Смысложизненные ориентации людей пожилого и старческого возраста
У Николая Заболоцкого есть строки:Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, -На самом деле то, что именуют мной, -Не я один. Нас много. Я - живой.
Смысложизненные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику. В процессе жизни человека смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности, регуляторному вкладу в бытие. Динамичность смысложизненных ориентации прослеживается на всем пути существования человека. «Каково мое предназначение в этой жизни?», «К чему я стремлюсь?» - такие вопросы время от времени задает себе каждый человек и на каждом жизненном отрезке бытия отвечает по-разному.
В исследовании нас интересовали изменения смысложизненных ориентации и акме, к которым человек приходит в пожилом и старческом возрасте. С этой целью мы обратились в Центр социального обслуживания, где имеется отделение дневного пребывания, куда приходят 30 человек в месяц. Их ожидают общение с интересными людьми, экскурсии, посещение выставок, театров, музеев, а также ежедневные вкусные обеды. Инвалидам в отделении социальной реабилитации опытные специалисты помогают восстановить прежнюю физическую активность.
К таким посетителям мы и обратились с просьбой заполнить нашу анкету «о смысле жизни и акме», разработанную коллективом под руководством А.А. Бодалева и В.Э. Чудновского. Всего было опрошено 90 человек. Опрашиваемые были разделены на две группы по возрасту. В первую группу вошли посетители ЦСО от 60 до 75 лет. Вторую группу составили люди от 75 до 90 лет. Это разделение на группы было предпринято с целью выявления различий, если они есть, в смысложизненных ориентациях.
Все участники отнеслись положительно к процессу работы. Им было лестно, что обращаются к их помощи, но после подробного ознакомления с вопросами 27 человек отказались от заполнения анкеты. При-ведем мотивировки отказа.
а) Нежелание ВОРОШИТЬ прошлое. «Смысл был в юности. Много чего хотелось. Многое не сбылось, Что теперь об этом писать? Грустно»- «Мне страшно оглянуться назад. Прошла моя жизнь. А что сделано? Ничего. И уже ничего не вернешь»- «Зачем такие странные вопро-сы? Смысл жизни давно потерян. А был ли он? Куда все ушло? А сейчас все пусто».
б) Отсутствие принятия себя в этом возрасте. «Какой смысл жизни? Все было. А было ли? Сейчас как паразит. Поел и набок»- «Трудно в теперешнем состоянии говорить о таких вещах. Это издевательство, что я могу, куда стремиться и зачем? Я никому не нужна. Это страшно»- «Я сейчас такая страшная. А была хороша. Принесу Вам фотографии свои молодых лет. Все было - и цели, и смысл. А сейчас - что говорить»- «Я воевал, строил, сейчас пенсионер. Кому я такой больной нужен? Какие можно строить цели, смысл жизни? Это ужасный возраст»- «У меня давление, сердце, почки. Я такая больная. Не до великих смыслов. Самой противно на себя глядеть»- «Как подумаю, что со мной сделала жизнь! А были цели, великие, смысл (с иронией). Теперь все ушло. И я стараюсь не помнить все, что было».
в) Стыд за прожитую жизнь. «Жизнь пролетела как стрела. Что я сделал? Ничего. Я работал, учился. Имею два образования. А кому это нужно? Страшно смотреть в прошлое. Суетился, суетился, и пусто?»- «Стыдно, все было, но, наверное, все было пустое. Не хочу говорить и писать об этом»- «Все я сделала в своей жизни не так. Страшно оглянуться. А своими вопросами Вы еще хуже сделали. Еще раз подчеркнули мою несостоятельность». Остальные 63 человека на вопрос о значении смысла жизни выделили несколько приоритетных ценностей в становлении смысложизненных ориентации.
Значимой ценностью является трудовая деятельность, которая позволяет реализовать материальные и духовные потребности человека. Отсутствие профессиональной трудоспособности равносильно краху жизни. «Я работал на “Шарике” (з-д “Шарикоподшипник”), давал план. Всегда оставался на сверхурочную работу. Мой цех был призером. По-лучал премии. А сейчас? Что я могу? Работа ушла, и смысла нет». «Я работала в министерстве, пела в хоре. Сейчас пою в хоре ветеранов, но это от скуки. Смысл жизни в работе, а ее нет».
