lovmedgu.ru

Предмет, цели и задачи, исторические предпосылки дисциплины «неврология»

Невропатология – раздел мед.науки, кот изучает болезни нервной с. Этот раздел, является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной с.

Предмет невропатологии – закономерности функционирования и феноменология клинических проявлений заболеваний нервн.с.

Целью невропатологии как науки – изучение закономерностей функционирования и феноменологии клинических проявлений заболеваний нервной системы с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции.

Задачи

1. Изучение этиологии заболеваний нерв.с

2. Изучение патогенеза заболевания

3. Изучение клинических проявлений поражений центральной и периферической нервных системы

4. Изучение эпидемиологических заболеваний

5. Разработка методов диагностики, лечения и профилактики, а также принципов организации специальной медицинской помощи при неврологической патологии.

Основоположником отечественной невропатологии — науки о заболеваниях нервной системы — является глава московской школы невропатологов А. Я. Кожевников, создатель первой в мире кафедры и клиники нервных болезней.

До выделения в самостоятельную науку невропатология являлась составной частью терапии или психиатрии. Первая клиника была открыта в 1869 г. в Московском университете. При Военно-медицинской академии в Петербурге в 1881 г. была открыта вторая русская клиника нервных болезней (как часть психиатрической клиники), которую организовал И. П. Мержеевский. В последующие годы стали создаваться клиники нервных болезней в Казани, Киеве, Одессе, Харькове и др.

А. Я. Кожевников (1836—1902) известен как замечательный врач, ученый, педагог. Описанный им вариант эпилепсии с постоянными клоническими судорогами в какой-либо группе мышц, перемежающимися с генерализованными эпилептическими судорожными приступами, в мировой медицине получил название кожевниковской эпилепсии.

Им написан известный “Курс нервных болезней”, выдержавший 5 изданий.

Он внес существенный вклад в изучение афазии, особенно сенсорной, а также в изучение гистологии нервной системы,

впервые подробно описал воспалительные изменения клеток передних рогов спинного мозга при полиомиелите

Лучшим учеником А. Я. Кожевникова был В. К. Рот (1848—1916), известный работами в области изучения прогрессирующей мышечной атрофии. Им описана особая форма невралгии латерального кожного нерва бедра, получившая название болезни Рота.

В. К. Рот принимал участие в организации неврологической и психиатрической помощи населению Москвы.

Всемирно известный невропатолог Г. И. Россолимо. Его работы посвящены различным заболеваниям нервной системы: спинной сухотке, рассеянному склерозу, травмам нервной системы и т. д.

Всеобщее признание нашел описанный им пальцевой рефлекс ноги — симптом пирамидной патологии.

Много труда посвятил он разработке приборов для объективного исследования и регистрации функций нервной системы—клонографа, диадохокимографа, динамометра и др.-

один из первых стал применять хирургические методы лечения при нервных болезнях.

Около половины научных работ Г. И. Россолимо посвящено вопросам детской психологии и дефектологии. В его клинике впервые в мире было создано отделение для нервнобольных детей.



Наряду с московской неврологической школой развивалась и петербургская. Основоположник клиники нервных болезней в Петербурге И. П. Мержеевский (1838—1908) экспериментально разрабатывал вопросы физиологии и морфологии нервной системы, одновременно с В. А. Бецом описал гигантские пирамидные клетки коры большого мозга- он изучал опухоли моста, одностороннюю атрофию лица и другие заболевания нервной системы.

Особенно известны его работы по изучению мозга больных, страдавших идиотией.

К числу его учеников относится В. М. Бехтерев (1857— 1927) — один из выдающихся деятелей отечественной медицины. В. М. Бехтерев работал на кафедре нервных и душевных болезней под руководством И. М. Балинского, затем И. П. Мержеевского, а в 1894 г. и возглавил кафедру нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии.

вклад в изучение морфологии нервной системы.

Его книга “Проводящие пути головного и спинного мозга” завоевала ему славу выдающегося нейроморфолога.

Вопросы семиотики, диагностики и клиники заболеваний нервной системы были изложены в книгах “Общая диагностика нервных болезней” и “Нервные болезни в отдельных наблюдениях”.

После отчисления В. М. Бехтерева из академии кафедра нервных и душевных болезней

в 1916г.— ее возглавил М. И. Аствацатуров.

М. И. Аствацатуров (1877—1936) — один из выдающихся учеников В. М. Бехтерева.

Вопросы теоретической и клинической невропатологии.

биогенетические работы по изучению двигательных и рефлекторных расстройств (пирамидных симптомов, контрактуры Вернике— Манна и др.)

Ряд его работ посвящен биогенетическому анализу антагонистического взаимодействия различных видов чувствительности, проблеме боли, рассмотрению психосоматических взаимосвязей.

Одним из первых описал эпидемический энцефалит, отметив в клинике этого заболевания новый симптом (акайрию).



Вскоре после создания кафедр нервных болезней в Москве, Петербурге и Казани такие кафедры были организованы в Киеве, Одессе, Харькове.



В течение многих лет одной из важнейших проблем клинической неврологии является изучение расстройств мозгового кровообращения. Ее разработкой заняты коллективы Института неврологии АМН СССР, кафедры нервных болезней 2-го Московского медицинского института. Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, Свердловского медицинского института и ряда других. Применение современных методов исследования мозгового кровообращения, а также биохимических и патоморфологических методик позволило

значительно расширить представление о патогенезе сосудистых заболеваний головного и спинного мозга и

предложить рациональную классификацию этой группы поражений нервной системы,

разработать диагностические и дифференциально-диагностические тесты и

эффективные способы лечения.



Крупные исследования были проведены советскими невропатологами в области инфекционно-аллергических заболеваний нервной системы. Существенный вклад внесен в описание эпидемического энцефалита (Д. О. Даркшевич, М. И. Аствацатуров, Б. Н. Мань-ковский, А. И. Гейманович),

впервые изучена клиника клещевого (А. Г. Панов),

а также японского, или комариного, энцефалита (Н. И. Гращенков).



Многие научные коллективы (в частности, возглавляемые Я. Ю. Попелянским, И. П. Антоновым) трудятся над проблемой заболеваний периферической нервной системы. К настоящему времени выяснены патологические изменения позвонков и межпозвоночных дисков, нередко являющиеся патогенетической основой развития радикулита, а также роль интоксикаций, инфекций и различных физических факторов в их происхождении. Разработаны разнообразные методы консервативного лечения больных радикулитом, в том числе медикаментозные, физические и санаторно-курортные.

Большое внимание уделяется борьбе с профессиональными вредностями, способствующими возникновению или обострению этого распространенного заболевания.

Значительны успехи советской неврологии в изучении наследственных заболеваний нервной системы (С. Н. Давиденков, Е. Ф. Давиденков, Б. Н. Маньковский).

Известных успехов достигла отечественная невропатология и в области изучения онкологических и травматических заболеваний нервной системы, эпилепсии, патологии вегетативной нервной системы.

При изучении неврозов особое внимание уделяется их профилактике.

В самостоятельный раздел выделилась детская неврология. Значительный вклад в развитие этой молодой науки внесли советские невропатологи М. Б. Цукер и Л. О. Бадалян.

Все более повышается роль отечественной неврологии в мировой неврологической науке, расширяется международное сотрудничество в этой области.Следующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Предмет, цели и задачи, исторические предпосылки дисциплины «неврология»