Психология подростка
Видео: Михаил Лабковский: ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ
Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. Данный возрастной период можно разделить на младший (от 11 до 13-14 лет) и старший (от 13-14 до 16 лет) подростковый возраст. Отличительные особенности развития подростка в это время указаны в таблице 4.Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.
Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.
Особенности двигательной сферы: снижение двигательной активности.
Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях- развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления- активное развитие монологической, эгоцентрической и письменной речи- совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти- пик развития воображения.
Особенности развития личностной сферы: расширение самосознания:
поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»- появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи- развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию- повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого- эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий- развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении- обострение черт характера (акцентуации)- наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.
Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах- межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, она отходит на второй план- появление различных увлечений, которые затягивают подростка, где онсебя реализует- личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными- появляется референтная (значимая) группа- возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.
Таблица 4
Отличительные особенности развития младшего и старшего подростка
Видео: Психолог для подростка
Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое повзрослевшего ребенка. Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении со взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.
Рекомендации по преодолению подростковогокризиса:
= взрослым строить общение с подростком на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне-
= терпеливо принимать отказы подростка о помощи, но при случае найти убедительные слова и еще раз обратиться за помощью-
= заранее обсудить обязанности подростка в семье и не настаивать на их мгновенном выполнении-
= быть последовательными в предъявлении требований к подростку-
= как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи-
= поддерживать увлечения и интересы подростка, а при их негативном характере умело (личным примером, через совместную деятельность и другими способами) переориентировать на другое занятие-
= контролировать учебную деятельность-
= создавать условия для доверительных бесед-
= не запрещать общение со сверстниками (разрешать приглашать домой, предварительно обговорив условия такого общения)-
= вводить наказания при совместном их проговаривании, чтобы подросток принял и был готов к их реализации и контролю взрослого-
= давать в доброжелательной форме положительные и отрицательные оценки внешности и поступков подростка.
Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).
Поделиться в соцсетях:
Похожие