Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения
В последнее время в печати по педагогической тематике появляются тревожные сигналы о том, что в военных вузах семинары утратили былую активность. Как преодолеть этот недостаток? Путь один: возрождать дискуссии на семинарах, т. е. в организацию и проведение семинарских занятий вводить элементы проблемности, основанные на вскрытии и разрешении различных противоречий, использовать нетрадиционные формы организации и проведения учебных занятий. Поэтому целесообразно более подробно раскрыть сущность и особенности организации различных видов семинарских занятий, нашедших широкое применение в высших военно-учебных заведениях Российской Федерации.Семинар с элементами проблемности. В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа курсантов и слушателей, направляемая военным преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.
Структурными элементами проблемного семинара становятся учебная проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос. Выделяя узловые вопросы темы семинара, преподаватель последовательно объединяет их так, чтобы активизировать внимание аудитории, обеспечить совместный поиск решения.
Проблемность вопросов, рассматриваемых на семинаре, может быть обеспечена игровым началом семинара, в основе которого используется реальная ситуация, жизненно важная для будущей профессиональной деятельности военного специалиста. Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию непросто. Для этого кроме глубокого понимания сущности рассматриваемого явления нужна и определенная сноровка.
Проблемные вопросы, используемые в этих случаях, могут быть двух видов. Первый – ориентирует курсантов и слушателей на уяснение методологических выводов, вытекающих из содержания рассматриваемой на семинаре темы, а также на осмысление исторического опыта. Постановка и решение такого рода проблемных вопросов и задач зачастую дает начало учебно-исследовательской работе обучающихся. Второй вид проблемных вопросов связан с выработкой у курсантов и слушателей умений и навыков самостоятельного применения теоретических знаний в качестве методологических принципов для анализа событий и явлений. Этот вид вопросов и задач уже означает переход к научно-исследовательской деятельности. В результате появляются доклады, рефераты, исследовательские работы.
Ранее отмечалось, что в ходе семинарского занятия часто для поддержания или оживления дискуссии по какой-либо обсуждаемой проблеме военный преподаватель задает курсантам и слушателям наводящие и уточняющие вопросы. Индифферентная форма вопросов типа “Кто хотел бы дополнить?” не достигает цели. Такие вопросы по форме также должны иметь проблемный характер.
Главное, чего добивается преподаватель при постановке вопросов, – умение раскрывать противоречия.
Постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций предъявляют дополнительные требования к научной эрудиции, методическому мастерству самого военного педагога. При этом необходимо постоянно помнить, что проведение проблемных семинаров – не самоцель, а важнейшее средство углубленного изучения предмета.
Проблемные семинары исключают пассивность курсантов и слушателей на занятиях, а также бесполезные словопрения с внешней придачей им необходимой целеустремленности и направленности.
Во всех случаях при организации, подготовке и проведении семинаров следует обращаться к диалектике, раскрытию противоречий реальной жизни. Семинар, построенный на раскрытии противоречий, никогда не будет скучным, всегда будет интересным и поучительным.
Семинар с использованием “сократовского” метода обучения. Своим названием метод обязан древнегреческому философу Сократу, который учил мыслить, вовлекая собеседника в эвристическую беседу.
Такие семинарские занятия являются гибкой формой совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся. Задаваемый педагогом вопрос должен заставлять их постоянно размышлять, доказывать и отстаивать свои позиции, мысли. При этом важно создавать проблемную ситуацию, для решения которой необходимы индуктивные обобщения. Сущность “сократовского” метода заключается в самостоятельном определении обучающимся основных понятий и дефиниций, подлежащих усвоению. Этому предшествует беседа, в ходе которой преподаватель рядом последовательных вопросов изобличает курсанта (слушателя) в противоречиях. Вопросы при этом строятся по принципу критического отношения к догматическим утверждениям. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль обучающегося к поискам истины. Таким образом, задача военного педагога, использующего “сократовский” метод обучения, заключается в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь курсанту (слушателю) найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемого предмета. Для подобных бесед характерны две специфические черты: так называемая “сократовская индукция” – построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, обучающийся сам постепенно убеждается в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, а также “сократовская ирония”, т. е. шутливо искаженная позиция преподавателя, подчеркивающего свое мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности обучающегося.
Этот метод обучения требует кропотливой самостоятельной подготовки военного преподавателя, а также курсантов и слушателей к занятию, в ходе которой у обучающихся формируются исследовательские умения и навыки. Использование “сократовского” метода в ходе семинара позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся, повышает интерес к изучаемой дисциплине, способствует активному усвоению знаний, формирует и развивает навыки самостоятельной работы и ведения полемики.
