Понятие о биологических ритмах человека
Видео: Урок ОБЖ 10 класс. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность.
Рекомендуемая литература:1. Доскин В.А., Лаврентьев Н.А. Ритмы жизни: 2-е изд. Перераб. – М.: Медицина, 1991.-176стр.
2. Путилов А.А.»Совы», «жаворонки» и другие. – М.:Совершенство, 1997.
3. Ужегов Г.Н. Биоритмы.-Смоленск: Русич, 1997. –стр.3-76
4. Чижевский А.Л. «Земное эхо солнечных бурь».-М.: Мысль, 1976.
5. Шапошникова В.И. Биоритмы – часы здоровья. – М.: Сов. Спорт, 1991.-63с.
Дополнительный блок информации.
Как известно, одна из задач валеологии как науки – это оптимизация связи (отношений) человека с природой. Среди различных аспектов этой проблемы «человек и природа» немаловажным является знание о наличии биологических ритмов.
Биологические ритмы (греч. -bios жизнь- rhythmos - чередование, последовательность – это ритмические колебания характера и интенсивности различных биологических процессов и явлений.
Вся Вселенная пронизана ритмами. Начиная от вращения планет Солнечной системы и кончая ритмическим делением клетки – все подчинено закону колебательного движения, ритмичности.
Именно ритмичность – фундаментальное свойство органического мира и одно из условий существования живых систем. Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. В их основе лежат изменения метаболизма (обмена веществ) биологических систем, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов. Физиологические ритмы человека составляют основу жизни. Одни ритмы поддерживаются в течение всей жизни, и даже краткое их прерывание приводит к смерти. Другие появляются в определенные периоды жизни индивидуума, причем часть из них находится под контролем сознания, а часть протекает независимо от него. Ритмические процессы взаимодействуют друг с другом и с внешней средой.
Изменение ритмов, выходящих за пределы нормы, либо появление их там, где они раньше не обнаруживались, связано с болезнью.
Наука, изучающая биоритмы, называется биоритмология или хронобиология (греч. chronos - время, bios - жизнь и logos – учение). Зачатки ее возникли в глубокой древности, ибо интерес к биологическим ритмам человек проявлял на протяжении всей своей истории, постепенно накапливая имперические знания о периодичности в живой и неживой природе, о причинах, ее обуславливающих. Так за 300 лет до н.э. Герофил (греческий врач из Александрии) уже отмечал изменения частоты пульса у человека в течение суток. Гиппократ знал, что здоровье каждого человека улучшается или ухудшается циклически и эффект лечения зависит от времени применения лекарств. и др. Впервые научно обоснованные исследования биоритмов стали проводиться в конце 19 века в двух городах, тогдашних центрах научной мысли, - Берлине и Вене. В этот период З.Фрейдом была создана теория психоанализа, которая сочеталась с теорией биоритмов в том, что обе они предлагали новые пути для объяснения скрытых причин нашего поведения в повседневной жизни. Но самостоятельной наукой хронобиология стала лишь во второй половине ХХ века, когда весной 1969 года в Колдспринг – Харборе (Америка) состоялся международный симпозиум, посвященный изучению ритмов живых систем, на котором и было провозглашено появление самостоятельной науки о биологических ритмах.
Знания о существовании биоритмов, изучение своих индивидуальных биологических ритмов необходимо каждому, т.к.
• знание их, учет в повседневной жизни помогут максимально использовать потенциальные возможности организма (в том числе и при организации учебного процесса)-
• образ жизни в соответствие со своими биоритмами способствует сохранению здоровья, повышению уровня индивидуальной защищенности человека от разных опасностей и продлению жизни, пренебрежение же ритмами часто губительно для здоровья-
• выявление нарушений ритмов можно использовать для диагностики неблагополучия в организме на самых ранних этапах, так как нет ни одного заболевания, которое протекало бы на фоне нормального хода биологических ритмов организма.
Основными характеристиками (параметрами) биоритмов являются такие показатели:
1. период – время, в течение которого колебательная система совершает полный цикл изменений.