Люди тяжело переживают депривапию общения. «Я одинока. Мне не с кем поговорить. Какие бы я смыслы ни придумала для себя, кому я нужна?»- «Все было: близкие, семья, друзья - теперь один. Смысл жизни связан с людьми. А где они? Нет людей, нет смысла и цели жить. А Вы о смысле жизни...».
Смысложизненной утратой многие считают отсутствие семьи. «Если я сейчас одна, значит, все было плохо. О чем говорить?», «Все было, но кто-то ушел, кого-то схоронил. Сейчас одинок. Значит, плохо жил и смыслы были плохие». «Я много работал, ездил на стройки. Всю Россию объездил, а семьи не нажил. О каком смысле можно говорить, если ты один?»
Некоторые участники опроса отмечали как значимую потерю в конце жизни отсутствие удовольствий. «Был смысл. Были цели в жизни. Многого хотелось. А теперь все для чего? Какие удовольствия? У меня желудок болит, печень, почки. Даже поесть в удовольствие нельзя. Зачемвсе эти смыслы? Пустое». «Были друзья, родственники. Пойдешь в гости. А сейчас трудно двигаться, многое нельзя есть. Смысл - он ради чего-то. А сейчас ради чего?»
Многие участники говорят о переоценке жизненных ценностей в пожилом возрасте и значимости материальных благ. «У меня все было: дом, машина, целая библиотека, лодка - ходил на рыбалку. А сейчас дом продал, машина испортилась, лодка устарела, да и ходить я не могу как прежде. Все пустое в этой жизни». «Много что было в моей жизни, а сейчас живу как бомж».
Таким образом, мы видим, что анализ собственного смысла жизни в пожилом и старческом возрасте связан с пересмотром ценностей жизни и отрицательными эмоциями. Конкретизируем полученные данные.
Первое место занимает ценность, связанная с активными профессиональными действиями. С уверенностью можно сказать, что участники остро ощущают собственную физическую никчемность и переживают пассивность собственного бытия.
На втором месте - ценность, которая имеет отношение к общению (депривация общения и отсутствие семьи). Если первая ценность в смысле жизни дает возможность человеку быть самостоятельным и независимым - строить планы, цели, смыслы жизни и претворять их в действительность, - то вторая ценность создает человеку поддержку, обеспечивает ему защищенность в различных жизненных ситуациях.
На третье месте - ценность, связанная с материальными благами. Следует отметить, что женщины, отвечавшие на вопросы анкеты, были более негативно настроены и сетовали на материальные трудности, на малый размер пенсии. Представители мужского пола стоически переносили материальные трудности жизни.
На четвертом месте оказалась ценность чувственных удовольствий и наслаждений. На протяжении жизни человек не только ставит перед собой цели и определяет смыслы, но и анализирует их. Рассмотрим более подробно полученные нами ответы на вопросы о смысле жизни и акме.
При ответе на первый вопрос, где предлагалось раскрыть понятие смысла жизни, все участники отметили, что главное в смысле жизни - жить и творить добро людям: «жить и служить обществу»- »жить и делать хорошие дела»- «жить и добиваться успехов в профессиональной работе»- «построить карьеру и получить материальные блага»- «смысл жизни - для чего мы живем»- «смысл жизни - родить ребенка, построить дом и посадить дерево».
Представители второй группы - люди старческого возраста (от 75 до 90) - отвечали более проникновенно и философски. «Смысл жизни - просто жить и оставаться в любых ситуациях порядочным человеком». «Смысл жизни - это много целей, которые человек осуществляет, пока живет». «Смысл жизни - быть всегда верным себе».
