lovmedgu.ru

Из истории становления психологической профессии

Видео: Семейный психолог, гештальт-терапевт Мария Гаспарян о своей профессии (Легче психологические сеансы)

Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога? Выше Вы познакомились с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельности психолога, ответить на-поставленный вопрос.

Как минимум необходимо следующее:

Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи.

Во-вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В-третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области.

В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге- психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.- ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл (1860—1944).

Возникновение института — событие рубежное- однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала)- она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально-политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.

1.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разрабатывал науку, последовательно называвшуюся «объективная психология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы.

2.

Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г:, официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.

Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б)

Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся русский психолог и философ, создатель и первый директор Психологического института. В 1923 г. был освобожден от должности директора в связи с тем, что не разделял философии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности.

как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института {И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в.

Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факульте-

те Московского государственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институтефилософии АН СССР.

Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах.

Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна-

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор философии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельност-ного подхода, основатель научной школы.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных в отечественной психологии теорий — «теории деятельности».

родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился се-

рьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

2. Заказ №4406.

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1



13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но`и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно-теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999).

Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального института. Специалист в области психологии развития.

Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах.

Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы- эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований.

Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему:

1. Общий раздел.

• Учебники и систематизирующие работы.

• Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура.

• История психологии и биографии.

• Сборники, ученые записки, словари, библиография.

2. Анатомия и физиология нервной системы.

• Общие вопросы.

• Элементы нервной системы.

• Головной мозг и его функции.

• Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система.

• Рефлекс и автоматические функции.

• Патологическая анатомия.

3. Ощущения.

• Общие вопросы. Синестезия.

• Органы чувств — общие вопросы.

• Психометрика.

• Психофизика.

• Зрение и окуломоторные функции.

• Слух.

• Другие ощущения.

• Общая патология ощущений.

4. Характеристики сознания.

• Общие вопросы.

• Внимание, апперцепция, отбор.

• Ассоциации.

• Привычка, приспособление, адаптация.

• Работа и утомление.

• Временные отношения в сознании, умственная хронометрия.

5. Познавательные процессы.

• Общие вопросы.

• Восприятие и представление, считывание.

• Восприятие времени, пространства и движения.

• Память и воображение.

• Суждение и вера, умозаключение.

• Рефлексия и самопознание.

• Нормальные иллюзии и нормальное внушение.

• Общая патология познавательных процессов.

6. Аффективная сфера — чувства и эмоции.

• Общие вопросы, приятное и неприятное.

• Эмоции и их выражение.

• Общая патология чувств.

7. Сознательное стремление и движение.

• Общие вопросы.

• Органы движения.

• Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.).

• Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции).

• Воля и усилие.

• Свобода воли.

• Общая патология моторных функций.

8. Высшие проявления разума.

• Логика и наука, методология.

• Идеалы и ценности.

• Теория познания.

• Эстетика.

• Этика.


• Религия.

9. Сон, состояние транса и патология.

• Сон и сновидения.

• Гипноз и состояние транса.

• Парапсихологические исследования.

• Общие вопросы патологии.

• Нервные болезни.

• Психические болезни.

• Судебная медицина.

10.Генетическая, социальная и индивидуальная психология.

• Эволюция и наследственность.

• Сравнительная психология.

• Умственное развитие.

• Индивидуальная психология. Психология групп.

• Психология народов.

• Социальная психология.

• Расовая психология.

Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60-х гг`.

1. Общий раздел.

История психологии.

Философия.

Парапсихология.

Теории и системы.

Организации.

Обучение и подготовка психологов.

Профессиональные проблемы психологии.

Общие руководства и справочники.

Библиографии и обзоры.

2. Методология и методика.

Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области истории и философских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мышления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий.

Модели и математические модели.

Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ).

Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов).

Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура.

Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969- там они даны соответственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1.

3. Экспериментальная психология.

• Теории.

• Психофизика.

