lovmedgu.ru

Повреждение внутреннего уха (лабиринта)

Видео: Орган слуха человека и его строение (учебный фильм)

Непосредственное повреждение внутреннего уха в мирное время встречается редко. Оно возможно главным образом при проникновении острых предметов (булавки, шпильки и др.) сквозь барабанную перепонку и окна лабиринта. Иногда непосредственное повреждение внутреннего уха может произойти при оперативном вмешательстве на среднем ухе (ранение горизонтального полукружного канала или вывих стремени из окна преддверия), а также при переломах основания черепа, сопровождающихся переломами пирамиды височной кости.

Повреждения внутреннего уха представляют большую опасность прежде всего тем, что в результате происходит выключение слуховой и вестибулярной функций на стороне поражения. Однако опасность заключается еще и в возможном развитии внутричерепных осложнений (пахилептоменингит, энцефалит и т.д.) при проникновении инфекции из внутреннего уха в заднюю черепную ямку.

Переломы пирамиды височной кости. Переломы пирамиды височной кости в условиях мирного времени сравнительно редки. Они, как правило, сочетаются с переломами других костей, участвующих в формировании основания черепа.

Перелом пирамиды обычно возникает в результате нанесения удара по лбу или затылку, в ряде случаев при падении на подбородок. Отличительная особенность этих переломов — отсутствие смещения костных отломков.

По характеру расположения линии разлома на пирамидепереломы делятся на продольные и поперечные. В первом случае нарушается целость крыши барабанной полости и верхней стенки слухового прохода, во втором линия разрыва пересекает поперек весь массив пирамиды.

Каждому из этих видов переломов присуща определенная симптоматика. Так, при продольном переломе в подавляющем большинстве случаев возникает разрыв барабанной перепонки, через который происходит кровотечение, а нередко и истечение спинномозговой жидкости. Слуховая и вестибулярная функции хотя и нарушены, но сохранены.

Иные нарушения при поперечном переломе — полное выпадение функций внутреннего уха и паралич лицевого нерва. Наружное и среднее ухо не страдают, вследствие чего при данном переломе кровотечения из уха и истечения спинномозговой жидкости не происходит.

Д и а г н о с т и к а основывается на данных анамнеза (если это возможно) и осмотра. Больной непосредственно после травмы, как правило, находится в бессознательном состоянии. В зависимости от характера перелома бывают кровотечение и истечение спинномозговой жидкости, паралич лицевого и других черепных нервов. На 2—3-й день после травмы возможно появление кровоподтеков под конъюнктивой глазного яблока и в области век, куда кровь проникает из клетчатки основания черепа по рыхлой клетчатке орбиты, на 4—5-й день — под кожей основания сосцевидного отростка. Однако кровотечение из уха в ряде случаев может быть следствием попадания крови из поврежденных покровов черепа либо возникает при повреждении наружного слухового прохода, поэтому отоскопия должна быть непременно произведена во избежание диагностической ошибки.

Если позволяет неврологическая симптоматика, выполняют рентгенографию черепа для уточнения характера перелома, люмбальную пункцию (кровь в ликворе), исследуют глазное дно, изучают (по возможности) функции внутреннего уха.

Л е ч е н и е включает ряд организационных и терапевтических моментов. Необходимо исключить смещение головы больного по отношению к туловищу, транспортировку с места происшествия в лечебное учреждение производят с соблюдением всехмер предосторожности (следует избегать тряски больного, нельзя поворачивать его с боку на бок, наклонять или запрокидывать голову). В лечебном учреждении останавливают кровотечение (если оно есть) путем рыхлого введения в слуховой проход стерильных турунд или сухого ватного тампона. Обычно производят люмбальную пункцию. Дальнейшая лечебная тактика диктуется состоянием больного, включая неврологический статус.

П р о г н о з при травме височной кости зависит от характера перелома основания черепа, его давности и неврологической симптоматики (повреждение мозговых оболочек и вещества мозга). Обширные повреждения часто ведут к смерти непосредственно после травмы. В ближайшие дни после повреждения причиной смерти может служить сдавление мозга большими гематомами. Выздоровление редко бывает полным- остаются головная боль, головокружение, нередко возникают эпилептиформные припадки.

Термические и химические травмы уха возникают под воздействием высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т.д.

Термические поражения наружного уха почти всегда сочетаются с ожогами лица, головы и шеи. При ожоге, как и при отморожении, различают 4 степени. Для ожога характерны следующие степени: I — эритема, II — отечность и образование пузырей, III — поверхностный некроз кожи, IV — глубокий некроз, обугливание. Для отморожения: I — припухлость и цианоз кожи, II — образование пузырей, III — некроз кожи и подкожной клетчатки, IV — некроз хряща.