По ответам на первый вопрос участников анкетирования также можно было разделить на 2 подгруппы в зависимости от того, какой, по их мнению, должна быть обращенность благих дел в жизни. В первую подгруппу вошли люди, которые в качестве жизненных целей указали благо для общества, для других людей. «Сейчас думаешь о жизни и понимаешь, что надо было больше жить для других, больше помогать людям. Может, тогда сейчас кто-то вспомнил бы обо мне?». «Жить - творить благо. Заметное благо для общества. Вот это - смысл». «Когда просто работаешь, кому нужна эта работа? Только для собственного заработка. Это не смысл жизни. Значит, не было у меня особенно смысла жизни. Были цели - заработать, купить, прогулять... Поэтому сейчас так и живу». «Смысл жизни -сделать что-то заметное, важное для других людей (поясняет: в науке, открытиях, политике), а остальное все - цели жизни». «В жизни мы мало думаем о других и на старости лет остаемся одни».
Вторая подгруппа меньше по численности и акцентирует внимание на обратном процессе. «Я все делал ради других, а сейчас понял, что надо было жить для себя. Тогда сохранил бы здоровье и легче было бы в старости». «Надо было жить ради жизни. Поддержать себя, чтобы не быть развалиной в старости». «Растила детей, содержала семью. Все им отдала, а сейчас одна и нищая». «Работал, вкалывал, все в дом, а где он - дом?». «Надо было больше, как теперь говорят, любить себя и беречь себя. Другие люди все равно не оценят, и им все мало».
Второй вопрос о значении смысла жизни выявил общую значимость смысла жизни для человека. «Жизнь для каждого человека измеряется его смыслами». «Смысл ведет человека по жизни». «Помогает понять, для чего мы родились и мучимся». «Смысл жизни определяет и направляет наши действия». «Смысл жизни помогает в трудные минуты жизни осознать, как поступить». «Смысл жизни позволяет планировать мелкие цели». «Смысл жизни - надежда жизни на прекрасное, успех».
Два участника второй группы написали: «Смысл жизни мы часто определяем потом, когда событие свершилось, или на старости лет, огляды-ваясь назад». «Понимание смысла в жизни приходит потом, после поступков. И тогда мы думаем, что все было правильно и предначертано судьбой».
Ответы на третий вопрос раскрывали содержание понятия «акме»: «достижение личных профессиональных высот»- «признание в обще-стве»- «понимание своего предназначения в жизни»- «процесс саморазвития и самосовершенствования».
Ответы членов второй группы: «Человек осознает “акме”, когда продолжает трудиться». «Акме ощущаешь, когда прошел через трудности жизни и преодолел проблемы и преграды». «Преодолел трудности и победил жизнь, и себя преодолел. Победа порождает чувство “акме”».
Четвертый вопрос побуждал участников оценить свои наивысшие достижения в жизни и вызвал сильную рефлексию у представителей обеихгрупп, так как требовал осмысления прошлой жизни и подведения итогов. Приоритетные ценности распределились так: большие трудовые успехи (высокие результаты работы)- профессиональный рост (карьера, компетентность)- радость от работы (удовлетворение от процесса совместной деятельности и общения с коллегами)- уважение окружающих во всех смыслах- значимость конкретного вида деятельности для общества- моральное удовлетворение- понимание себя, осмысление собственных действий- счастье в семье- рождение детей- поиск и нахождение «родственной души» (взаимопонимание)- сохранность собственной жизни. Обе группы участников испытывали огорчение из-за людей и несбывшихся желаний. Многие считали, что мало успели сделать в жизни.
В ответах на пятый вопрос расхождения во мнениях нет. Все участники с равной степенью убежденности считали, что смысл жизни положительно сказывается на судьбе человека.
Ответы на шестой вопрос сгруппировались следующим образом:
. ДА, смысла больше - 41%-
. НЕТ, больше бессмыслицы - 26%-
. все зависит от личности человека и жизненных ситуаций - 33%.
Седьмой вопрос стал для участников поводом к рефлексии, так как надо было оценить свое прошлое. В первой группе было больше положительных ответов. Во второй - больше отрицательных утверждений: «жизнь быстро пролетела, мало что успел сделать»- «теперь мне кажется, что я всю жизнь бездельничал и мало что успел»,
Восьмой вопрос позволил выявить перечень судьбоносных событий в жизни человека: родительская семья и ее уклад- учеба в техникумах, вузах- война- голод и разруха, преодоление трудностей жизни- создание семьи- рождение детей- встреча со значимым человеком, который повли-ял на изменение судьбы- крещение в православие- правильный выбор профессии- место работы- познавательные открытия для себя.
