lovmedgu.ru

Психология подростка

Видео: Михаил Лабковский: ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ

Границы возраста – от 11-12 до 15-16 лет. Данный возрастной период можно разделить на младший (от 11 до 13-14 лет) и старший (от 13-14 до 16 лет) подростковый возраст. Отличительные особенности развития подростка в это время указаны в таблице 4.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками.

Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.

Особенности двигательной сферы: снижение двигательной активности.

Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях- развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления- активное развитие монологической, эгоцентрической и письменной речи- совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти- пик развития воображения.

Особенности развития личностной сферы: расширение самосознания:

поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»- появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи- развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию- повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого- эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий- развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении- обострение черт характера (акцентуации)- наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.

Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах- межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, она отходит на второй план- появление различных увлечений, которые затягивают подростка, где онсебя реализует- личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными- появляется референтная (значимая) группа- возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.

Таблица 4

Отличительные особенности развития младшего и старшего подростка

Видео: Психолог для подростка



Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое повзрослевшего ребенка. Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении со взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.

Рекомендации по преодолению подростковогокризиса:

= взрослым строить общение с подростком на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне-

= терпеливо принимать отказы подростка о помощи, но при случае найти убедительные слова и еще раз обратиться за помощью-

= заранее обсудить обязанности подростка в семье и не настаивать на их мгновенном выполнении-

= быть последовательными в предъявлении требований к подростку-

= как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи-

= поддерживать увлечения и интересы подростка, а при их негативном характере умело (личным примером, через совместную деятельность и другими способами) переориентировать на другое занятие-

= контролировать учебную деятельность-

= создавать условия для доверительных бесед-

= не запрещать общение со сверстниками (разрешать приглашать домой, предварительно обговорив условия такого общения)-

= вводить наказания при совместном их проговаривании, чтобы подросток принял и был готов к их реализации и контролю взрослого-

= давать в доброжелательной форме положительные и отрицательные оценки внешности и поступков подростка.

Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психология подростка