Л е ч е н и е . Первая помощь при термических ожогах кожи ушной раковины и наружного слухового прохода осуществляется по правилам общей хирургии. Назначают обезболивающие средства — инъекции морфина или пантопона. Пораженные участки кожи обрабатывают 2 % раствором перманганата калия или 5 % водным раствором танина. После вскрытия используют 10—40 % раствор ляписа для прижигания грануляций. При некрозе наряду с удалением некротических тканей применяют различные антисептические мази кортикостероидные препараты (суспензия гидрокортизона и др.). Для предупреждения возможной атрезии или сужения в первые дни после ожога в слуховой проход вводят марлевые турунды, пропитанные 1 % эмульсией синтомицина- позднее в слуховой проход вставляют резиновую трубочку для формирования его просвета. При наличии у пострадавшего сопутствующего гнойного воспаления среднего уха проводят необходимое лечение отита.

Первая помощь при обморожениях ушной раковины заключается в согревании ее теплой (37 °С) водой, осторожном обтирании спиртом. При образовании пузырей применяют вяжущие растворы или мази, которые способствуют их подсыханию, или же, соблюдая строгую асептику, пузыри вскрывают и выпускают из них содержимое, а затем накладывают мазевую повязку с антибиотиками.

При некрозе удаляют омертвевшие ткани, накладывают салфетки, пропитанные бальзамом Вишневского или Шостаковского, назначают сульфаниламидные препараты и антибиотики. При всех степенях отморожения эффективно применение физиотерапевтических методов лечения (эритемные дозы кварцевого облучения, токи УВЧ).

Нередко после отморожения ушная раковина приобретает повышенную чувствительность к воздействию низких и высоких температур. Кожа ушной раковины сразу после отморожения или со временем может приобрести красную или синюшную окраску как следствие развития тромбоза вен и стойкого нарушения кровообращения.

При термических ожогах III и IV степеней лечение должно проводиться в стационаре. Помощь при химических ожогах заключается прежде всего в срочном применении нейтрализующих веществ (при ожоге кислотой прибегают к нейтрализации щелочью и т.д.), в дальнейшем лечебная тактика аналогична той, которую проводят при термических ожогах.

Акустическая травма возникает при кратковременном или длительном воздействии сильных звуков на орган слуха. Различают острую и хроническую акустические травмы. Остраятравма является следствием кратковременного действия сверхсильных и высоких звуков (например, громкий свист вухо и т.д.). Их интенсивность бывает настолько велика, что ощущение звука, как правило, сопровождается болью. Гистологическое исследование улитки животных, подвергнутых экспериментальной акустической травме, позволило обнаружить кровоизлияние в улитку, смещение и набухание клеток кортиева органа.

В обыденной жизни чаще встречается хроническая акустическая, или шумовая, травма (тугоухость ткачей, клепальщиков и др.). В основе возникновения хронической акустической травмы лежит так называемый фактор утомления (утомляющее действие звуков на орган слуха). Нарушения слуха, появляющиеся под действием кратковременного шума, часто обратимы. Наоборот, длительные и повторные воздействия звука могут привести даже к атрофии кортиева органа. При одновременном и длительном воздействии шума и вибрации резко возрастает тяжесть поражения слуха.

Д и а г н о с т и к а базируется на данных анамнеза, общего обследования больного и результатах исследования слуха. Обычно при акустической травме наблюдаются дискантовая тугоухость и укорочение костного звукопроведения.

Л е ч е н и е. В начальных стадиях профессиональной тугоухости необходимо решить вопрос о перемене профессии. Лица, работающие на шумном производстве, должны соблюдать режим отдыха и правила индивидуальной защиты от производственного шума. Лечение предусматривает проведение таких же мероприятий, как при нейросенсорной тугоухости, необходимы общеукрепляющая терапия, прием седативных средств. С целью общего воздействия на центральную нервную систему рекомендуются хвойные или сероводородные ванны, витаминотерапия (витамин С- витамины группы В: В1, В6, В12, витамины А и Е, оказывающие положительное влияние на кровообращение и повышение окислительных процессов в организме).

