lovmedgu.ru

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода

Пренатальный период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка.

Предзародышевая стадия длится две недели и соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика.

Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития.

С 14-го дня развития эмбриона начинает формироваться первичная полоска элементов нервной системы. На 21-й день у эмбриона формируется сердце. С 30-го дня – начало дифференцировки центральной нервной системы.

К концу первого месяца устанавливается циркуляция эмбриональной крови, сформировалась пуповина – связь эмбриона с будущей плацентой. Появляются глазные впадины, зачатки рук и ног. Происходит закладка и развитие внутренних органов: печени, почек, мочевыводящих путей, органов пищеварения.

Первые движения плода зафиксированы на 6-й неделе развития.

Продолжается формирование глаз, носа, верхней и нижней челюсти, возникает орган вкуса. Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетельствуют о начале функционирования нервной системы: он начинает реагировать на прикосновения, на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери.

Совершенствуется строение сердца – оно становится четырехкамерным.

Формируются крупные кровеносные сосуды. В печени появляются желчные протоки. Идет развитие эндокринных желез, мозга. Сформировались ушные раковины, на конечностях появились пальчики. Происходит формирование мужских гонад. Они начинают продуцировать тестостерон – мужской половой гормон, что и приведет к формированию мужского пола.

На 10-й неделе в нервных волокнах спинного мозга обнаруживаются первые нейромедиаторы и регистрируется активность ствола головного мозга. Эмбрион научился глотать. Заканчивается развитие полости рта, кишечника, прямой кишки, желчных протоков. Завершилось формирование глаз, носа, ушей. Полушария мозга также уже сформированы, и начинается развитие мозжечка – основного координатора движений. Развивается центральная и периферическая нервная система.

В 13-14 недель беременности практически завершается формирование основных органов. По внешнему виду плод напоминает маленького человечка.

На основании электрофизиологических и иммуногистохимических данных исследователи делают вывод, что плод начинает чувствовать в возрасте 18-19 недель, но способность перерабатывать полученные ощущения не обнаруживается вплоть до 30-й недели развития. Эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления ЦНС, когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови.

Стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершается к моменту родов.

В 19-20 недель масса плода равна 300-350 граммов. Научился сосать.

Приоткрываются глаза. К концу четвертого месяца движения плода начинает чувствовать будущая мать.

Кости и мышцы развиваются на 21-22-й неделе. В 23-24 недели масса плода составляет 500-600 г. Он имеет все органы и системы вполне сформированными. Начинают созревать легкие. За счет совершенствования структур мозга в организме плода на 25-26-й неделе развития налаживается связь с корой надпочечников и начинается продукция ими кортикоидов – гормонов, необходимых для адаптации. Гипофиз плода достигает такой степени зрелости, что начинается выработка адренокортикотропного гормона, также стимулирующего гормональную продукцию надпочечниками.

В 27-28 недель плод весит до 1000 г. и имеет рост до 35 см. Однако он еще самостоятельно не может жить, так как его легкие недостаточно зрелые.

Отмечается интенсивный рост плода, формирование мышц. Егодвижения становятся более активными. При УЗИ можно видеть, что он умеет сосать палец и улыбаться.

На 7-м месяце появляются многочисленные рефлексы (сосание, реакция на громкие звуки и т. п.), достигающие полного развития после рождения и способствующие выживанию новорожденного. Плод имеет массу 1800-2100 г., рост 40-41 см., полностью развит, его шансы выжить в случае преждевременных родов значительно повысились.

Развитие ребенка полностью завершено на 37-38-й неделе. Оставшееся время плод будет прибавлять в массе и росте. В 39-40 недель он имеет все признаки зрелости. Его масса более 3000 г., а рост более 50 см., у него светлая кожа, достаточное количество подкожножировой клетчатки, он не нуждается вспециальном обогреве. У него развиты органы чувств, скоординированы движения.

Процитируем слова А. Гезеля: «Дородовая организация закладывает основы последующей жизни, но она также является конечным результатом долгого процесса развития в далеком прошлом... Новорожденный – это очень старый старик, уже прошедший большую часть своего развития».

Рассмотрим некоторые факторы и условия нормального психического развития, а также риска для будущего ребенка.