Семинар с использованием метода “мозговой атаки”. Метод “мозговой атаки” (“мозгового штурма”) – это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Он способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и стереотипов, сосредоточению на какой-либо конкретной цели. Основной сутью метода является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения.
Этапы работы участников семинара могут быть следующими:
1. Формулирование проблемы, подлежащей решению, определение условий коллективной работы, объявление правил поведения участников в поиске решения, формирование рабочих групп и постановка задачи.
2. “Мозговой атаке” может предшествовать “интеллектуальная разминка” – упражнение в быстром поиске на заранее подготовленные вопросы ответов и решение нетиповых задач. В процессе разминки курсанты и слушатели освобождаются от воздействия сковывающих факторов, добиваются снятия психологических барьеров, стеснительности, боязни ошибок, а также учатся воздерживаться от критики любых, пусть даже нелепых предложений.
3. Анализ выдвигаемых идей – изучение, сопоставление, оценка, отбор лучших идей экспертами.
4. Информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей и их публичная защита, принятие решения.
Для работы на этапах семинара обычно устанавливаются следующие условия и правила:
– недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась, в жестах, взглядах, мимике, это губит идею-
– в “мозговой атаке” все равны, нет приоритета и персонального авторства, неважно, кто сказал, важно, что сказано-
– творческий поиск направляется на генерирование оптимальной идеи решения поставленной проблемы, уход в сторону не допускается-
– выдвигаемая идея формулируется четко и кратко-
– высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей-
– синтез, критика, обоснование идеи проводятся в конструктивной форме не группой, их выдвинувшей, а другой-
– выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются.
С целью упорядочения работы для участников “мозговой атаки” могут быть установлены организационные правила:
– курсанты и слушатели разбиваются на группы: руководство, генераторы идей, аналитики идей-
– время выступления не более 3 минут-
– все стремятся к установлению непринужденной атмосферы, благоприятной для генерирования идей.
“Мозговая атака” может применяться как один из методических приемов проведения семинарского занятия, а также как самостоятельный метод его проведения.
Семинар с использованием метода “круглого стола”. Этот метод – разновидность диалога. Он требует от военных преподавателей или привлекаемых специалистов реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии. Ведущий “круглого стола” (не обязательно им должен быть преподаватель) стремится обеспечить основные принципы известного полемического кодекса чести (взаимная интеллектуальная терпимость и доверие участников, объективность, искренность, активность, откровенность, определенный уровень эмоциональной напряженности, разумная доля юмора.
Порядок подготовки и проведения “круглого стола” определяется спецификой самого метода. Заблаговременно сообщаются тема, время начала, продолжительность семинарского занятия. Курсантам и слушателям предлагается подготовить интересующие их вопросы в пределах темы. Особое значение придается оснащению места проведения, само название метода подчеркивает необходимость круга или какого-либо другого расположения, зримо подчеркивающего равенство участников.
Для “круглого стола” разрабатывается сценарий, в котором ориентировочно определяются возможная последовательность, содержание и регламент выступлений. Рекомендуется делать домашние заготовки и предусматривать применение стимулов на случай угасания или невозгорания дискуссии.
На семинарском занятии ведущий называет его тему, представляет обучающих, знакомит аудиторию с их специализацией, объясняет порядок работы. Затем он предлагает задавать вопросы, переадресовывает каждый вопрос специалисту, возбуждает дискуссию и управляет ее ходом. В конце кратко подводит итоги.
“Круглый стол” может проводиться с участием как преподавателей, специализирующихся на отдельных разделах учебной дисциплины кафедры, так и приглашенных для этих целей специалистов.
Этот метод используется в тех же случаях, что и лекция-консультация, отличие в том, что преподавателем выступает не один лектор, а несколько специалистов, а также оборудованием помещения, размещением участников и стилем общения между ними.
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций. Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной военной практики. В этом случае от курсантов и слушателей требуется глубокий анализ предложенной ситуации и практическое решение поставленной задачи. Этот метод позволяет на семинарском занятии реализовать множество функций: исследования, изучения, оценки, обучения, воспитания, развития, самооценки и самоконтроля.
При решении конкретной ситуации курсанты и слушатели обычно действуют, как в реальной практике: анализируя ее, используя свой опыт, а также применяя те способы, средства и критерии анализа, которые были ими приобретены в учебном процессе. При этом обучающиеся нередко сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими правильными и достаточно надежными, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными. Под влиянием учебной работы над конкретной ситуацией традиционные подходы постепенно разрушаются, отвергаются самими курсантами и слушателями как непродуктивные. Формируется новая система приемов и способов работы. Изменяется характер взглядов обучающихся, они обретают способность делать то, что раньше не умели. Существует три основных типа ситуаций, с которыми обычно сталкивается специалист в процессе профессиональной деятельности.
