lovmedgu.ru

Психолог в организации

Видео: Психолог и я. Организации будущего

Индустриально-организационные психологи работают с организациями по следующим направлениям:

• Отбор сотрудников и их распределение на работу

— Разработка оценочных инструментов для отбора, распределения, ат-тестации (classification) и продвижения ЕЮ службе сотрудников

— Проверка валидности инструментов тестирования

— Профессиографический анализ

— Разработка и применение программ подбора персонала

— Оптимизация размещения персонала

— Определение потенциала сотрудников для работы в качестве менед-жеров

• Обучение и развитие

— Определение потребностей в обучении и развитии

— Составление и проведение программ технической подготовки персо-нала и развития менеджмента

— Оценка эффективности программ обучения и развития с точки зре-ния производитель-ности труда и удовлетворенности сотрудников

— Планирование карьеры

• Организационное развитие

— Анализ структуры организации

— Повышение удовлетворенности и эффективности отдельных сотруд-ников и рабочих групп

— Проведение организационных изменений

• Измерение выполнения работы

— Разработка критериев

— Измерение полезности (utility)

— Оценка эффективности организации {organizational effectiveness)

• Качество рабочей жизни

— Повышение производительности труда отдельных сотрудников

— Выявление факторов, связанных с удовлетворенность^) работой

— Псрепланирование работы с целью увеличения ее содержательности

• Психология потребителей

— Оценка предпочтений потребителей

— Определение реакций потребителей на новые продукты

— Разработка стратегий сегментирования рынка

• Инженерная психология

— Проектирование рабочей среды

— Оптимизация эффективности взаимодействий между человеком и техникой

— Разработка системных технологий

Промышленное производство традиционно выступает одним из главных заказчиков прикладных социально-психологических исследований, а проблема формирования производственных коллективов — наиболее типична Общие темы в рамках таких исследований: психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.

В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в организации выделяются:

1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд-

2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения-

3) психологическая консультация и профессиональная ориентация-

4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления-

5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления-

6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента-

7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости-

8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры

по их профилактике и урегулированию-

9) психология поведения личности и группы в организации-

10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации-

11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации-

12) психология экономического выбора и предпочтений-

13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования)-

Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Необходимыми оказываются также знания в области экономики, социологии, менеджмента. Психологического образования здесь явно недостаточно.

Важнейшая функция психологии в организации — психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера, которое направлено на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией. Во многих японских и западных фирмах существуют штатные психологи, функции которых сводятся к изучению психологического климата в коллективе и подбору команды.

Проблемы психологии управления для своего решения требуют знаний в области психологии труда, организационной и социальной психологии, а также в области экономики. Они касаются систем управления на отдельном предприятии, фирме и в системе государственного управления. Многочисленные прикладные исследования ориентированы на изучение вопроса о психологических качествах, необходимых руководителю, делаются попытки дать характеристику идеального руководителя, анализируется совместимость руководителя и коллектива, выявляется роль обратной связи (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления.

Психология может быть включена в решение проблемы стиля руководства, разрешение конфликтов, оптимизацию принятия группового решения.

Популярным в последние годы стало участие психологов в оптимизации делового общения руководителей разного ранга. В практических занятиях для руководителей отрабатываются стратегия и техника делового общения. Психолог-практик в данном случае выступает не просто экспертом или консультантом, но становится руководителем деловых игр. Важная задача психолога, работающего в сфере управления, — пропаганда психологических знаний, формирование у руководителей психологической компетентности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психолог в организации