lovmedgu.ru

Социализация личности подростка как этап становления самосознания

Говоря ранее о смысле психического развития ребенка, мы уподобили его процессу постепенного осознания ребенком своей отдельности. Напомним, что результатом развития младенца стало биологическое и физическое отделение от матери, а результатом развития ребенка в раннем детстве - появление первого представления о себе, о своем «Я». Основным личностным новообразованием дошкольного детства стало формирование внутренней позиции ребенка, которая в свою очередь составила основу для возникновения произвольного поведения младшего школьника. Все это - разные стороны формирующегося самосознания - этапы осознания ребенком своей отдельности от матери, семьи, окружающего его мира взрослых.

С этой точки зрения универсальной целью отрочества является избавление от родительской опеки, приобретение все большей независимости в поведении. Однако это невозможно без развитого самосознания, без целостного образа самого себя, собственного отношения к складывающемуся образу «Я».

Хотелось бы снова вернуться в раннее детство, к кризису 3-х лет-1Для него наиболее характерен конфликт между ребенком и взрослымЛВспомним причину этого конфликта.

Ребенок в этом возрасте уже ощущает свое «Я», свою «самбсть». Однако это «Я» пока еще диффузно, расплывчато и неопределенно. И потому ребенку нужно определить, установить четкие границы своего «Я» и укрепить эти границы. Но это возможно только в результате взаимодействия ребенка с «Я» других, прежде всего, тех, кто ближе к нему. Чаще всего это родители, а форма этого взаимодействия, как правило, носит форму противопоставления себя родителям. Именно это обстоятельство оказывается причиной упрямства, негативизма, своеволия и протеста.

Но ведь нечто похожее происходит и в подростком возрасте. Не случайно психолог А.Н.Леонтьев заметил, что ребенок рождается дважды - в трехлетнем и в подростковом возрасте. Известно, что внутреннее содержание «Я» -это отношение личности к другим людям, предметам, наконец, к самому себе. Осознать себя значит осознать эту систему отношений, понять, в чем ее отличие от системы отношений других людей - сверстников, родителей, взрослых. Но как это сделать? Единственный способ обретения чувства отграниченности моего «Я» от «Я» других людей -это активное взаимодействие с этими другими, нередко протекающее в острой форме. По сути, это и составляет содержание процесса социализации подростка - одного из решающих этапов становления его самосознания. На рис. 19 схематически изображены этапы становления самосознания в подростковом периоде. Из сказанного выше вытекает основное содержание первого этапа - формирование у подростка чувства отграниченности своей личности от окружающих его людей.

Каковы же способы выработки чувства этой отграниченности?

Один из них — выработка чувства взрослости, о которой говорилось в предыдущей главе. Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые

Видео: Открытый урок: Этапы становления личности



в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так, как хотят. Следовательно, быть взрослым в глазах подростка означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям. Кстати говоря, такое поведение абсолютно нехарактерно для подростков из примитивных культур, потому что там нормы поведения детей и взрослых не противопоставляются друг другу, как в более поздних культурах. В примитивных культурах поведение не поляризуется на формы подчинения у ребенка и доминирования у взрослых. Поэтому и нет нужды в конфликтном характере взаимоотношений между подростком и взрослым.

Другой прием приобретения чувства отграниченно-сти своего «Я» состоит в идентификации, т.е. слиянии себя с группой сверстников. Взрослые в глазах подростка выглядят как «Они», а «Мы» - это множество таких как «Я». Заметим, что характерной чертой подросткового поведения является реакция группирования, вхождения в разные малые группы и как следствие - появление различных по своему содержанию подростково-молодежных субкультур.

Третьим важным способом обеспечения устойчивости образа «Я» является поиск подростком одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке себя окружающими людьми является ведущей потребностью не только в младшем школьном, но и младшем подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. Не случайно так часто можно встретиться с совершенно противоположным поведением одного и того же подростка в разных компаниях (группах) - в одной он делает одно и получает за это признание и одобрение группы, в другой - прямо противоположное в обмен на все то же признание и одобрение.

Два последних феномена (реакция группирования и потребность в одобрении) порождает так называемую ситуативную личность, когда подросток становится неопределенной личностью на неопределенное время. В этой связи становится понятными факты девиантного, а то и противоправного, поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей. Пытаясь получить одобрение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивлении им в лучшем случае грозит исключение из состава группы, а значит, и потеря значимых для подростков связей со сверстниками.

Таковы способы выработки чувства отграниченности своего «Я», являющегося важнейшей составляющей самосознания. Важно отметить, что все эти феномены, как правило, наблюдаются в поведении младшего школьника и младшего подростка. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего «Я» от множества «Я» окружающих людей.

