Из истории становления психологической профессии
Видео: Семейный психолог, гештальт-терапевт Мария Гаспарян о своей профессии (Легче психологические сеансы)
Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога? Выше Вы познакомились с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельности психолога, ответить на-поставленный вопрос.Как минимум необходимо следующее:
Во-первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи.
Во-вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.
В-третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области.
В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно-исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.
Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге- психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.- ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886— 1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кетгелл (1860—1944).
Возникновение института — событие рубежное- однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно-исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала)- она ориентирована и на запросы различных областей человечеловеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.
В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально-политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.
1.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разрабатывал науку, последовательно называвшуюся «объективная психология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы.
2.
Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г:, официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.
Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико-ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б)
Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — выдающийся русский психолог и философ, создатель и первый директор Психологического института. В 1923 г. был освобожден от должности директора в связи с тем, что не разделял философии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности.
как не соответствующая идеологическим принципам того времени.
Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20-е гг. XX в. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института {И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.
Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30-е гг. XX в.
Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факульте-
те Московского государственного университета. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институтефилософии АН СССР.
Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах.
Проведение в 1966 г. в России XVIII Междуна-
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) - доктор философии, профессор, академик АПН СССР, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельност-ного подхода, основатель научной школы.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных в отечественной психологии теорий — «теории деятельности».
родного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился се-
рьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.
12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).
2. Заказ №4406.
Ломов Борис Федорович (1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1
13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90-е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.
В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но`и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно-теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д. И. Фельдштейн, 1999).
Фельдштейн Давид Иосифович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО и АПСН, президент Московского психолого-социального института. Специалист в области психологии развития.
Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах.
Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы- эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований.
Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему:
1. Общий раздел.
• Учебники и систематизирующие работы.
• Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура.
• История психологии и биографии.
• Сборники, ученые записки, словари, библиография.
2. Анатомия и физиология нервной системы.
• Общие вопросы.
• Элементы нервной системы.
• Головной мозг и его функции.
• Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система.
• Рефлекс и автоматические функции.
• Патологическая анатомия.
3. Ощущения.
• Общие вопросы. Синестезия.
• Органы чувств — общие вопросы.
• Психометрика.
• Психофизика.
• Зрение и окуломоторные функции.
• Слух.
• Другие ощущения.
• Общая патология ощущений.
4. Характеристики сознания.
• Общие вопросы.
• Внимание, апперцепция, отбор.
• Ассоциации.
• Привычка, приспособление, адаптация.
• Работа и утомление.
• Временные отношения в сознании, умственная хронометрия.
5. Познавательные процессы.
• Общие вопросы.
• Восприятие и представление, считывание.
• Восприятие времени, пространства и движения.
• Память и воображение.
• Суждение и вера, умозаключение.
• Рефлексия и самопознание.
• Нормальные иллюзии и нормальное внушение.
• Общая патология познавательных процессов.
6. Аффективная сфера — чувства и эмоции.
• Общие вопросы, приятное и неприятное.
• Эмоции и их выражение.
• Общая патология чувств.
7. Сознательное стремление и движение.
• Общие вопросы.
• Органы движения.
• Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.).
• Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции).
• Воля и усилие.
• Свобода воли.
• Общая патология моторных функций.
8. Высшие проявления разума.
• Логика и наука, методология.
• Идеалы и ценности.
• Теория познания.
• Эстетика.
• Этика.
• Религия.
9. Сон, состояние транса и патология.
• Сон и сновидения.
• Гипноз и состояние транса.
• Парапсихологические исследования.
• Общие вопросы патологии.
• Нервные болезни.
• Психические болезни.
• Судебная медицина.
10.Генетическая, социальная и индивидуальная психология.
• Эволюция и наследственность.
• Сравнительная психология.
• Умственное развитие.
• Индивидуальная психология. Психология групп.
• Психология народов.
• Социальная психология.
• Расовая психология.
Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60-х гг`.
1. Общий раздел.
История психологии.
Философия.
Парапсихология.
Теории и системы.
Организации.
Обучение и подготовка психологов.
Профессиональные проблемы психологии.
Общие руководства и справочники.
Библиографии и обзоры.
2. Методология и методика.
