым способы и методы религиозного познания души, они, по мнению их сторонников, проявили себя как более верные и объективные, чем притязания «точных наук». Ибо в этом случае способ познания психической реальности более соответствует великой тайне человеческой души, резонирует, отвечает самому объекту, его языку и жизни.
Другая линия изучения психического связана с попыткой реализации в отношении его принципов и методов естественно-научного познания. Оформление психологии как науки, отвечающей данной структуре, началось в середине ХIХ века, когда в качестве наиболее приемлемой формы разумного подхода к миру стали рассматриваться принципы естественно-научного познания. Начиная с этого времени, психология пытается наравне с такими науками, как физика, химия, биология, и другими использовать в качестве критериев достоверности знания, требования объективности, всеобщности, необходимости. Это означает, что человеческая психика начинает рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира.
Для уточнения вопроса о взаимоотношениях и связях психологии с другими науками обратимся к взглядам выдающегося отечественного психолога - Б.Ф.Ломова. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанные с ней дисциплины)- 2) естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию)- 3) медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию)- 4) педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию)- 5) техническими науками (через инженерную психологию). По мнению Б.Ф.Ломова, дифференциация психологии обусловлена именно ее отношениями с другими науками.
Связь психологии с естественными науками достаточно тесная. Наиболее явная связь - с биологическими и медицинскими науками. Она предполагает:
- заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики (эволюционная теория Дарвина, биогенетический закон (онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза), принцип рекапитуляции, принцип эпигенетизма и другие положения).
- поиск биологических истоков социального поведения человека в психологии, в ходе которого широко привлекаются данные, получаемые этологией (направление биологии, наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды)-
- исследование и поиск физиологических коррелятов психопатологий и расстройств и пр.
Очень важными для психологии являются и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.
Связь психологии с физиологией реализуется в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. Это можно проследить в работах многих выдающихся отечественных ученых: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом.
Среди естественных дисциплин прикладного плана можно выделить медицину, прежде всего такие ее отрасли, как невропатология и психиатрия. Примечательно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев, А.Р.Лурия и др.). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного). Ряд отраслей медицины непосредственно соотносится с психологией по ряду общих проблем, в частности по поводу нарушений психической деятельности. Особо выделим основанную А.Р.Лурия нейропсихологию - науку, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.
Связь психологии с физикой более опосредствованная, но тем не менее она существует. Развиваясь наряду с естествознанием, психология отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями (или господствующими принципами) в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» - представлению об атомарном строении души. Физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике, а в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле».
Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Наконец, существует психофармакология - научно-практическаядисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.
Не менее сильна связь психологии с общественными (или гуманитарными) науками. Преимущественно это относится к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.
Например, с историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.), которые выступают предметом исторической психологии.
С социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии - социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур- анализ языка в связи с мышлением- интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур- наконец изучение языка в контексте анализа культуры и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
Связь психологии и философии. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют дополнения, трактующие философию как некую метанауку, «сверхнауку».
Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.
Во многих случаях психологи опираются на те или иные философские системы, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма- влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм. У. Джеймс выступал открытым противником материализма. Гуманистическая психология использует принципы экзистенциализма и т.д. Для психологии определенные философские концепции выступают методологической основой, т.е. системой принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа.
Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение- психологические взгляды У. Джеймса отразились на основанном им философском направлении («прагматизм» или «психологический прагматизм»)- работы С.Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими.
Укажем и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа:
• гносеологию (теория познания) и психологию познавательной деятельности-
• логику и психологию мышления-
• эстетику и психологию искусства и т. д.
Итак, мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественно-научному либо гуманитарному знанию. На первый вопрос ответ очевиден: ее место - в центре «треугольника наук», она исторически связана со всеми основными областями знания. В психологии представлены направления как естественно-научной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д.
В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной - теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.
Связь психологии с педагогическими дисциплинами непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребенком или взрослым, не представляя тех закономерностей, по которым развивается его психика. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной его организации (педагогическая психология). В соответствии с общими принципами педагогика ориентирована на то же, поэтому взаимодействие наук вполне закономерно. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли и в историю психологии (Ж.-Ж. Руссо, И.-Г.Песталоцци, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся ученые были представителями как психологии, так и педагогики (Л.С. Выготский, П. П. Блонский, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин и др.).
Предметом педагогической психологии являются, прежде всего, психологические механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека в образовательном процессе и вызываемые этим процессом освоения изменения уровня интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Исходя из этого, ключевой задачей педагогической психологии является изучение основных психологических механизмов учения. Кроме этого в качестве задач могут быть рассмотрены: раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и педагогического воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ребенка- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия- возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся- взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива- психология учителя.
Поделиться в соцсетях:
Похожие