Эмбрион глубоко и интимно слит в своих собственных ощущениях с телесностью матери. Тело матери, обретая и удерживая собственный плод, нерасторжимо с ним в своих телесных ощущениях. На этой чувственной основе, по-видимому, и формируются глубокие связи, определяющие чувство привязанности и любви матери к ребенку.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка на этом этапе, тем больше дифференцирована его кспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Исследователи отмечают также важность регулярно организованной психологической среды, которая позволяет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, «систематизировать» их. Ребенок, находясь в утробе, предпочтительнее и быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с «другим», соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Каждая волна материнских гормонов выводит внутриутробного младенца из обычного состояния: он начинает «ощущать», что произошло нечто необычное, и пытается «понять», что именно.

Понимание обеспечивается самим совершением движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрессии, наблюдались с помощью кинокамеры, вживленной в стенку матки. Выяснилось, что пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери.

С шести месяцев берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему отражению в своем поведении- он «знает», какие движения вызовут чувство удовольствия, какие – неудовольствия. Если его мать заботится о ком-то еще, он может стать заботливым существом: он «мимикрирует», воспроизводя материнские эмоции. Шестимесячный эмбрион,

испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой- он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семимесячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них.

Если мать разговаривает с будущим ребенком, у того как правило раньше развивается речь, так как он безотчетно усваивает ряд звуковых сочетаний.

Многие беременные женщины говорят со своим плодом, как если бы он находился в одной с ними комнате. После своего рождения он уже умеет воспринимать, а многие даже узнают услышанные прежде слова, которые запечатлелись у них в сознании, словно записанные на магнитофон.

Положительным воздействием на будущее эмоциональное развитие детей, как отмечает А. И.Захаров, обладает также музыка: негромкая, без сильных низких звуковых колебаний (вибраций), ласкающая слух матери, заставляющая «прислушиваться» к ней плод. Главное – положительное влияние на настроение матери, эмоциональный тонус, ее психическое состояние, а через это – на состояние плода.

Отрицательное воздействие на плод оказывают эмоциональные стрессы, испытываемые беременной. А. И. Захаров описал механизм действия такого стресса на плод. По его мнению, при всех острых или хронических отрицательных переживаниях в кровь матери выбрасываются (или поддерживаются на постоянном уровне) гормоны беспокойства, достигающие плода без каких-либо препятствий через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода еще полностью отсутствует система нейтрализации гормонов беспокойства и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амнеотической (околоплодной) жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению околоплодной жидкости во второй половине беременности увеличивается и количество находящихся в ней гормонов беспокойства или их биохимических последствий. По аналогии можно вспомнить известное накопление нитратов в овощах и фруктах. Если учесть уже достаточно развитую и сверхчувствительную организацию нервной системы плода во второй половине беременности, то нет ничего странного, что плод при стрессе матери сосет палец и беспокойно ведет себя. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускоренным и усиленным сердцебиениям. Временами плод затихает, сердцебиения слабеют, развивается торможение. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности превращается в своего рода «гормональный бульон», в котором «варится» плод. Одновременно он испытывает все больший недостаток кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний. Сами же гормоны беспокойства приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования.

Таким образом, длительно действующий стресс оказывает отрицательное влияние, вызывая состояние внутренней неудовлетворенности,которое и можно отнести к основополагающей характеристике общего стрессового состояния матери при беременности. Именно частое состояние внутренней неудовлетворенности является единственным фактором стресса, способствующим таким серьезным осложнениям беременности, как угрозавыкидыша и преждевременной отслойки плаценты, и соответственно преждевременным родам.

Негативное воздействие на плод оказывает также отрицательное отношение матери к настоящей беременности. А.И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, преждевременного, несоответствующего по полу, лишнего ребенка.

Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.

Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выступают как первые, так и вторые дети в семье.

Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежеланностью, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Исследования показывают, что эти дети более уязвимы в своем развитии.

Для экспресс-диагностики физиологической зрелости новорожденных (физиологическая зрелость – готовность к переходу в новые условия жизни) используется Шкала В. Апгар – И. А. Аршавского (см. таблицу 1).

Таблица 1

Шкала В. Апгар – И. А. Аршавского для экспресс-диагностики физиологической зрелости новорожденных



Шкала представляет собой тест на жизнеспособность новорожденного. Проводится он для того, чтобы как можно быстрее выявить возможные отклонения и немедленно принять меры по их нейтрализации. У большинства нормальных детей итоговый балл – 7 и выше. Новорожденные с оценкой 4 балла и менее нуждаются в подключении к системам жизнеобеспечения.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода