lovmedgu.ru

Рубинштейновские традиции психологического образования в московском университете

Видео: Рубинштейновские традиции психологического образования в МГУ. Ждан А.Н. ч.2

Среди выдающихся представителей психологической науки в Московском университете особая роль принадлежит Сергею Леонидовичу Рубинштейну. Около 16 лет его творческой деятельности (с 1 октября 1942 по 6 марта 1958) неразрывно связано с Московским университетом. Здесь он явился организатором и руководителем первой в истории университета кафедры психологии, системы учебной работы по подготовке психологов в высшей школе, создателем крупной научной психологической школы (Ждан, 2007, с. 115–132). Он много потрудился для восстановления в Московском университете научной работы в области психологии и преподавания психологии: после выведения в 1931 г. из состава университетских факультетов (вместе с другими гуманитарными факультетами) историко-фило софского факультета с отделением психологии исследования и преподавание психологии в МГУ прекратились. Кафедра психологии была создана в структуре философского факультета 1 октября 1942 г., в труднейший для страны период военного времени. Заведующим кафедрой был назначен С. Л. Рубинштейн. Именно С. Л. Рубинштейну принадлежит историческая заслуга в восстановлении связи исторической преемственности с лучшими традициями университетской психологической мысли, расцвет которой связан с именем Г. И. Чел панова (1907–1923). Г. И. Челпанов создал Психологический институт при Московском университете (1914), основал здесь первую научную психологическую школу, создал систему психологического профессионального образования (Ждан, 2007, с. 97–114).

Назначение С. Л. Рубинштейна на пост заведующего кафедрой не было случайным. К этому времени он был самым авторитетным психологом в стране. Его капитальный труд «Основы общей психологии» в апреле 1942 г. был удостоен Сталинской премии по философским наукам. В течение 12 лет он руководил кафедрой психологии в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена (теперь Педагогический университет им. А. И. Герцена). Он превратил кафедру в крупный научный исследовательский центр всесоюзного значения. Здесь читал лекции Л. С. Выготский, защитили свои докторские диссертации Б. М. Теплов (1940), А. Н. Леонтьев (1941) и другие выдающиеся психологи.

В период работы в Московском университете С. Л. Рубинштейн вел общие и специальные теоретические курсы, руководил работами студентов и аспирантов, впоследствии вошедших в созданную им научную школу. В разные годы он читал курс общей психологии, а также спецкурсы «Философские проблемы психологии» «Современные проблемы психологии», «Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова и проблемы психологии». Эти курсы, как и труды С. Л. Рубинштейна в целом, отличали высокая философская и методологическая культура, глубокая преемственная связь с лучшими традициями отечественной психологической мысли и достижениями мировой науки. С. Л. Рубинштейн руководил студенческими и аспирантскими работами по проблемам психологии мышления и речи, теории и ис тории психологии. В числе его аспирантов были М. Г. Ярошевский, Л. И. Анцыферова, Е. А. Будилова, К. А. Славская, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и другие известные психологи. Однако главным содержанием деятельности С. Л. Рубинштейна в университете была огромная работа по организации кафедры.

Уже через год, в 1943 г., на базе кафедры было открыто отделение психологии, а через 5 лет, в 1948 г., состоялся первый выпуск дипломированных психологов. Следует отметить, что С. Л. Рубинштейн провел также большую работу по организации отделения русского языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ. Выпускникам этого отделения присваивалась квалификация научного работника в области филологических наук, преподавателя вуза и учителя средней школы. В числе его выпускников такие известные психологи как В. Д. Небылицын, Ю. Ф. Поляков и др. С самого начала Сергей Леонидович развернул активную организаторскую деятельность по налаживанию работы кафедры. Он привлек к работе на кафедре лучшие научные силы, в основном из числа сотрудников Психологического института. В первый состав вошли профессора А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, В. А. Артемов, Б. М. Теплов, доцент П. М. Якобсон, в последующие годы – П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, К. М. Гуревич и др. На кафедре работали психофизиолог С. В. Кравков, физиолог П. К. Анохин и другие выдающиеся ученые, представители смежных областей знания. Была проведена огромная работа по организации учебного процесса по подготовке специалис тов-психологов: разработаны учебные планы, созданы программы учебных курсов, практикума. Эта работа осуществлялась в трудных условиях: не хватало кадров, помещений, оборудования для проведения экспериментальных исследований и для нужд преподавания.