2. мезор – средний уровень показателей изучаемого процесса, вокруг которого происходит колебание- он предоставляет возможность дать интегральную оценку биологического процесса за весь цикл его колебания.
3. амплитуда – величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней. Она является показателем благополучия или индикатором неблагоприятных влияний на организм.
4. фаза – положение колеблющейся системы в любой момент времени- по отношению к среднему уровню может быть положительной (+) и отрицательной (-). При изучении различных биоритмов человека бывает необходимым установить их синхронность (совпадение) по фазе.
5. акрофаза – время максимальной функции.
6. ортофаза – время минимальной функции.
Факторы (внешние и внутренние), которые влияют на ритмичность процессов, происходящих в живом организме, получили определение «синхронизаторы», или «датчики времени».
К внешним факторам относятся: изменение освещенности, температуры, магнитного поля, интенсивности космических излучений, сезонные и солнечно-лунные влияния, социальные влияния, характерные для человека.
К внутренним факторам относятся нейрогуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме.
Проводится много исследований с целью выявления природы и механизма биоритмов. Современные биологи резко расходятся во мнении относительно природы биоритмов.
Большинство авторов, в том числе признанный авторитет в области биоритмологии Дж.Л.Клаудсли – Томпсон, считают, что природа биоритмов эндогенна (врожденные биоритмы). В многовековой борьбе за сосуществование выжили те организмы, которые могли уловить изменения в природных условиях и настроить свой ритмический аппарат в такт внешних колебаний и передать это свойство генетически.
Убедительные доказательства эндогенной природы основных биоритмов человека находят при исследовании биоритмов у однояйцевых близнецов: даже будучи разлученными вскоре после рождения они росли и развивались по одной генетической программе, жили по одним биологическим часам, одинаково прибавляли в весе, имели одинаковый пульс и др.
Для объяснения этого внутреннего механизма предложена гипотеза «хронона» (К.Ерет, Э.Тракко), согласно которой в организме имеется участок молекулы ДНК («хронон»), контролирующий биоритмы.
Другая гипотеза предполагает, что в генерации врожденных биологических ритмов участвуют клеточные мембраны путем периодических изменений потоков ионов (прежде всего, калия) через них.
Есть и противоположная точка зрения на природу биоритмов – американский профессор биологии Фрэнк А.Браун и его сторонники считают, что ритмические колебания, наблюдаемые в живых организмах, есть не что иное, как результат непрерывного воздействия космических и геофизических факторов проникающего характера. К силам такого рода Ф.Браун относит космические лучи. атмосферное давление, электромагнитные поля, магнитное поле Земли, ионизация атмосферы и т.д. Интенсивность этих потоков связана с фазами Луны и циклами солнечных пятен. Например, еще в 1934 г. братья Дель отметили, что смертность людей резко повышается в периоды всплесков солнечной активности.
Сторонник третьей точки зрения по этому вопросу В.Х.Торп считает, что биологические ритмы приобретаются в результате обучения, запускаются самыми ранними впечатлениями от суточного цикла сразу после рождения и продолжают действовать в течение всей жизни.
Каждая из этих гипотез имеет своих приверженцев и противников, но решающими доказательствами никто пока не располагает.
В реализации ритмических колебательных изменений функций организма человека особая роль принадлежит эндокринной системе: гипоталамус (к нему идет возбуждение от органов чувств- это вегетативный координирующий центр) ? гипофиз ? другие железы внутренней секреции ? «рабочие органы».
Классификация биоритмов.
Биологические ритмы принято делить на
?неадаптивные, те, которые не обеспечивают адаптацию организма к изменениям окружающей среды. Такие ритмы обусловлены закономерностями протекания ферментативных реакций, скорость и направленность которых регулируется по принципу обратной связи. Периоды таких ритмов измеряются миллисекундами.
