lovmedgu.ru

Формы профессионального общения психологов и их профессиональные сообщества

Видео: 2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Успешное профессиональное развитие психолога во многом обусловлено наличием и возможностью включенности его в систему профессионально-деятельностных связей и отношений, выступающих значимым фактором развития его личности. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей:

- отношения с клиентами и их окружением-

- отношения с другими психологами-

- отношения с администрацией (должностными лицами)-

- отношения с другими (смежными) специалистами (социальными работниками, медиками, педагогами и т.д.).

Таким образом, будущее профессиональное пространство для практического психолога может быть представлено как социотехническая система, объединяющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы. Каждый из этих субъектов, реализуя тот или иной тип присущей (характерной) ему деятельности, является выразителем определенной профессиональной позиции по отношению к решаемой проблеме.

Основой для определения «своей» профессиональной позиции выступают возможности данного специалиста и нормативно предписанный способ действий с объектом, нуждающимся в переводе его в новое качество функционирования. Таким объектом может, например, быть человек, нуждающийся в психологической помощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог выявил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других (кроме самого психолога и клиента) людей. Круг лиц, способных помочь в этом вопросе, может быть расширен за счет привлечения других специалистов, родственников и знакомых, администрации и представителей коллектива того учреждения, где трудится этот человек. Каждый из людей, привлекаемых для решения этой общей задачи, обладая определенными способностями, навыками решения аналогичных проблем, полномочиями и компетенцией, является, таким образом, выразителем своей, особой позиции, а следовательно, и реализатором специфических функций по отношению к основному, общему для всех процессу.

Возникающая в данном случае (по поводу помощи конкретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определенном продукте деятельности другого.

Например, для более плодотворной работы с клиентом необходимо понимание особенностей ситуации со стороны представителей администрации учреждения, в котором он трудится, и принятие соответствующих мер (неразглашение информации, создание щадящего графика работы, перевод на другой участок и т.п.).

Развитию кооперации способствует появление затруднения, для снятия которого необходима новая деятельность. Таким образом, затруднения, делающие невозможным продолжение одного типа деятельности, выступает в известной степени заказом на появление другой деятельности и служит для нее исходным материалом.

Структура кооперативной взаимосвязи различных видов деятельности



Рис. 10.

Структура кооперативной взаимосвязи различных видов деятельности

Видео: Язык жестов. Видеоурок Ангелины Шам



Так, в кооперативной деятельности типичные затруднения «исполнителя» могут быть учтены в нормативных документах, фиксирующих внеситуативную норму, и сняты (т.е. устранены, преодолены) самим исполнителем (см. рис. 10). Если же затруднение не встречалось ранее в практике конкретного исполнителя либо требуется согласовать его деятельность с деятельностью других исполнителей, он вынужден обращаться к управленцу, который помогает снять данное затруднение на основе анализа конкретной ситуации и учета имеющихся нормативных оснований.

Поиск конкретной причины типового затруднения, вызванного невозможностью осуществлять деятельность в рамках исходных нормативных оснований, ведет к актуализации исследовательской деятельности. Реконструируя осуществленную деятельность и выделяя в ней типовое, исследователь представляет результат своей деятельности в виде научного знания, используемого впоследствии для проектирования и создания новой нормы.

Для психолога, не встречающего прежде аналогичные случаи в собственной практике, правомерным и необходимым будет обращение к более опытным специалистам либо к специалисту другого профиля. Такое кооперативное взаимодействие является важным фактором профессионального развития специалиста. Профессиональное общение по поводу решения конкретной проблемы способствует более объективному видению психологом всевозможных граней данной проблемы, ее нюансов, определению на этой основе наиболее адекватных методов и приемов деятельности, а в конечном итоге - накоплению собственного опыта и развитию профессионального мышления.

Таким образом, важнейшим условием профессионального развития практического психолога становится его профессиональное взаимодействие и общение с другими специалистами, в ходе которого осуществляется усвоение элементов основных типов профессионального мышления и заимствование опыта у данных специалистов. Успешность этого процесса во многом определяется степенью включенности психолога в такую структуру профессионально-деятельностных связей и отношений, которая способствует формированию у психолога способностей к самостоятельному целеполаганию и регулированию профессиональной деятельности и профессиональному саморазвитию.