Роговин Михаил Семенович (1921—1994) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области истории и философских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мышления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий.
Модели и математические модели.
Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ).
Работа на счетных машинах и программирование. Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов).
Техника экспериментирования и наблюдения. Аппаратура.
Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969- там они даны соответственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, №1.
3. Экспериментальная психология.
• Теории.
• Психофизика.
• Восприятие (иллюзии, время).
• Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз).
• Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия).
• Биохимия органов чувств.
• Кинестезии и «общее чувство».
• Влияние окружения.
• Сон, утомление и сновидения.
• Гипноз и внушаемость.
• Мотивация и эмоции.
• Внимание, ожидание, установка.
• Моторика.
• Научение.
• Память.
• Мышление (решение задач, понятия).
• Решение и поведение в ситуации выбора.
4. Физиологическая психология.
• Нейроанатомия.
• Поражения головного мозга.
• Стимуляция головного мозга.
• Электроэнцефалография.
• Физиология органов чувств.
• Биохимические эффекты.
• Кардиоваскулярные эффекты.
• Влияние окружения (стресс).
• Генетика.
• Корреляты личности.
5. Психология животных.
• Сравнительная психология.
• Наблюдение в естественных условиях.
• Ранний опыт.
• Эмоция и мотивация.
• Научение.
• Социальное и сексуальное поведение.
• Комплексные процессы.
6. Генетическая психология (психология развития).
• Период младенчества.
• Детство.
• Подростковый возраст.
• Возмужание.
• Геронтология.
7. Социальная психология.
• Культура и социальные процессы.
• Сексуальное поведение.
• Отношения и мнения.
• Групповые процессы (проблемы руководства).
• Язык и коммуникация.
8. Личность.
• Интеллект.
• Творческие способности.
• Измерения личности.
• Физические корреляты.
9. Клиническая психология.
• Психотерапия и анализ.
• Организационные вопросы терапии и госпитализации.
• Психодрама.
• Психоаналитическая интерпретация.
• Психодиагностика.
• Патология поведения.
• Психосоматика.
• Казуистика.
• Психогигиена и реабилитация.
• Консультирование (семья и брак, социальные проблемы).
• Дефектология (слепота, глухота).
• Расстройство речи.
• Неврологические расстройства.
• Умственная отсталость.
10.Педагогическая психология.
• Программированное обучение.
• Склонности и приспособление.
• Тестирование.
• Физическое обучение.
• Специальные виды обучения.
• Внеклассное руководство.
• Педагогический персонал.
11.Военная психология и отбор персонала.
• Профессиональное консультирование и руководство.
• Отбор и распределение на должности.
• Тренировки.
• Анализ задания и рабочих операций.
• Выполнение работы и удовлетворенность ею.
• Руководство и организационные вопросы.
• Специальное окружение.
• Психология рекламы и потребления.
• Инженерная психология.
• Психология транспортных профессий и вопросы безопасности.
Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.
Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации.
Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г1.
1. История и теория.
2. Методы исследований и статистика.
3. Поведение животных.
4. Сенсорные и моторные процессы.
5. Внимание и восприятие.
6. Нейронауки.
7. Нейропсихология.
8. Эмоции и мотивация.
9. Обусловливание и научение.
10. Память и познание.
11. Язык, речь и общение.
12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.
13. Человеческий фактор и эргономика.
14. Стадии развития.
15. Процессы развития.
16. Психология образования.
17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия.
18. Социальная психология.
19. Социальные проблемы.
20. Половые различия.
21. Психология и право.
22. Кросскультурная психология.
23. Политическая психология.
24. Клиническая и консультационная психология.
25. Психология здоровья.
26. Психология как научная дисциплина. •
Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Общая психология-
Приводится по справочному руководству: Современная психология. — М., 1999.
2. Психология личности-
3. Социальная психология-
4. Политическая психология-
5. Психология менеджмента-
6. Организационная психология-
7. Юридическая психология-
8. Психология труда и инженерная психология-
9. Клиническая (медицинская) психология-
10. Психофизиология-
11. Специальная психология-
12. Психология развития я возрастная психология-
13. Педагогическая психология-
14. Психологическое консультирование.
В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.
Литература
1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.
8. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969.
9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999.
10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999.
11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.
Поделиться в соцсетях:
Похожие