?адаптивные (экологические) - это ритмы, обусловленные наличием в окружающем мире различных периодических геофизических процессов, в том числе и таких как
• вращение Земли вокруг своей оси (24 часа), что обусловливает смену дня и ночи-
• вращение Солнца вокруг своей оси (27 дней) и Луны около Земли (29,5 дней), из-за чего наблюдаются приливы и отливы в морях и океанах, смена фаз Луны-
• вращение Земли вокруг Солнца, что объясняет смену времен года-
• изменение солнечной активности (с периодом 11-12 лет) и др.
Синхронно с этими абиотическими процессами происходят колебательные изменения и в организме человека с такими же периодами. При этом датчики времени (синхронизаторы) могут быть как внутренние, так и внешние.
Ритмы, независимые от внешних датчиков времени, имеющие внутренний водитель ритма, называются эндогенными. Они имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду до одного цикла в год. К ним относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и др.
Ритмы, зависящие от влияния внешних синхронизаторов, т.е. факторов внешней среды, называются экзогенными.
Наиболее распространенной в научной литературе является классификация биоритмов по частотам колебаний (т.е. по величине, обратной длине периодов ритмов), разработанная Ф.Халбергом.
Интерес представляют 3 группы ритмов по этой классификации:
1. Циркадианные (среднечастотные)-
2. Инфрадианные (низкочастотные)-
3. Ультрадианные (высокочастотные).
Ультрадианные ритмы – те ритмы, частота которых более 1 раза в сутки. Распознать такие ритмы, присущие многим организмам, достаточно трудно, еще труднее пояснить их механизм. Более других изучен полуторачасовой ритм мозговой активности, наблюдаемый и в период бодрствования, и в период сна человека. Изменения при этом невелики, порой для самого человека незаметны. Однако электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и ряд специальных психологических тестов подтверждают, что внимание и познавательная деятельность человека подвержены циклическим колебаниям с периодом 90-100 секунд. Этот ритм необходимо учитывать при составлении расписания уроков, планировании продолжительности учебных занятий. Во время сна ритм проявляется чередованием фаз сна (о чем говорилось при изучении предыдущего модуля).
Циркадианные ритмы (латинск. Circa – около- dies – день)- околосуточные биологические ритмы с периодом, близким к 24 часам, что связано с вращением Земли вокруг своей оси. Циркадные ритмы наблюдаются у очень большого числа самых различных организмов: у одиночных клеток, у растений и животных, у человека. Этот феномен является общей характеристикой физиологической организации живых существ на нашей планете.
В настоящее время ученые располагают сведениями о суточной периодичности более 400 функций и процессов, присущих организму человека. Наиболее важные из них следующие:
• Ритм сна и бодрствования является основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех других ритмов. Сон и бодрствование неразрывно связаны между собой, о чем уже шла речь ранее, при изучении модуля 2.
• Температурный ритм – один из главных суточных ритмов. Ночью температура тела человека самая низкая. К утру она повышается и достигает максимума к 18 часам. Этот ритм на протяжении долгих лет эволюции позволял чередовать степень активности организма в зависимости от периодических температурных колебаний внешней среды. Днем температура выше, значит, выше активность биохимических реакций и интенсивнее идет обмен веществ в организме, следовательно, выше уровень бодрствования человека, он более энергичный и оптимистичный. К вечеру температура тела снижается, и человеку легче заснуть. Это явление было описано еще в 1842. Температура тела здорового человека колеблется в пределах 0,5=1 градуса. Как увеличение, так и уменьшение амплитуды колебаний отмечается в биологически менее надежных состояниях, являются свидетельством неблагополучия в организме.
• Ритм мочевыделения
• Ритм выделения гормонов коры надпочечников
• Ритм АД, частоты пульса, дыхания, синхронные с температурным биоритмов
• Ритм работоспособности. Работоспособность человека чаще всего изменяется по М-образной кривой – физиологической кривой работоспособности. На ней отчетливо прослеживаются два главных периода активности, когда уровень физиологических функций высок: между 10 и 12 часами и 16 и 18 часами, а к 14 часам и в вечерние часы работоспособность падает.