На 9 вопрос о возможности изменения смысла жизни с возрастом все участники ответили утвердительно. «Совершенствование себя по жизни изменяет наши цели и смыслы». «Жизнь течет и все меняется». «С возрастом больше думаешь, и приходят здравые мысли и цели».
Ответы на десятый вопрос показали, что смысл изменяется даже в старческом возрасте. «Больше стал думать о себе и других людях. Хочется помогать ближним». «Сейчас хочу много читать, раньше некогда было совершенствоваться». «Научилась больше прощать и быть снисходительной». «Понимаю, что много есть интересных профессий. Стать бы моложе, можно и поучиться».
Одиннадцатый вопрос о динамике личного акме внес неудовлетворенность в души участников, и многие со ссылкой на возраст сознательно пропускали его. «Представление об акме есть, но в моем возрасте и говорить-то о нем трудно», «Разочарование последних лет изменило моепредставление о собственном акме». «Хочу быть в семье, а раньше бежал из дома на работу». «Трудно быть одному. При чем тут акме?»
Ответы на двенадцатый ВОПРОС ВЫЯВИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ на становление смысла жизни: пример родителей (1 место), общение со сверстниками (2 место), собственный жизненный опыт (3 место), чтение литературы (4 место)- общение с педагогами и влияние средств массовой информации (5 место).
Ответы на тринадцатый вопрос подчеркивали значимость литературных произведений и профессиональных знаний для человека. Литература перечисляется классическая и профессиональная. Многие отмечали влияние книг по психологии и произведений духовного характе-ра (Библии) на становление смысла жизни человека. «Раньше я мало читала книг духовных и по психологии. А теперь имею свободное время и многое стала в жизни понимать, осмысливаю прожитые годы».
На четырнадцатый ВОПРОС дали утвердительный ответ все участники опроса- все могли бы полнее реализовать свой творческий потенциал. В качестве препятствий участники отметили: войну- разруху и голод- трудности в родительской семье- трудности собственной семейной жизни (одна воспитывала детей)- тирания мужа или жены- тирания начальства на работе- трудности в работе- сложности, связанные с местом проживания- материальные трудности- собственные болезни и болезни близких людей- трудности в коллективе (зависть, жестокость, ложь)- одиночество.
Пятнадцатый ВОПРОС ПОЗВОЛИЛ обнаружить возможности человека в достижении акме: четкое знание смысла своей жизни, умение получать удовольствия, осознавать свои успехи, собственная эмоциональность.
Отвечая на шестнадцатый ВОПРОС, респонденты отмечали расхождение между будничным и высшим «Я» человека. «Дома я мать, хозяйка, обычная женщина. А на работе - педагог, актриса, генератор идей, лидер, “душа общества”». «Я был ведущим конструктором в авиации, а дома муж, отец, дед». «Обычная посредственность в быту и профессиональная значимость».
Ответы на семнадцатый ВОПРОС не отличались от предыдущих.
Восемнадцатый вопрос оказался для участников сложным, так как требовал дать определение смысла жизни в этот возрастной период. Отказались отвечать 20 человек. Остальные перечислили наиболее значимые для данного возраста ценности: быть полезным окружающим людям- быть нужным в семье- найти «родственную душу»- беречь собственное здоровье, не быть людям в тягость- больше стремиться к духовности.
Вопросы 19, 20 и 21 практически игнорировались нашими участниками в силу возрастных особенностей. Отсутствие активной трудовой деятельности, одиночество и веер болезней делают этих людей агрессивными или подавленными.
Данная анкета была дополнена беседой с участниками опроса на следующие темы: 1) Когда можно считать, что жизнь прожита отлично?
2) Когда мы задумываемся о смысле жизни?
3) Как мы относимся к современному положению вещей в мире?
4) Что мы делаем, когда нам трудно и плохо?
5) Что в жизни для меня на первом месте
6) Что влияет на понимание жизни?
7) Что я делаю в одиночестве?
