Сущность здорового образа жизни
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [Казин с соавт. 2000:51].С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому, при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляете в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессия, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни.
В литературе, в рекламе, на уровне бытового общения и через другие каналы информации достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма), количество таких средств неисчислимо. Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой – всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья.
Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10–15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.
Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Старшеклассники и студенты не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
По мнению Э.М. Казина, здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимо-заменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Сократ говорил, что «тело не более отдельно и независимо от души».
Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции. Натуральная растительная пища (овощи, фрукты, зернобобовые, зерновые, орехи, семечки, мед) в полной мере соответствует этим требованиям, а животную пищу следует отнести к аварийной.
Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.
Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.
На наш взгляд, индивидуальный здоровый образ жизни можно охарактеризовать в соответствии со структурой индивидуального здоровья как содержательно (через структуру), так и через виды деятельности человека.
Индивидуальное здоровье, рассматриваемое нами с позиций структурно-функционального подхода, – это состояние телесного, душевного и духовного благополучия. Следовательно, содержательно здоровый образ жизни включает определенные навыки и умения по сохранению духовного, душевного и телесного компонентов здоровья.
Умения и навыки сохранения и развития духовного здоровья заключаются:
• в достижении достаточной зрелости личности в целях преодоления в определенные моменты жизни примитивных инстинктов и влечений-
• в признании привата общечеловеческих ценностей-
• отказе от эгоизма и эгоцентризма, принятии альтруизма как философии жизни.
Способность сохранять душевное здоровье определяется через следующие умения и навыки человека:
• эффективно, бесконфликтно обращаться с окружающими-
• поддерживать межличностные контакты, уважая права и мнения других-
• выражать свои эмоции адекватно ситуации-
• избегать стрессов и владеть умениями снятия их последствий-
• вырабатывать качества, характеризующие психо-эмоциональную устойчивость личности, которые являются в то же время важными профессиональными качествами (выдержка, тактичность, вежливость, учтивость, обходительность, добро-желательность, аккуратность и др.).
В отношении телесного здоровья умения и навыки заключаются в том, что человек может:
• выстраивать стратегию отношения к своему здоровью с учетом генетической предрасположенности членов семьи к различным заболеваниям- самооценки функционального состояния систем своего организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.)-
• строить свою жизнь в соответствии с биологическим возрастом, биоритмологическими, морфофункциональными характеристиками, соизмерять свое поведение с возможностями организма-
• организовывать: а) полноценное питание- б) целесообразный режим двигательной активности с целью поддержания и совершенствования своих физических качеств и уровня тренированности- в) быт с учетом оздоровительного влияния естественных факторов среды- г) рабочее место согласно гигиеническим требованиям-
• избегать и преодолевать вредные привычки-
• осуществлять профилактику заболеваний и оказывать доврачебную помощь и др.
Поведенческие (деятельностные) характеристики образа жизни состоят из регламентации суммарной деятельности (бюджет времени) компонентов режима (сон, пребывание на свежем воздухе, профессиональная деятельность, отдых по собственному выбору, приемы пищи, личная гигиена) на основе гигиенических принципов. Сюда относятся:
а) семейно-бытовая и профессиональная деятельность адекватно индивидуальной динамике умственной работоспособности, возрасту, здоровью- содержательный досуг с максимальным пребыванием на свежем воздухе- регламентация приема пищи, сна, отдыха-
б) альтруистическое поведение, которое подразумевает заботу не только о здоровье близких окружающих людей, но и в целом – активную деятельность по оздоровлению российского народа.
Структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру (1998) должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.
В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энергетический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и само-ограничительный) принципы. Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результату. Одна из основных причин этого – отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.
Поделиться в соцсетях:
Похожие