Однако не все люди испытывают однотипные колебания работоспособности в течение суток:
Одни лучше работают в первой половине дня – это так называемые «жаворонки»: они рано просыпаются, в 6 часов утра, чувствуют себя наиболее бодрыми и работоспособными в первой половине дня, вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать.
Другие – лучше работают во второй половине дня – это «совы»: они засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром
. Третьи – аритмики или «голуби» - могут успешно трудиться в любое время дня.
В результате экспериментальных исследований немецкий физиолог Р.Хашпп установил, что 1/6 часть людей относятся к людям утреннего типа, 1/3 – вечернего типа, а половина людей – «голуби»- это преимущественно люди, занятые физическим трудом.
Эти отличия сопряжены и с другими биологическими особенностями организма человека. Американские исследователи Блейн и Коркоран предполагают, что у утренних и вечерних разный порог возбудимости. Другие авторы, в частности швед Остберг, считают, что у утренних собственный период циркадного ритма не превышает 24 ч, а у вечерних он длиннее на 1 ч. В результате наложения астрономического времени на суточные ритмы вечерних происходит так называемое «затягивание» ритма, поэтому наилучшее состояние достигается во второй половине дня.
Различия «сов» и «жаворонков» обусловлены различиями в гормональной и психической сферах организма. «Совы» - это люди обычно с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно их обосновать. Иногда это педанты, систематики. Они склонны к логическим размышлениям, выжидательны, замкнуты, люди долга. Их отличает хорошее самообладание. Они могут быть расчетливы, излишне строги и деспотичны. «Жаворонки» - это люди, сильно и быстро реагирующие на внешние воздействия, склонные к увлечениям. Это люди – большие энтузиасты. В науке это творцы новых идей, они быстро восстанавливают силы и быстро устают, поэтому максимально работоспособны с утра. Они более чувствительны к переменам погоды. «Голуби» занимают промежуточное положение между этими группами, но все-таки обычно ближе к лицам утреннего типа.
Таким образом, лица, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют (у утренних чаще возникает гипертония). Все это позволяет считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством. И с этим качеством нельзя не считаться. Особенно это важно для ребенка. Взрослый может себя заставить работать тогда, когда нужно, а ребенку тяжело ломать свою систему ритмов, данную ему с рождения природой.
Исходя из сказанного, работу необходимо планировать с таким расчетом, чтобы наиболее трудные задачи попадали на пик работоспособности. Однако при этом не следует путать биоритмику с процессом нарастания физической усталости, которая, естественно, минимальна в утренние часы и после достаточно продолжительного перерыва. Знание всего этого позволяет наиболее рационально распределять трудные и легкие, простые и сложные, ответственные и не очень, напряженные и ненапряженные дела в течение рабочего дня и чередовать их необходимым образом в соответствии с колебаниями трудоспособности.
Отсюда становится понятным, почему наиболее неблагоприятным для здоровья является сменный режим работы, когда род деятельности человека заставляет его работать одну неделю вечерами, другую с утра, а третью – в ночную смену. Как показали лабораторные исследования над животными, значительное снижение продолжительности жизни у них наблюдалось именно тогда, когда раз в неделю их режим перестраивался так, что день становился ночью и наоборот.
• Ритм потребности организма в питательных веществах является также внутренне присущим организму человека. В пользу этого свидетельствует целый ряд косвенных и прямых аргументов.
Так, при голодании сохраняется ритм многих физиологических функций, в том числе ритм энергетического баланса и обмена веществ, поступающих в организм с пищей. Следовательно, периодическое поступление пищевых веществ всегда согласовано с работой внутренних органов.
