lovmedgu.ru

Взаимосвязь психологии и других современных наук

Видео: «Нейроэкономика. Как наш мозг принимает решения?» Ключарев В.А.

Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена обусловило значительное количество наук, изучающих человека.

Все науки, изучающие человека, условно могут быть разделены на группы наук. Одна группа наук изучает человека как представителя биологического вида Homo sapiens. К числу этих наук в первую очередь следует отнести антропологию, включающую в себя морфологию человека, учение об антропогенезе, расоведение В эту же группу можно включить такие науки, как анатомия, физиология, биофизика, биохимия, психофизиология и др.

Другая группа наук изучает не человека, а человечество, т. е. рассматривает человека как социальное существо. Третья группа наук изучает взаимодействие человека с окружающей его природой При этом следует отметить, что в каждом из рассматриваемых направлений или в каждой области существует зона научных интересов психологической науки. Давайте более подробно рассмотрим взаимосвязь психологии с другими науками, изучающими человека как биологический и социальный феномен.

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии, так как вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология, отделившись от философии, стала самостоятельной наукой. Но и став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и с точки зрения философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Кроме этого, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментально-лабораторным путем При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым вырабатывать и пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки — философии. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии и др.

Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставление

носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли. Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости этих направлений для психологии. Так, материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеалистическое направление в философии способствует пониманию психологической наукой таких сложных понятий, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность и др. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Необходимо также подчеркнуть, что существуют проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. Например, к таким проблемам относятся проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную постижимость его человеком. Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже (1896-1980) и созданного им Международного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его развитии. Кроме этого, существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских. К таким теориям следует отнести теоретические работы современных последователей Зигмунда Фрейда (1856-1939) — неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Эриха Фромма (1900-1980) весьма часто используются современными зарубежными социологами и философами.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые, в свою очередь, формируются в рамках философии. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественнонаучным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточное внимание уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдавшийся в России в конце XX в.

Таким образом, современные психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, тесно связанной с психологией, является социология. Здесь также наблюдается взаимная поддержка, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует методы изучения личности и человеческих отношений-из социальной психологии, а психология широко использует социологические приемы сбора информации, такие как опрос и анкетирование.

Кроме этого, наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, концепция социального научения, разработанная преимущественно социологами, является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Над решением целого ряда проблем психологи и социологи работают совместно. К таким проблемам относятся проблемы взаимоотношений, социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Рассмотрим решение одной из наиболее значимых для психологии и социологии проблем — социализации. Следует отметить, что решение этой проблемы стало возможным только благодаря совместным разработкам психологов и социологов. В социологии проблема социализации рассматривается в рамках теории социального научения, а в психологии — в рамках проблемы социальной адаптации индивида. Адаптация человека является центральной проблемой для многих наук, поскольку данная проблема весьма многогранна. В свою очередь, социальная адаптация представляет собой одну из граней адаптации человека. При этом в социальной адаптации выделяют два аспекта: социализацию личности и ее активность.

Социализация личности — это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаря речи он, в свою очередь, получает возможность общаться с себе подобными, т. е. взаимодействовать с окружающими его людьми. Социализация — это познание индивидом созданной людьми цивилизации, приобретение опыта социальной жизни, превращение из природного в общественное существо, из индивида в личность. Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил поведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

Социализация — это многогранный процесс, состоящий из различных аспектов, но особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (организации), члены его собственной семьи, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение и т. д.

Механизмы социализации человека изучаются социологами в рамках теории социального научения. С точки зрения данной теории поведение человека формируется в процессе его взаимодействия, общения и совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицает исключительную значимость для формирования поведения человека биологических факторов, особенностей организма и его функционального состояния. Данной теорией подчеркивается роль не только биологических, но и социальных факторов, таких как особенности социального окружения, например семьи, школьного окружения и др. Из данного утверждения следует второе основное положение теории социального научения: поведение человека формируется под воздействием факторов социальной среды.

Таким образом, научные разработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов, поскольку именно в психологии рассматривается взаимодействие человека и социальной среды. В свою очередь, для психологии представляют самостоятельный интерес самые различные аспекты социализации. Например, весьма важен такой аспект социализации, как идентификация. Что понимается под этим термином?