Стандартная ситуация в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах, имеет одни и те же источники, причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Критическая ситуация нетипичная для данной военно-профессиональной деятельности, как правило, неожиданна, застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы, может нанести моральный и экономический ущерб- требует немедленного вмешательства.
Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) уникальная, не имеет в прошлом аналогов, требует привлечения незапланированных материальных и человеческих ресурсов.
В практике применения метода анализа конкретной ситуации на семинаре обычно используются следующие виды конкретных ситуаций.
Ситуация-иллюстрация представляет собой демонстрацию конкретного примера из практики, в котором проявляются закономерности и механизмы действий должностных лиц, типовые алгоритмы решения технических задач, эффективность использования методов, приемов руководства, обучения и воспитания. Показанное берется и включается курсантами и слушателями в собственный опыт. Например, анализ ситуации, в которой описывается опыт работы одного из ведущих специалистов при организации конкретных видов работ.
Ситуация-упражнение не может быть разрешена без обращения курсантов и слушателей к специальным источникам информации, литературе, справочникам или результатам исследовательской работы. Обучающий эффект обеспечивает деятельность всех участников семинара по ситуации. Для разрешения таких ситуаций обучающимся необходимо изучить справочные данные, произвести необходимые расчеты.
Ситуация-проблема заключает в себе проблемную задачу, которая реально стояла или стоит перед профессиональной практикой. Она может предъявляться курсантам и слушателям в виде кино-, теле-, видеофрагмента реального события, магнитной записи беседы, интервью, доклада, речи, набора документов (фотографии, графики, диаграммы), отражающих состояние какого-либо факта, события, процесса, просто в виде папки с набором документов или в форме выступления перед обучающимися приглашенных специалистов.
Ситуация-оценка демонстрирует конкретные события и принятые по ним меры. По такой ситуации курсанты и слушатели получают задачу оценить источники, механизмы, значение, следствие ситуации и принятые меры, действия должностных лиц, реакцию коллектива. Опыт из такой ситуации извлекается путем оценки.
Существенную трудность в использовании этого метода представляет поиск сюжетов, соответствующих теме занятия, а также выбор наиболее эффективного варианта занятия и метода предъявления ситуации курсантам и слушателям. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать для обучающихся вопросы-задания. Далее приводятся примеры постановки задач и вопросов к учебным ситуациям независимо от их содержания.
Как Вы оцениваете то, что произошло в предложенной Вам ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли Вам сталкиваться с подобными явлениями? Какие ошибки и кем допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок? Какими директивными документами или нормативными актами должны были руководствоваться участники данной ситуации? Что посоветовали бы Вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями? Кому и как следовало поступить? Как отреагировать? Какое принять решение? Какие решения, действия, шаги предприняли бы Вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий? Обоснуйте свои действия.
Кроме приведенных вариантов вопросов и заданий к каждой конкретной ситуации необходимо подготовить специфические задачи, вытекающие из содержания темы и ситуации. В среднем задание к ситуации должно включать в себя не более пяти–семи вопросов. Практика показывает, что на семинарском занятии можно разрешить две-три таких ситуации.
Перечисленные выше разновидности организации и проведения семинарских занятий не исчерпывают весь арсенал использования в военных вузах при обсуждении учебного материала активных форм и методов обучения. Наряду с названными можно выделить семинар-беседу, семинар-диспут, специальный семинар, учебную тематическую дискуссию, семинар-экскурсию, семинар-исследование и многие другие. Особенно следует отметить возрастающую роль профессионально-игровых форм проведения семинарских занятий. Все эти активные методы и формы проведения семинаров обеспечивают творческий характер познавательной деятельности курсантов и слушателей, способствуют дискуссионности на занятиях, реализуют дидактические принципы и функции воспитывающего обучения.
Вопросы и задания
1. Раскройте назначение, сущность и основные задачи семинара в военном вузе.
2. Каким требованиям должны отвечать вопросы семинара?
3. Обоснуйте особенности подготовки к семинарскому занятию военного преподавателя и обучающихся.
4. Что представляет собой план проведения семинара? Как он реализуется на практике?
5. В чем заключаются особенности организации и проведения семинара в военном вузе?
6. Раскройте особенности обсуждения учебного материала в вузе с использованием нетрадиционных методов его проведения.
Поделиться в соцсетях:
Похожие