Существует суточный ритм выведения пищеварительных соков и активности ферментов пищеварительного тракта. Пик кислотности приходится предположительно в середине дня. Таким образом, организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Есть оптимальное время для приема пищи, время, когда съеденные пищевые продукты усваиваются более полно и лучше обеспечивают потребности организма в пластических, энергетических и регуляторных веществах. В последнее время проведенные исследования убедительно доказывают необходимость увеличения кратности приемов пищи, т.к. только в этом случае возможно полноценное усвоение различных пищевых веществ, полученных в следующие один за другим приемы пищи. Несомненно, что совпадение потребности в пище и времени реального ее приема улучшают работу пищеварительного тракта.
Предположение ученых о связи ритма питания с ритмом работоспособности оправдались.
Инфрадианные биоритмы - те ритмы, частота которых менее 1 раза в сутки (следовательно, их период более 1 дня).
.Интерес представляют следующие из них:
Недельные биоритмы работоспособности. Считают, что они были искусственно выработаны человечеством для удобства общения, т.к. в природе нет недельных циклов. Семидневная неделя (чередование 6 дней работы и 1 дня отдыха) создавалась людьми интуитивно, вбирая в себя народную мудрость и исторический опыт тысяч поколений, и только сейчас, благодаря исследованиям эндокринолога Хамбургера, установлено, что в строго недельном ритме меняется уровень гормонов коры надпочечников – важнейшего регулятора многих жизненных функций человека. Ученый проводил ежедневные исследования своей мочи на выделяемые гормоны и за 17 лет исследований установил эту зависимость. Русский физиолог П.Я.Пэрн в книге «Ритмы жизни и творчества», которая явилась результатом 18-летних наблюдений за своими настроениями, ощущениями, интимными переживаниями, описал наличия 7-дневного (наряду с другими) ритма изменение ясности мышления, интимной восприимчивости и др. функций организма.
Также установлено, что при вращении Солнца вокруг своей оси (за 27 дней) возникают постоянные изменения межпланетного магнитного поля. Приблизительно каждые 7 дней (точнее 6,75 суток) Земля оказывается в разнообразных его секторах, что влияет на геомагнитные процессы на нашей планете, на ее погодные условия и на живые организмы. Особенно неблагоприятными для живых организмов бывают дни, когда происходит смена магнитного сектора. В эти дни происходит резкое снижение работоспособности, возникает сонливость, усиливаются проявления хронических заболеваний.
Однако вопрос о природе недельных ритмов (эндогенны они или экзогенны) до сих пор остается дискуссионным. Что касается человека, то все-таки считается, что его недельный цикл работоспособности носит в основном социальный, а не физиологический характер, является приобретенным условным рефлексом на время, что продолжается в течение всей жизни цивилизованного человека. Как условный рефлекс он может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (пятидневная рабочая неделя).
График работоспособности человека в течение недели сопоставим с изученными фазами работоспособности: фаза вхождения в работу (понедельник, вторник), фаза оптимальной стойкой работоспособности (среда, четверг) и фаза утомления (с пятницы и далее). Это нужно учитывать при составлении учебного расписания на неделю.
К сожалению, календарная неделя не обеспечивает синхронизацию физиологических процессов с природными изменениями магнитного поля, что объясняется разницей в величине периода этих ритмов. Поэтому неблагоприятные для здоровья изменения в природе не всегда совпадают с выходными днями, когда человек имеет возможность уменьшить уровень нагрузки на организм. Если в повседневной трудовой деятельности люди вынуждены подчиняться ритму, навязанному календарной неделей, то п ри разработке индивидуальных систем воздействия на организм (например, цикличность тренировок) желательно учитывать естественный недельный цикл и уменьшать нагрузки в неблагоприятные дни месяца.
Месячные биоритмы человека, в отличие от недельных, являются природными. На протяжении месяца систематически изменяется взаиморасположение Луны и Солнца. В соответствие с этим происходят колебания их суммарного гравитационного влияния на Землю, величина лунной освещенности ночью и др. Связь с фазами Луны наиболее четко выявляется в динамике репродуктивных процессов (менструальный цикл– созревание яйцеклетки в организме женщины за 27-28 дней). Синхронно с этим циклом в женском организме происходит еще целый ряд ритмических колебаний:
• температуры тела-
• обмена веществ, содержания сахара в крови-
• массы тела-
• состояния нервной системы и поведения – в предменструальной и менструальной фазах характерна раздражительность, напряженность, резкие колебания настроения- во время овуляции самочувствие и настроение значительно улучшается. У одних женщин эти изменения малозаметны, у других - выражены очень сильно.