Наличие профессионально насыщенной среды общения со специалистами-психологами, выступающей в роли источника профессионального и личностного развития специалиста, предполагает выделение такого важного элемента, как психологическое сообщество. Осуществляемые в его рамках основные формы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетентности психолога.

Возможности реализации профессиональных связей между психологами достаточно многообразны. Основными единицами организационной структуры, в рамках которой осуществляется взаимодействие и профессиональный рост психологов, являются: психологические ассоциации, общества, учреждения и психологические журналы.

Психологические журналы – это периодические издания, освещающие развитие психологической науки и ее проблемы.

Психологические учреждения - научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты психологии вузов, отраслевые лаборатории, кафедры психологии вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов.

Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу “одна ассоциация — одна страна”.

IUPsyS был основан в 1951 г. На сегодняшний день он объединяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь, IUPsyS входит в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU). Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при ЮНЕСКО.

Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня является Американская психологическая ассоциация (АРА), объединяющая в своих рядах более 200 тысяч психологов. Ассоциация разрабатывает стандарты профессиональной подготовки и компетентности практических психологов и контролирует их соблюдение. По данным стандартам к психологам относятся специалисты с докторской степенью. Работников со степенью магистра называют ассистентами психологов или специалистами, например, по школьной психологии. Чтобы поддерживать высокое качество профессиональной компетентности психологов, в стране действует система лицензирования. Впервые в США экзамен на получение лицензий был введен в 1965 г. Чтобы получить лицензию, необходимо иметь докторскую степень, определенный рабочий стаж, сдать письменный и устный экзамен и набрать соответствующий проходной балл.

Россия также представлена в составе IUPsyS национальной организацией — Российским психологическим обществом при Президиуме Российской академии наук, которое стало правопреемником Общества психологов СССР.

Помимо национальных союзов в Международный союз психологической науки входят на правах ассоциированных членов и другие международные объединения психологов, образованные по принципу научной специализации или практической направленности. К их числу относятся: Международная ассоциация прикладной психологии (IAAP)- Межамериканское общество психологии (объединяет ученых Латинской Америки)- Ассоциация научной психологии франкоязычных стран (APSLA)- Международный союз психологов (ICP)- Международная ассоциация кросскультурной психологии (IACCP)- Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов (EAESP)- Международное общество компаративной психологии (ISCP)- Международное общество изучения развития поведения (ISSBD)- Европейская ассоциация психологии личности (ЕАРР).

Международный союз психологической науки регулярно проводит всемирные конгрессы психологов, а также конференции, семинары и совещания по отдельным направлениям и проблемам психологической науки и практики. IUPsyS оказывает поддержку отдельным научным проектам, проводит научные тренинг-семинары и т. д. С 1966 г. выпускается орган IUPsyS “Международный журнал психологии”.

Крупнейшим объединением отечественных психологов является Российское психологическое общество, которое зарегистрировано в качестве научного общества при Президиуме РАН. Оно основано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде. В состав общества входит 56 региональных отделений и руководит им Координационный совет, избираемый съездом, а в промежутках между съездами и заседаниями КС РПО - президент и Президиум КС. В своей деятельности общество руководствуется уставом и программой. В структуре РПО образованы секции: психологии образования, психологии творчества, психологии рекламы и другие. РПО издает серию сборников “Психология сегодня” и журнал “Психологическое обозрение”.

Помимо РПО в России действует немало независимых психологических ассоциаций: Ассоциация психологов-практиков, Общество психологов, Психофизиологическое общество и др. Кроме этого, имеются более «специализированные» общества и организации, в сфере интересов которых - прикладные проблемы практической психологии в различных отраслях и сферах жизнедеятельности людей (например, Психологическое общество травматического стресса, Российская психоаналитическая ассоциация, Всероссийская федерация спортивной психологии и др.).

К психологическим учреждениям относятся научно-исследовательские институты, центры и их подразделения, факультеты психологии вузов, центры подготовки и повышения квалификации практических психологов. В РФ имеется несколько ведущих психологических учреждений. К ним, без сомнения, можно отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.

Психологический институт РАО был основан в 1912 г. при кафедре философии на историко-филологическом факультете Московского университета как Институт психологии. Московский институт, созданный Г.И. Челпановым при материальной поддержке известного мецената С.И.Щукина, воплотил в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени мировой практикой организации экспериментально-психологических исследований. Первым директором Института был Г.И. Челпанов.