Однако внутренняя структура этого «Я» остается все еще плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самим подростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширении и уточнении содержания этого «Я», т.е. в осознании подростком той системы отношений, которая и составляет сущность самосознания личности.

На рис.19 этот последний, завершающий этап обозначен как этап становления идентичности. Строго говоря, понятия идентичности и самосознания в значительной мере тождественны друг другу. Используя это понятие, мы хотели подчеркнуть значимость этапа, в рамках которого положено начало активному осознанию подростком сути своих отношений к другим людям, предметам и самому себе.

В этой связи представляет интерес динамика образа «Я» в переходный период времени (от младшего школьника к младшему подростку), а также внутри самого подросткового периода: от среднего подросткового возраста к старшему.

Для младшего школьника в целом характерно равновесие позитивных и негативных суждений о себе: 94% третьеклассников, характеризуя себя, называют формы поведения, которые им нравятся и 95%, которые не нравятся`. При самоописании третьеклассники в первую очередь называют конкретные формы поведения, связанные с учебной деятельностью (успех или неуспех в учебе, дисциплина на уроке и при выполнении домашних заданий, некоторые черты характера, связанные с этим), а во вторую -различные умения и формы поведения, в которых проявляются физическая сила и качества мужественности. Это особенно характерно для мальчиков. В самоописаниях девочек такие суждения встречаются в три раза реже, они чаще используют качества и свойства личности, характеризующие отношения к людям. В этой связи можно предположить, что динамика становления «Я» девочек опережает аналогичную динамику у мальчиков. Обобщая сказанное, можно утверждать, что структура «Я» младшего школьника носит, так сказать «предметно-действенный» характер, он видит в себе прежде всего «предметные» характеристики - что я умею и что не умею делать и как это оценивается мною и окружающими.

В начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании «Я» заметны существенные изменения. Во-первых, отмечается бурный рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. В то же время следует отметить, что положительные оценки все же доминируют, а негативные оценки окружающих и собственные неудачи воспринимаются ими как временные и ситуативные. Наряду с резким ростом числа негативных самооценок, изменяется и главный критерий. На первое место выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. Второе место начинают занимать качества мужественности подростка и интеллектуальные качества. Растет значимость стиля поведения. Суждения о себе младших подростков, в сравнении с младшими школьниками отличаются больше самостоятельностью и аргументированностью. Таким образом, содержание «Я» становится многозначным и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число положительных (52% и 41% соответственно) и практически отсутствуют неопределенные самооценочные суждения. Заметное снижение отрицательных самооценок наблюдается у пятнадцатилетних подростков (с 52% до 37%). Одновременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных (неопределенных) самооценочных суждений (с 7% в 13-14 лет до 24% в 15 лет). При этом увеличивается число целостных психологических самоописаний:

с 6% у тринадцатилетних до 38% у пятнадцатилетних, что свидетельствует о переходе на качественно новый уровень развития самосознания. Если до 12-13 лет самооценка подростка не что иное, как оценки окружающих его людей, а не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку.

Наиболее ярко это проявляется в 15 лет, что отражается в резком увеличении амбивалентных самооценок. Это понятно любому взрослому, испытавшему на себе всю сложность и трудность самооценочных высказываний. Таким образом, период от 12 до 14 лет является исключительно интенсивным в плане формирования самосознания подростка.

Для понимания становления «Я» в период перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту важно обратиться к динамике становления ценностных ориентации личности. В дошкольном возрасте ведущими ценностными ориентациями детей являются трудовые навыки в быту, а также познавательные и творческие ценности. В то же время как отмечают Д.И.Фельдштейн и др. «ценностные ориентации какличностнообразующая система складываются лишь к подростковому этапу онтогенеза» (выделено нами -В.А.). У младшего школьника ценностные ориентации отсутствуют, что хорошо было видно при анализе их самоописательных характеристик. В 10/11 лет происходит заметный скачок в развитии ценностных ориентации. Они начинают складываться в сложную и устойчивую систему, которая определяет мировоззрение ребенка. Очевидно, что решающим и главным условием этого является интенсивное и значимое для подростка общение с окружающими, развитие рефлексивных познавательных способностей. Структура «Я» претерпевает значительные изменения и в последующем среднем и старшем подростковом возрасте.

При сравнении структуры «Я» средних и старших подростков нетрудно увидеть существенные отличия. В структуре своего «Я» двенадцатилетние подростки в первую очередь выделяют умения, интересы, способности и уровень развития интеллекта. Второе и третье по значимости места занимают самооценка и ролевые характеристики, а замыкает этот перечень отношения с окружающими людьми.