8) Зависит ли от нас, как пройдет наша жизнь?
Ответы на эти восемь вопросов во многом подтвердили полученные ранее суждения участников опроса.
По результатам беседы можно сделать вывод о том, что судить о прожитой жизни важно по: познанию мира (видеть новые места, путешествовать), приобретению славы и популярности, наличию денег для себя и потомства (материальных благ), построению карьеры, спокойной и радостной жизни.
Ответы на второй вопрос таковы: «К сожалению, мы редко задумываемся о смысле жизни. Обыденность жизни, трудности существования, преодоление препятствий не создают условий для ее осмысления. Над смыслом жизни человек задумывается, когда одинок, возникают серьезные перемены в жизни, создаются условия на природе, музыкой, другими людьми».
Третий вопрос разделил всех участников на три группы:
Первая группа отрицательно относится к современному положению вещей в мире: «плохое отношение к людям»- «жестокое обращение с животными»- «всю природу испортили»- «стало жить труднее»- «нет идеалов и ценностей у молодежи»- «человек стал более черствым».
Вторая группа отметила прогресс в обществе. «Появились демократические свободы». «Развивается прогресс, человек освоил космос, появились новые открытия в науке и технике». «Стало лучше жить».
Третья группа выделила в современном мире положительные и отрицательные стороны. Давая характеристику современному обществу, участники обращали внимание на положительный фактор роста благосостояния людей и на черствость души, «отсутствие духовности, высокой нравственности, патриотизма».
Отвечая на четвертый вопрос, участники беседы указали возможности выхода из трудных жизненных ситуаций:
а) трудотерапия: «когда мне плохо, я мою пол»- «стараюсь что-то делать для себя»- «стараюсь кому-нибудь помочь»- «начинаю вязать»- «что-нибудь мастерю»-
б) общение: «стараюсь говорить с друзьями»- «люблю говорить с чужими людьми в сквере, у подъезда, в транспорте»- «звоню родственникам»-
в) одиночество: «стараюсь запереться в своей комнате и переждать, когда успокоюсь»- «ухожу на природу»- «выхожу гулять с собакой»- «слушаю музыку»-
г) движение к познанию: «беру книгу и читаю»- «слушаю познавательные передачи и смотрю телевизор»- «размышляю о смысле жизни».
Ответы на пятый вопрос распределились по значимости жизненных ценностей:
1) личное здоровье и благополучие-
2) семья-
3) здоровье и благополучие близких людей-
4) активная деятельность-
5) помощь людям (родственникам и друзьям)-
6) материальные блага-
7) возможность заниматься своим хобби.
По ответам на шестой вопрос можно выделить 4 главных фактора, способствующих пониманию смысла жизни: религия, путешествия, чтение литературы и общение с разными людьми.
Седьмой вопрос выявил, что люди по-разному относятся к одиночеству. Одиночество является положительным фактором при осмыслении действительности. Некоторые любят быть в одиночестве, так как могут уделить внимание себе, заняться любимым делом, поразмышлять, другие тяжело его переносят, а третьи считают, что все должно быть в меру.
Восьмой вопрос разделил всех участников на несколько групп. Участники первой группы считают, что судьба зависит целиком от целей и смыслов самого человека- вторая группа возлагает ответственность за судьбу на высшие силы- третья группа декларирует огромное влияние семьи, окружения, среды обитания на определение смысложиз-ненных ориентации.
Таким образом, на основе анализа работы с людьми данного возраста можно сделать вывод о том, что люди пожилого и старческого возрастов по-разному переживают этот период жизни и адаптируются в нем. Одни пытаются оставаться активными, если не физически, то через познание, общение с окружающими, творческие планы. Другие смирились с трудностями и ведут пассивный образ жизни. Третьи пребывают в унынии и грустно или агрессивно воспринимают современный мир и свое место в нем. Главное, что важно для людей этого возраста, независимо от изношенности организма, индивидуальных ха-рактерологических качеств личности и протекания в прошлом профессиональной деятельности, - специфика окружения, общения с близкими на данный момент времени и поддержание творческого, социального и интеллектуального потенциала.
Поделиться в соцсетях:
Похожие