С. Л. Рубинштейном была воссоздана система психологического университетского образования. Ее ядро составляла подготовка по общей психологии. Именно общая психология рассматривалась как центральная дисциплина, изучающая общие психологические закономерности. Преподавание общей психологии строилось на основе принципов, положенных в фундамент «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна – учебной книги для вузов и университетов. В этой книге нашла воплощение созданная С. Л. Рубинштейном система психологии, с большой полнотой представлено и критически обобщено все богатство материала, накопленного отечественной и мировой наукой. Изложение строились под углом зрения выработанной С. Л. Рубинштейном постановки в решении трех наиболее актуальных для психологии проблем: «1) проблема развития психики и преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения- 2) проблема действенности и сознательности и в связи с этим 3) преодоление абстрактного функционализма и переход к изу чению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются» (Рубинштейн, 1946, с. 3).

Последовательность изложения, порядок расположения материала по главам не были случайными, но строго методологически обоснованы в соответствии с представленной в книге системой психологии. Этим задавался высокий научный уровень учебного процесса, в основу которого была положена органичная связь общих психологических закономерностей и практических задач. Книга состоит из пяти частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на главы. Первая часть начинается с рассмотрения вопроса о предмете психологии и ее отраслях. Центральное место отводится общей психологии. В ней изучаются общие закономерности психики. «Они раскрываются: 10 в процессе развития психики 1) у животных в историческом развитии человека и в индивидуальном его развитии 2) в ее проявлениях в различных видах деятельности 3) в ее патологических нарушениях. Поэтому общая психология строится на обобщениях всех областей психологического знания- предметом ее специального изучения является психология нормального взрослого человека» (Рубинштейн, 1946, с. 26). Поскольку психология ребенка, зоопсихология, психопатология выделились в самостоятельные дисциплины из общей психологии, они продолжают сохранять теснейшую связь с общей психологией и, в свою очередь, обогащают общую психологию, способствуют раскрытию общих психологических закономерностей. Более специальные дисциплины, такие как психология труда, психология искусства, судебная, военная, медицинская, педагогическая, – образовались в зависимости от соответствующих областей практики. Все они находятся в связи с общей психологией и направлены на изучение психики человека в процессе его конкретной деятельности. «Теоретические задачи психологического познания, раскрытие обобщенных психологических закономерностей и практические задачи смыкаются друг с другом. Только так строится подлинно научная и вместе с тем жизненная психология» (Рубинштейн, 1946, с. 27).

Характеристике отдельных методов предпослано изложение общих методологических принципов построения методов научного исследования: в методах должна получить конкретное осуществле ние понимание предмета в его связи с методологией. Метод – это не технический прием, но путь исследования. Многообразие методов базируется на основе следующих принципов: принцип единства со знания и деятельности, из которого вытекает принцип объективности психологического исследования- включает физиологический анализ психических (точнее психофизиологических) процессов, который выполняет вспомогательную роль в психологическом познании- генетический принцип- связь теории с практикой в методике пред полагает познание как воздействие, в частном случае – включение педагогической работы в эксперимент.

Система психологии включает материал об истории психологии. Ее краткий очерк завершает первую часть книги.

Вторая часть посвящена рассмотрению проблемы развития в психологии. В теории С. Л. Рубинштейна различаются две концепции психического развития – эволюционистская точка зрения и принципиально отличная от нее «диалектико-материалистическая концепция развития психики рассматривающая развитие не только как рост, но и как изменение не только увеличение изначально данных качеств, а также появление новых подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий» (Рубинштейн, 1946, с. 87–89). В противоположность идеализму, «с диалектическим принципом неразрывно связана материалистическая трактовка его» (Рубинштейн, 1946, с. 89). В соответствии с этой трактовкой раскрываются вопросы соотношения психики и ее материальных основ отношение к мозгу как органическому субстрату и к объекту, который она отражает. В свою очередь, понимание отношения психики к субстрату разрешается в генетическом плане, который основывается на положении о единстве строения и функции во всяком органическом развитии, понимая под этим двустороннюю зависимость между ними как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии. Подчеркивается формообразующее значение функции, говорится о функциональном развитии органа (Рубинштейн, 1946, с. 93).

Кратко излагается материал о развитии поведения и психики животных. Выделяются типы поведения – инстинкт, навык и интеллект – и связанные с ними формы психики. Дается их развернутая содержательная характеристика. Подчеркивается преемственность, взаимосвязь и переходы между ступенями поведения и выделяемыми в них видами психики. Отдельная глава посвящена проблеме сознания и его развития у ребенка. В связи с этим обсуждаются вопросы созревания и обучения и воспитания, рассматриваются различные теоретические трактовки, дается их критический анализ. Согласно Рубинштейну, развитие не является продуктом различных внешних воздействий: оно есть процесс самодвижения субъекта, выделяются возрастные этапы этого процесса. В целом онтогенез определяется как жизненный путь личности, как процесс индивидуального развития личности.