На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое название и ведомственную принадлежность, но оставался центром фундаментальных исследований. В Психологическом институте РАО (ПИ РАО) работает свыше 240 сотрудников. ПИ РАО — это 30 лабораторий и исследовательских групп, объединенных в следующие отделы: 1) Философская и культурно-историческая психология. 2) Возрастная психология развития. 3) Педагогическая психология. 4) Психология личности. 5) Общая психология. 6) Практическая психология. При институте организован Международный психологический колледж. В состав Российской академии образования входит Отделение психологии и возрастной психологии. Сегодня в учреждениях РАО работает наиболее многочисленный коллектив отечественных психологов.

Долгие годы Психологический институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того, чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр - Институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б.Ф. Ломов. В этом ему оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын, Е.В. Шорохова, В.А.Пономаренко, А.И. Берг, В.В. Паренс, Б.Н. Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С.Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работает более 200 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в области общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, социальной психологи, когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действует Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем “Психологического журнала” РАН и журнала “Иностранная психология”.

Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи- в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.

В системе образования существует множество психологических исследовательских учреждений, в частности Научно-методический центр “Диагностика, адаптация, развитие” им. Л.С. Выготского и Центр “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца при Комитете образования Москвы. За пределами Москвы в Институте образования взрослых РАО (Санкт-Петербург), Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск) и многих других учреждениях организованы психологические лаборатории.

В системе Российской академии наук существует еще ряд научных психологических подразделений, в частности сектор социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН.

Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге (директор — профессор Б.Л. Кабанов). Психологические исследовательские лаборатории и группы имеются в институтах Российской академии медицинских наук, в частности в Научном центре психического здоровья.

Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Военном университете, Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.

Издавна мощнейшим научным психологическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших университетов: Московского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.

Традиционный список ведущих психологических научных учреждений России (“большая пятерка”) составляют Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева и факультеты психологии МГУ и СПбГУ. На их долю приходится большая часть научного продукта российской психологии. Эти центры имеют наибольшее число научных договоров, а сотрудники получают большую часть грантов, финансируемых научными фондами РГНФ, РФФИ, “Культурная инициатива”, “Фонд Форда” и т.д.

Новой для России организационно-финансовой формой поддержки психологической научной деятельности являются научные фонды. К их числу относятся уже упоминавшиеся РГНФ и РФФИ, а также иностранные фонды, финансирующие исследования российских ученых, в первую очередь — Международный научный фонд и его Многочисленные ответвления (“Культурная инициатива”, “Открытое общество”, “Центрально-Европейский университет” и пр.). Например, в структуре Российского гуманитарного научного фонда существует отдел, занимающийся проблемами комплексного изучения человека.

В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали следующие лаборатории: теории и истории психологии- социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психолингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.

Деятельность лаборатории направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:

* на уровне лаборатории - отчет об итогах исследовательской работы-

* на индивидуальном уровне - диссертационные исследования, выполненные научными сотрудниками в рамках общей тематики исследовательской работы и являющиеся предметом коллективного обсуждения представителей научного сообщества, входящих в специализированные ученые советы.

Для того чтобы с этими результатами мог ознакомиться широкий круг специалистов, данные результаты публикуются на страницах психологических журналов. В нашей стране такими журналами являются «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Московский психотерапевтический журнал», «Прикладная психология и психоанализ» и др. Такое заочное общение психологов в обсуждении результатов экспериментальных исследований, психологических методик и технологий на страницах научных журналов служит важным источником их профессионального совершенствования.

Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов – членов Российского психологического общества.

Профессиональное взаимодействие психологов может быть реализовано также в форме их непосредственного участия в различных специализированных практических семинарах, на которых обсуждаются вопросы теории и практики организации психологической работы в учреждениях и организациях- оказания психологической помощи и т.п.

К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совместное решение проблемы, можно отнести участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Обмен опытом происходит также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практических психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности, т.е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Названными формами не исчерпывается все многообразие связей между психологами, обеспечивающих их профессиональный и личностный рост.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Формы профессионального общения психологов и их профессиональные сообщества