Медико-биологический подход к определению здоровья
Видео: Разведопрос: Игорь Пыхалов про сдачу Ленинграда
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. Шопенгаур отмечал, что «жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие. Напротив, всем другим следует поступиться ради здоровья». Врач и писатель В. Вересаев так писал о здоровье: «С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все- без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки- оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно».Здоровье не может быть смыслом жизни, но при его отсутствии жизнь теряет смысл. Великий Сократ сказал: «Здоровье – это еще не все, но все без здоровья – ничто». Недаром мы часто говорим: «Было бы здоровье, все остальное будет», «Здоровью цены нет».
Для граждан современной России ценность здоровья не является приоритетной. Возможно, это связано с тем, что в обыденном сознании россиян понятие «здоровье» лишено конкретного смысла, так как существующая традиционная медицинская модель здоровья формировала представление, что патология и болезнь более реальны, чем здоровье и душевное благополучие. Так, в Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Этот медицинский подход значительно ограничивает сущность самого здоровья, поскольку оно рассматривается лишь как противопоставление болезни: или человек здоров, или он находится в состоянии болезни.
Либо здоровье оценивается с биологических позиций как целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой проявления биологических (выживаемость, сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций [Апанасенко 2000:4-11].
Учеными ставится акцент и на полноценности выполнения основных биосоциальных функций и жизненных целей индивидуумом, когда здоровье трактуется как «состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» [Вайнер 1998:57], или «целостное, многомерное, динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» [Щедрина 1989], или «процесс жизненного цикла (витальной жизнедеятельности) с адекватной природе человека реализацией – физиологических, психических, биологических потребностей личности, в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни» [Казначеев 1980].
Мировоззренческий аспект звучит в определении, которое дал основоположник валеологии И.И. Брехман: «здоровье – это физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой» [Брехман 1990].
Таким образом, ныне используемые в медико-биологических дисциплинах понятия здоровья характеризуют одну из моделей здоровья: а) медицинскую, где здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов- б) биомедицинскую, в которой внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека и подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека- в) биосоциальную, когда в понятие здоровья включены биологические и социальные признаки, при этом последним придается приоритетное значение-г) ценностно-социальную при ведущем акценте на здоровье – как ценности человека, необходимой предпосылке для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности [Бусыгин 2003].
Поделиться в соцсетях:
Похожие