lovmedgu.ru

Методы изучения и оценки морально-психологического состояния

Командиры, офицеры воспитательных структур, в т. ч. и военные психологи, обязаны постоянно изучать и оценивать МПС личного состава.

В Приказе МО РФ № 226 отмечается, что «психолог полка (корабля 1 ранга) песет ответственность за состояние и организацию психологической работы в интересах воспитания личного состава, укрепления его морально-психологического состояния и поддержания психологической устойчивости военнослужащих». МПС изучается в следующих целях:

• определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других служебных задач-

• нахождения слабых мест в психологической устойчивости военнослужащих и воинских коллективах-

• прогнозирования реакций и действий личного состава при решении боевых и учебно-боевых задач-

• принятия эффективных превентивных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.

Для изучения морально-психологического состояния личного состава психолог использует следующие методы:

• массовый и экспертный опрос-

• наблюдение-

• социометрия-

• анализ результатов деятельности-

• эксперимент и др.

Результатом изучения является приобретение знаний о МПС личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащими планируется и организуется его оценка — анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях (результат).

Для того чтобы исключить или значительно уменьшить ошибки при оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии.

1. Формулирование целей оценки МПС.

2. Определение предмета оценки.

3. Выбор показателей, характеризующих предмет.

4. Установление критериев оценки показателей.

5. Определение соответствующих методов оценки.

6. Формирование оценочного вывода.

Наиболее простой и приемлемой методикой оценки МПС является методика, предложенная В. П. Кашириным1.

Методика экспертной оценки морально-психологического состояния воинского подразделения предполагает опрос ограниченного числа (по три человека) от офицерского, сержантского и рядового состава по вопросам, раскрывающим компоненты МПС по следующей схеме.

«Оцените, пожалуйста:

1) отношение военнослужащих к воинской службе-

2) стремление военнослужащих добросовестно выполнять военно-служебные задачи-

3) стремление военнослужащих овладеть своей`военной специальностью и совершенствоваться в ней-

4) стремление участвовать в несении боевого дежурства-

5) военно-профессиональную слаженность, сработанность подразделения-

6) удовлетворенность военной службой-

7) авторитет командира подразделения-

8) взаимоотношения в воинском коллективе-

9) сплоченность подразделения-

10) взаимоотношения военнослужащих с местным населением-

11) удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в подразделении-

12) состояние воинской дисциплины в подразделении-

13) отношение военнослужащих к экономическому курсу правительства-

14) отношение к внутренней социально-политической деятельности руководства РФ-

15) отношение военнослужащих к международно-политической деятельности РФ-

16) отношение к военной политике государства.

Вопросы 1-6 отражают состояние военно-профессионального компонента, 7-16 — политико-морального компонента.

Опросник может дополняться вопросами по актуальным вопросам жизнедеятельности (боевые действия, отношение к противнику и др.).

К опроснику предлагается опросная шкала:

На самом деле В. П. Кашириным предложено три методики: МПС-1 — для массового опроса военнослужащих, МПС-2 для экспертной оценки МПС и МПС-3 — для оценки межличностных отношений и индекса сплоченности воинского коллектива (на базе опросника Сишора). В данной работе будет рассмотрен сокращенный вариант методики МПС-2.

5 баллов — положительно-

4 балла — скорее положительно, чем отрицательно-

3 балла — трудно сказать, нейтрально-

2 балла -скорее отрицательно, чем положительно-

1 балл — отрицательно.

По результатам опроса вычисляется общий средний балл по каждому компоненту и с помощью специальной матрицы определяется общий уровень зрелости МПС (рис. 2.14).



Используя матрицу, необходимо заполнить табл. 2.11.

Таблица 2.11

Уровни зрелости МПС





Уровни зрелости МПС



Здоровое МПС позволяет решать боевые задачи различного уровня. Не определившееся МПС требует осуществления специальной работы по его формированию. Подразделения с нездоровым МПС к выполнению боевых задач не допускаются. Здесь необходима специальная работа по выявлению причин сложившегося положения, возможно, переформирование коллектива, смена руководства, оказание психологической помощи военнослужащим.

Методика МПС-1 аналогична по структуре и содержанию, только опросу в ней подвергается каждый военнослужащий [74].

Точность получения информации о МПС воинского подразделения (части) будет значительно выше, если данные, полученные с помощью опросной методики, будут подтверждены посредством наблюдения, оценки результатов деятельности.

Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой морально-психологическое состояние личного состава?

2. В каких формах индивидуально- и социально-психологических явлений проявляется морально-психологическое состояние?

3. Какова структура морально-психологического состояния?

4. Какие методы применяются для изучения и анализа морально-психологического состояния?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

2. Каширин В. П. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, практика. - М., 1998.

3. Тютченко А. М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценки и пути формирования. — М., 1994.

4. Шумков Г. Е. Тезисы по вопросу военной психологии // Русский инвалид. 1909. № 227.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Методы изучения и оценки морально-психологического состояния