• работоспособности женщин – один «взрыв» физической и умственной активности в предменструальный период (на фоне раздражительности и напряжения), второй – во время овуляции (на фоне хорошего самочувствия и уравновешенности). Во время менструации отмечена меньшая способность к адаптации, повышенная эмоциональная лабильность, снижение способности к ориентации в жизненных вопросах, к планированию, к взаимодействию с окружающими людьми.
Месячный ритм физической работоспособности и настроения наблюдается и у мужчин. Так у группы обследованных спортсменов (легкая атлетика) отмечалось в конце каждого околомесячного цикла улучшение результатов, а новые двигательные навыки давались в этот период значительно легче и быстрее. Отмечается околомесячный ритм роста бороды и усов, что объясняют циклическими изменениями гормонального фона у мужчин.
На многие месячные ритмы оказывает влияние Луна (один из разделов хронобиологии – селенобиология). Так в новолуние отмечается минимальный уровень физической и умственной работоспособности. К полнолунию он увеличивается, отмечается увеличение активности детей на уроках, в то же время именно в полнолуние характерны неуравновешенность, раздражительность, агрессивность, нарушения поведения. К следующему новолунию эти показатели снижаются до минимума. Это связывают с тем, что Луна влияет на выработку мелатонина и серотонина, которые регулируют психику и поведение человека.
Есть наблюдения, что в фазе растущей Луны тело человека как бы настроено на «вдох», аккумуляцию энергии, бережливость, собирание, накапливание, организм более расположен к отдыху, сильнее реагирует на прием лекарственных средств, эффективнее сказывается действие рефлексотерапии с целью усиления функции какого-то органа.
Наоборот, на убывающей Луне организм настроен на «выдох», расход энергии, активность, выведение. В этот период более благоприятно протекают хирургические операции, удаление зубов, очистительные процедуры, борьба с бородавками, эффективна рефлексотерапия с целью снятия напряжения.
Сезонные (годовые) ритмы – это окологодовые колебания показателей гомеостаза организма, которые вызываются сезонными изменениями внешней среды (прежде всего освещенности, температуры, спектра питания).
Периодичные сезонные колебания характерны для:
• артериального давления (повышается в весенне-летний период, снижается осенью и зимой),
• частоты пульса (реже –весной и осенью, чаще – зимой и летом),
• состава крови (например, содержание общего белка в сыворотке крови увеличивается зимой и уменьшается летом),
• иммунологической реактивности организма (это влияет на сезонную заболеваемость людей),
• процессов роста (максимально – в летние месяцы),
• гормональной активности мужчин (пик – август, сентябрь),
• способности глаза к адаптации (весной и ранним летом максимальная),
• психической активности людей (выше весной и в начале лета, ниже – зимой),
• их настроения и поведения- так в странах с умеренным и холодным климатом нередко у людей отмечается зимняя депрессия, попытки суицида.
В эндогенном годовом цикле человека кроме описанных сезонных биоритмов есть внутригодовые индивидуальные биоритмы (свой индивидуальный год). Этот год не зависит от календарного года. У людей с разними эндогенными годовыми циклами наблюдаются биоритмические особенности в колебаниях пульса, температуры тела, электрической активности мозга и др.
Первый годовой эндогенный цикл начинается с даты оплодотворения и завершается через три месяца после рождения ребенка.
Исследования показали, что в эндогенном годовом цикле есть зоны благоприятные для жизнедеятельности и зоны повышенного риска (критические периоды). Благоприятным для проявления большинства качеств личности и в первую очередь двигательных возможностей является первый месяц жизни после дня рождения. Статистическая обработка спортивных результатов наисильнейших спортсменов мира продемонстрировала, что в первый месяц после дня рождения личные рекорды составляют 19,5% при среднегодовом показателе 8,3%.