Структура «Я» подростков 13-ти и 14-ти лет практически не различимы между собой, но несколько отличается от структуры самосознания двенадцатилетних. В этой группе на первое место выходят самооценочные характеристики, а все последующие места занимают умения, ролевые характеристики и отношения со сверстниками.

Существенно изменяется структура «Я» у пятнадцатилетних подростков, причем эти изменения идут «по линии большей субъективности, психологичности само-описаний». Ведущее место по-прежнему принадлежит самооценке, а вот на второе по значимости место выходят собственные чувства, переживания и мотивы. Следующие места принадлежит ценностям, убеждениям, идеалам, а также жизненным планам (кем быть, каким быть). Что касается умений, отношений со сверстниками, ролевых характеристики, то в этом возрасте они перестают иметь особое значение для понимания самого себя. Таким образом, высказанное предположение, что возраст 12-14 лет является критическим в плане становления самосознания личности, находит дополнительное подтверждение. Свидетельством тому данные И.В.Дубровиной о динамике школьной, самооценочной и межличностной тревожности в диапазоне от 13 до 16 лет. Если 13 лет - это пик в школьной тревожности подростков, то 14 лет - это пик в самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет в 15 лет и вновь возрастает в 16 лет2. Кстати в исследовании А.М.Прихожан установлено, что в 11-летнем возрасте уровень межличностной тревожности в два раза превышает уровень самооценочной тревожности.

Таким образом, по мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности: для младшего и среднего подростка - это общение с товарищами, сверстниками, для старшего подростка-это развитие личностной рефлексии, как ведущего механизма самосознания личности.

Эмпирические данные о содержании «Я» младших школьников и подростков из разных возрастных групп позволяют сделать некоторые обобщения. В приведенных результатах разных психологических исследований прослеживается определенная закономерность в развитии представлений ребенка о себе- если «Я» младшего школьника формируется преимущественно в системе отношений «Я» - «предметная среда», а «Я» младшего и среднего подростка - в системе «Я» - «окружающие люди» (преимущественно сверстники), то «Я» старшего подростка формируется в системе «Я» - «Я», позволяющая ему довольно полно осознать свою субъектность. Различные системы отношений, в которых формируется «Я» ребенка, судя по всему, обусловлены уровнем зрелости когнитивных структур (см. данные о взаимосвязи интеллектуального и личностного развития). К этому можно добавить результаты исследований Н.Волковой о связи интеллектуального развития ребенка и его ценностных ориентации.

Дело в том, что процесс узнавания себя, самоидентификации или становления самосознания возможен посредством взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром, людьми и, наконец, самим собой. Как было показано ранее, способ взаимодействия с этими системами с целью их познания обусловлен уровнем зрелости различных психических функций ребенка и, прежде всего,

познавательных функций. Однако содержание «Я» ребенка определяется содержанием той среды - предметной (объекты, предметы, вещи), общественной («Я» других людей) и рефлексивной (его собственное «Я»), - с которой он взаимодействует, используя при этом доступные ему способы (приемы, схемы, операции и.т.п.). Таким образом, в ходе возрастного развития происходит постоянная трансформация содержание «Я» ребенка, обусловленная содержанием той среды (конкретным воплощением социальной ситуации развития), с которой ребенок преимущественно взаимодействует в тот или иной период своего развития. Поэтому можно выделить, по меньшей мере, три уровня в развитии «Я» ребенка: «Я»-предметное, содержание которого определяется результатами его взаимодействия с вещной или предметной средой. В возрастном плане этот этап становления «Я» ребенка соответствует периоду от рождения ребенка до начала школьного возраста, когда общение с другими уже не только очевидная потребность, но и достигает относительно развитых форм. С этого времени начинается процесс активного становления «Я»-общественного, другой временной границей которого является возраст на стыке среднего и старшего подросткового возраста. С этого возраста, благодаря наличию формирующихся рефлексивных форм мышления (т.е. вербально-ло-гическому мышлению) и критериев самооценки в виде оформившихся ценностных ориентации личности, начинается отсчет времени в развитии «Я»-рефлексивного -главной цели самоидентификации. Безусловно, что обозначенные временные границы этой схемы подвижны, поскольку подвижна и сама социальная ситуация развития ребенка. Ясно и то, что приведенная схема, как и любая иная, довольна обща, но эвристический смысл ее очевиден, поскольку позволяет вычленить этапы в развитии «Я» ребенка, содержание этого «Я» и основные условия его становления.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Социализация личности подростка как этап становления самосознания