Третья часть, самая обширная по объему, посвящена изложению материала об отдельных психических функциях – познавательных, эмоциональных и волевых. Изложению предшествует анализ отличий данного представления системы психологических понятий от традиционной функциональной психологии. В отличие от функциональной психологии они рассматриваются в их единстве, и таким образом каждая из них различается по преобладающему в ней компоненту. Они осуществляются в конкретных деятельностях. Поэтому, в отличие от функциональной психологии, рассмотрение психических процессов включено в план исследования деятельности. В соответствии с этим в систему психологии включается учение о деятельности. В «Основах» оно составляет содержание четвертой части книги, которая посвящена анализу психической стороны деятельности (Рубинштейн, 1946, с. 535)- «психологическая проблематика многообразно связана с изучением деятельности» (Рубинштейн, 1946, с. 536). Рубинштейн дает психологический анализ деятельности, ее структуры, компоненты которой связывает с вопросом о целях, мотивах деятельности, причем выделяет действие как единицу деятельности. Рассматривая действие и деятельность человека в целом как воздействие, как «отношение индивида как субъекта к объекту, который эта деятельность порождает, объективируясь в продуктах материальной и духовной культуры» (Рубинштейн, 1946, с. 537), он рассматривает, кроме предметного, неразрывно связанный с ним план личностно-общественных отношений. Рассматриваемая в этом аспекте деятельность становится поведением (Рубинштейн, 1946, с. 537), а его единицей является поступок. В поступке «ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другому человеку, к общему, к нормам общественной морали» (Рубинштейн, 1946, с. 537). В психологическом анализе деятельности и трактовке ее значения для психологического познания позиции С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева в ряде моментов близки, на что С. Л. Рубинштейн указывал. Представления о структуре деятельности, разработанные С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым, составляют важную часть психологии деятельности.

Всю систему венчает учение о личности. Ему посвящена заключительная – пятая – глава «Основ». Являясь завершением системы психологии, курса психологии, «она проходит через все построение, от начала до конца. Она образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом» (Рубинштейн, 1946, с. 618). Все психические процессы суть проявления личности. Это выражается в индивидуальных различиях протекания психических процессов у различных людей, а также в том, что под влиянием личности они приобретают новые качества, становятся сознательно регулируемыми. Как самостоятельная область психологии «изучение психического облика личности включает три основных вопроса чего хочет человек это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Что он есть Это вопрос о характере человека» (Рубинштейн, 1946, с. 620).

Таким образом, «В итоге система психологии включает помимо общего учения о психике, о сознании и самосознании учение: 1) о психофизических функциях, 2) о психических процессах, 3) о психическом строении деятельности и 4) о психических свойствах личности» (Рубинштейн, 1946, с. 184). Последовательности изложения системы психологических знаний придается статус принципиального вопроса. Названной логике изложения системы психологических знаний дается методологическое обоснование. Порядок, предложенный С. Л. Рубинштейном, – путь от изучения отдельных психических процессов к личности, казалось бы, вступает в противоречие с той значимостью, которую он приписывал проблеме личности. Но это только кажущееся противоречие. «При всякой попытке начать построение психологии с учения о личности, из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание: психология личности подменяется метафизическими или социологическими рассуж дениями о личности Лишь выделив сначала путем анализа из уже данного живого конкретного целого личности более абстрактные определения ее психологии – отдельные функции, процессы, – психологическое по знание может, пройдя через многообразные определения различных сторон психики, раскрыть психологию личности в ее конкретной целостности» (Рубинштейн, 1946, с. 184).

Книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» остается эталоном качества учебника для вузов. Ее актуальность особенно очевидна в настоящее время, когда психологическое образование приобрело невиданные масштабы и издается много учебной литературы. Разработанная С. Л. Рубинштейном система психологии, положение о центральном значении общей психологии в системе психологических дисциплин, методологические принципы психологии – единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, личности, которые пронизывают весь материал едиными методологическими идеями, – вот те основания, на которых под руководством С. Л. Рубинштейна строился процесс подготовки профессиональных психологов в годы его деятельности в Московском университете. Эти традиции продолжаются и сегодня. Фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна

«Основы общей психологии» по праву оценен нашей психологической общественностью как «самая читаемая в XX веке отечественная книга по психологии» (Брушлинский, 2001).<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Рубинштейновские традиции психологического образования в московском университете