Наиболее опасный период каждого года – это месяц перед датой рождения (зоны критического риска отвечают критическим моментам эмбрионального развития человека). В этот период резко увеличивается количество людей с инфарктом миокарда и смертность от него, возрастает количество респираторных заболеваний, снижается работоспособность, у детей чаще развиваются осложнения после прививок и др. Однако не следует относиться к этому как к чему –то фатальному, неизбежному. Просто можно установить критическую зону индивидуального года, с учетом ее спланировать рациональный режим труда и отдыха на этот период, заранее побеспокоиться об укреплении своего организма.
Многолетние ритмы – это ритмические процессы в организме человека с периодом в несколько лет. Например, по данным Пэрна взлет творческой активности, «усиление духовной жизни и прояснение сознания» наблюдается каждые 6-7 лет. Были отмечены и 12-летние ритмы на протяжении жизни человека, когда пересматривается основа образа жизни, вносятся коррективы в зависимости от возраста, изменившихся потребностей и др. Начало каждого нового жизненного цикла – в 13, 25, 37, 49 лет, 61 и т.д. Л Конча установил «пики роста» у мальчиков через два года на третий, а у девочек – каждый второй год.
В 30-ые годы прошлого столетия известный русский физик Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) написал книгу «Земное эхо солнечных бурь», в которой показал влияние солнечной активности на человека, особенно на его психику, нервную систему. Один из выводов Чижевского состоит в том, что начало массовых общественных волнений – войн, революций – зависит от ритма, который задается 11-летним циклом солнечной активности. В 20 веке годы активного Солнца следующие: 1904-05-06, 1916-17-18, 1928-29, 1939-40-41 и т.д., 1989-90=91, 2000-01. Каждый может вспомнить наиболее значимые события, происходящие в указанные годы.
Более поздние исследования ученых выявили линейную зависимость величины общей смертности населения Украины и солнечной активности. Получены данные, свидетельствующие об ускорении старения людей, родившихся в годы активного Солнца.
На протяжении многих лет в психологии, физиологии, спорте и других областях науки проводятся исследования по изучению месячных биоритмов. В результате в первой половине ХХ века была создана известная концепция о трех ритмах (или теория «критических» дней). Ее основоположниками стали профессор психологии Венского университета Герман Свобода, немецкий врач-отоларинголог Вильгельм Фляйс и австрийский инженер, доктор технических наук Альфред Тельтшер. Активный популяризатор теории - Джорж Томмен, швейцарский бизнесмен, переехавший в Америку. Эта теория достаточно популярна и в наши дни.
Основные положения теории:
1. В момент рождения одновременно в организме человека возникают три основных, протекающих независимо друг от друга ритма:
- физический (период 23 дня)-
- эмоциональный (период 28 дней)-
- интеллектуальный (период 33 дня)
2. Все три ритма имеют строго синусоидальную форму, не изменяющуюся на протяжении всей жизни человека, и неизменную частоту (длительность периода).
3. Первая половина каждого ритма является благоприятной для человека (положительная фаза), вторая половина – неблагоприятной (отрицательная фаза). В такие дни человек ощущает повышенную работоспособность, улучшение физического состояния, прилив сил, спортсмены достигают максимальных результатов, более эмоциональное восприятие окружающего мира, господствуют оптимистические настроения и доброжелательность, чувство уверенности в себе, мир представляется прекрасным
4. Дни перехода положительной фазы в отрицательную и наоборот считаются критическими или нулевыми. Именно в эти дни чаще всего допускаются разнообразные ошибки в производственных и бытовых ситуациях. Особенно когда совпадают критические дни эмоционального и физического ритмов. Так, например, результативность стрельбы из мелкокалиберного оружия и силовых упражнений у спортсменов в двойные критические дни уменьшалась соответственно на 19-23% и 13-15%. Исследования Г.Швинга демонстрируют, что в критические дни несчастные случаи происходят в 6 раз чаще, чем обычно, а случаи смерти – в 11 раз. В критические дни интеллектуального цикла необходимо быть очень осторожным при принятии ответственных решений. Критические дни составляют 20% жизни каждого человека, остальные 80% - смешанные, зависят от многих факторов. Особенно осторожными надо быть в «тройные» критические дни, когда кривые всех трех циклов пересекают «нулевую» отметку. Такие наблюдения сделаны при изучении статистики авиакатастроф, несчастных случаев на промышленных предприятиях, дорожно-транспортных происшествий.