П р о ф и л а к т и к у акустической травмы осуществляют комплексом медицинских и технических мероприятий. Очень важно проведение тщательного профотбора (при поступлении на работу) и строго определенных по срокам для шумных производств медицинских осмотров. Технические мероприятия предусматривают снижение интенсивности звука на производстве путем осуществления мер, направленных на звукопоглощение и звукоизоляцию, правильную организацию труда (громкость низкочастотных шумов не должна превышать 90— 100 фон, среднечастотных — 85—90 фон, высокочастотных — 75—85 фон). Индивидуальные средства защиты предполагают непременное использование противошумовых приспособлений различной конструкции (вкладыши и тампоны, шлемы).

Вибрационная травма (вибротравма), как показывает само название, возникает вследствие вибрационных колебаний (сотрясения), производимых различными механизмами (инструменты, транспорт). Изучение результатов вибрационного воздействия в эксперименте на животных позволило обнаружить дегенеративные изменения в улитке (в верхушечном завитке и клетках спирального ганглия), а также в слуховых и вестибулярных ядрах. Характер этих изменений соответствует силе вибрации и продолжительности ее воздействия.

Л е ч е н и е аналогично таковому при акустической травме, учитывая их тесную анатомическую взаимосвязь. Следует лишь добавить, что в целях профилактики вибротравм проводят мероприятия по виброизоляции, виброзаглушению и вибропоглощению.

Баротравма появляется при изменении атмосферного давления. Наиболее чувствительны к изменению такого давления среднее и внутреннее ухо.

Различают 2 вида таких травм. В первом случае травма развивается при изменении давления только в слуховом проходе, например, при применении пневматической воронки Зигле или увеличении давления в полостях среднего уха, в момент форсированного продувания слуховой трубы и т.д. Вторым видом баротравм является влияние разницы давления в окружающей среде и в барабанной полости, например, при полете у летчиков, погружении у водолазов, кессонщиков и т.д. Сочетание баро- и акустической травм имеется при взрывах или выстрелах на близких расстояниях (детонация). В основе таких нарушений лежит механизм мгновенного повышения атмосферного давления и внезапного действия звука высокой частоты.

Отоскопическая картина при баротравме характеризуется появлением гиперемии барабанной перепонки с кровоизлияниями в ее толщу- иногда бывают разрывы или полное разрушение барабанной перепонки. В первые 2 дня после травмы воспалительные изменения могут отсутствовать. Впоследствии, в случае присоединения вторичной инфекции, возможно развитие воспалительного процесса. При кровоизлиянии в барабанную полость и при сохраненной целости перепонки она приобретает темно-синюю окраску.

Наряду с характерной отоскопической картиной при баротравме возникают функциональные нарушения внутреннего уха и центральной нервной системы. У больного появляются шум и звон в ушах, головокружение, тошнота, снижается слух- иногда бывает потеря сознания.

Степень понижения слуха при баротравме различна в зависимости от того, на каком участке слухового анализатора возникли изменения.

У детей баротравма иногда развивается во время полетов на самолете, когда нарушается проходимость слуховых труб за счет гипертрофии носоглоточной миндалины или околотрубного валика.

Л е ч е н и е . Первая помощь при баротравме, сопровождающейся нарушением целости барабанной перепонки, кровотечением из уха или кровоизлиянием в толщу перепонки, заключается в тщательной, но очень осторожной очистке слухового прохода от сгустков крови, возможных посторонних примесей (при взрыве может попасть грязь) с помощью стерильной ваты, навернутой на зонд. Всякое промывание уха категорически запрещено, так как в этот момент может произойти инфицирование барабанной полости. После удаления содержимого наружного слухового прохода его кожу осторожно обрабатывают ватой, смоченной борным спиртом, и затем слегка припудривают раневую поверхность барабанной перепонки тройным сульфаниламидным порошком. В наружный слуховой проход с целью предупреждения попадания инфекции и для гемостаза вводят сухие стерильные турунды. Перевязки делают ежедневно. При возникновении функциональных нарушений со стороны внутреннего уха (головокружение и др.) больной должен соблюдать строгий постельный режим. Назначают общеукрепляющую и противовоспалительную терапию. Начиная с 6-го дня лечение проводят в зависимости от характера поражения того или иного анализатора, в условиях поликлиники или стационара в зависимости от характера и выраженности травматических повреждений.

П р о ф и л а к т и к а баротравм заключается прежде всего в соблюдении мер предосторожности, обеспечивающих медленное изменение атмосферного давления, в поддержании нормальной функции слуховых труб и, в частности, их проходимости. Важное профилактическое значение имеет профессиональный отбор лиц, пригодных для летной работы, кессонных и водолазных служб.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Повреждение внутреннего уха (лабиринта)