• Восприятие (иллюзии, время).

• Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз).

• Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия).

• Биохимия органов чувств.

• Кинестезии и «общее чувство».

• Влияние окружения.

• Сон, утомление и сновидения.

• Гипноз и внушаемость.

• Мотивация и эмоции.

• Внимание, ожидание, установка.

• Моторика.

• Научение.

• Память.

• Мышление (решение задач, понятия).

• Решение и поведение в ситуации выбора.

4. Физиологическая психология.

• Нейроанатомия.

• Поражения головного мозга.

• Стимуляция головного мозга.

• Электроэнцефалография.

• Физиология органов чувств.

• Биохимические эффекты.

• Кардиоваскулярные эффекты.

• Влияние окружения (стресс).

• Генетика.

• Корреляты личности.

5. Психология животных.

• Сравнительная психология.

• Наблюдение в естественных условиях.

• Ранний опыт.

• Эмоция и мотивация.

• Научение.

• Социальное и сексуальное поведение.

• Комплексные процессы.

6. Генетическая психология (психология развития).

• Период младенчества.

• Детство.

• Подростковый возраст.

• Возмужание.

• Геронтология.

7. Социальная психология.

• Культура и социальные процессы.

• Сексуальное поведение.

• Отношения и мнения.

• Групповые процессы (проблемы руководства).

• Язык и коммуникация.

8. Личность.

• Интеллект.

• Творческие способности.

• Измерения личности.

• Физические корреляты.

9. Клиническая психология.

• Психотерапия и анализ.

• Организационные вопросы терапии и госпитализации.

• Психодрама.

• Психоаналитическая интерпретация.

• Психодиагностика.

• Патология поведения.

• Психосоматика.

• Казуистика.

• Психогигиена и реабилитация.

• Консультирование (семья и брак, социальные проблемы).

• Дефектология (слепота, глухота).

• Расстройство речи.

• Неврологические расстройства.

• Умственная отсталость.

10.Педагогическая психология.

• Программированное обучение.

• Склонности и приспособление.

• Тестирование.

• Физическое обучение.

• Специальные виды обучения.

• Внеклассное руководство.

• Педагогический персонал.

11.Военная психология и отбор персонала.

• Профессиональное консультирование и руководство.

• Отбор и распределение на должности.

• Тренировки.

• Анализ задания и рабочих операций.

• Выполнение работы и удовлетворенность ею.

• Руководство и организационные вопросы.

• Специальное окружение.

• Психология рекламы и потребления.

• Инженерная психология.

• Психология транспортных профессий и вопросы безопасности.

Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.

Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации.

Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г1.

1. История и теория.

2. Методы исследований и статистика.

3. Поведение животных.

4. Сенсорные и моторные процессы.

5. Внимание и восприятие.

6. Нейронауки.

7. Нейропсихология.

8. Эмоции и мотивация.

9. Обусловливание и научение.

10. Память и познание.

11. Язык, речь и общение.

12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.

13. Человеческий фактор и эргономика.

14. Стадии развития.

15. Процессы развития.

16. Психология образования.

17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия.

18. Социальная психология.

19. Социальные проблемы.

20. Половые различия.

21. Психология и право.

22. Кросскультурная психология.

23. Политическая психология.

24. Клиническая и консультационная психология.

25. Психология здоровья.

26. Психология как научная дисциплина. •

Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Общая психология-

Приводится по справочному руководству: Современная психология. — М., 1999.

2. Психология личности-

3. Социальная психология-

4. Политическая психология-

5. Психология менеджмента-

6. Организационная психология-

7. Юридическая психология-

8. Психология труда и инженерная психология-

9. Клиническая (медицинская) психология-

10. Психофизиология-

11. Специальная психология-

12. Психология развития я возрастная психология-

13. Педагогическая психология-

14. Психологическое консультирование.

В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.

Литература

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.

8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969.

9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999.

10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999.

11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Из истории становления психологической профессии