5. Каждый человек может составить для себя карту биоритмов, котоорая может быть полезна для планирования предстоящих дел, поможет избежать жизненных невзгод, максимально использовать энергию положительных фаз.
Однако некоторые авторы (Б.С.Алскринский, С.И.Степанова, 1985) дают критический анализ материальной природы этой концепции, отрицают научность теории «критических дней»:
• Неправомерен отсчет ритмов со дня рождения, ведь и во внутриутробном периоде ребенок подвержен ритмам, и неоплодотворенная клетка подчинена ритму.
• Такие важные сферы человеческого организма (физическую, эмоциональную и интеллектуальную) нельзя рассматривать изолировано друг от друга, что противоречит представлениям современной науки.
• Придание трем ритмам предельной стабильности на протяжении всей жизни и предопределенности критических дней без учета возраста, пола, типа нервной системы явно противоречит способностям человеческого организма к исключительной, феноменальной пластичности, адаптации- это самое слабое место теории.
Принимая во внимание указанные возражения, не следует абсолютизировать определенные критические дни- однако большого вреда от расчета трех ритмов нет (предупрежден –значит защищен).
Таким образом, изучение биторитмов позволяет прогнозировать состояние организма и расширять его возможности..
При изучении биологических ритмов сформулировано новое понятие о десинхронозе как патологическом состоянии, связанном с нарушением индивидуальных биоритмов человека. Продолжается дискуссия о том, является ли десинхроноз «третьим» состоянием (как считает большинство исследователей) или уже болезнью.
Различают 2 вида десинхроноза:
а) внешний – возникает при несоответствии внешних датчиков времени (день-ночь) и фазы биоритмов организма человека. Наблюдается при быстрой смене часовых поясов, причем последние данные показали, что для появления отклонений в функциональном состоянии организма достаточно сдвига во времени на 2 часа.
Проявляется нарушением ритма сна и бодрствования, ухудшением настроения, самочувствия, снижением работоспособности, нарушением менструального цикла (у женщин), деформацией фаз сна и др.
Полностью нормализация суточных ритмов завершается только через 2 недели.
б) внутренний – сущность его в нарушении естественных взаимоотношений суточных ритмов органов и систем. Появляется он довольно легко, но избавиться от него трудно. Особенно часто это наблюдается при выполнении работ с большим нервным напряжением. Так, у студентов в период экзаменов нередко повышается температура тела, АД, учащается пульс в поздние вечерние часы до величин, характерных для дневного времени. Сами по себе эти цифры невелики, но то, что они обнаруживаются в необычное время, расценивается как признак переутомления.
Обнаруживается рассогласование биоритмов даже при однократном употреблении алкоголя, причем если организм выводит алкоголь через 12-15 часов, то нарушения ритмов сохраняются в течение двух суточных циклов. Этим объясняется еще один механизм нарушения здоровья при употреблении алкоголя.
Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
1. Дать понятие о биоритмах и хронобиологии.
2. Рассказать о теориях происхождения биоритмов.
3. Охарактеризовать основные виды суточных биоритмов человека.
4. Проанализировать основные положения теории критических дней- ее достоверность.
5. Указать различия между биологическим, индивидуальным и календарными годами.
6. Объяснить влияние Луны и Солнца на биоритмы человека.
7. Обосновать значение изучения биологических ритмов человека.
8. Дать понятие о десинхронозе. Охарактеризовать его виды
Поделиться в соцсетях:
Похожие