В процессе своего физического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм и форм поведения, человеческих отношений. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, в значительной степени отличную от поведения его ближайшего социального окружения. Поэтому в ходе формирования поведения основным примером для ребенка являются его родители, друзья, знакомые. В процессе этого усвоения общественных норм человек начинает идентифицировать себя, т. е. соотносит себя с определенной социальной, возрастной или половой группой. В результате индивид приобретает навыки социального и полоролевого поведения, характерного для общества, в котором он живет.

Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социальная фацилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), подражание, внушение, конформность и следование нормам. В то же время все эти проблемы, разрабатываемые психологической наукой, используются и в исследованиях социологов. Таким образом, социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и в использовании определенных методов. Это обусловлено тем, что их общим родоначальником является философия. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении социальных проявлений человека и человеческого общества.

Другой наукой, относящейся к области общественных наук и тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд, эти науки неразделимы, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологических особенностей личности. Но на практике дело обстоит несколько иначе. Если корни психологии уходят в философию, то педагогика изначально развивалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика организационно оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами. Например, труд школьного психолога, как правило, оплачивается ниже, чем труд учителя, хотя очень трудно сказать, кто из этих двух специалистов вносит больший вклад в развитие и становление личности молодого человека.

На определенном этапе развития нашей страны (1920-1930-е гг.) существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании — педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и другие ученые. Имелись научные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалистами различных направлений разрабатывались проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным. В рамках данной науки широко использовались психологические методы изучения личностных особенностей и воспитательного воздействия на детей. Однако данную весьма перспективную науку постигла та же судьба, что генетику и кибернетику. Педологические исследования были прекращены, а научные и исследовательские учреждения закрыты. Идеологический разгром науки был завершен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» от 1936 г.

Сегодня очень трудно дать однозначный ответ на вопрос о причинах, вызвавших разгром весьма перспективной науки. Вероятно, можно выделить три основные причины. Во-первых, идея педологии заключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительной степени это обусловлено различием в генетике людей, поэгому педагогический процесс должен строиться дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей учеников и способствовать не только гармоничному развитию личности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее ярко представлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, что уже от рождения люди имеют различные возможности в силу своих, генетически обусловленных, физиологических и психических характеристик. Подобное утверждение в определенной степени противоречило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что советский человек живет в обществе рарных возможностей, т. е. каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точку зрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет». Поэтому вполне вероятно, что одной из причин разгрома педологии как научного направления явилось различие во взглядах на способности человека педологии и государственных структур.

С другой стороны, во всем происшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии. Повальное увлечение тестами, широкое распространение тестового материала привело к тому, что методы психодиагностики стали использоваться людьми недостаточно компетентными, что способствовало извращению сути не только педологии, но и в первую очередь психологии.

В-третьих, мы вправе предположить, что развитие педологии встретило весьма сильное противодействие со стороны педагогов, поскольку педагог в рамках педологического направления не рассматривался как центральная фигура процесса обучения, а был лишь одним из участников этого процесса. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления не рассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, а была лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвоения знаний. Вполне вероятно, что многие педагоги не хотели мириться с таким положением дел и противостояли развитию педологии. К сожалению, определенный разрыв между психологией и педагогикой наблюдается и до настоящего времени, несмотря на то что с каждым годом психология все больше проникает в учебный процесс.

Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что психология весьма тесно связана с общественными науками. Это утверждение справедливо не только для рассмотренных нами наук, но и для других, например истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития

высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Другим не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следовательно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология — это общественная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными, но и с техническими и биологическими науками.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек—машина». Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают наши психические и физиологические возможности, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироваться человеком.

Не менее тесно психология связана с медицинск-ими и биологическими науками. Связь психологии с данными науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и в первую очередь психических процессов, имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

В свою очередь, психология тесно вошла в область медицины. Сегодня хорошо известны проблемы психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания, и, напротив, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в со» временной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Взаимосвязь психологии и других современных наук