Изучение развития образа себя у младенцев
Видео: Развитие речи ребенка 1 год | 10 простых советов от 0+
Подготовка исследованияПриготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной платок, яркую игрушку, комок ваты.
Проведение исследования
Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 возрастных групп (2,5—4 мес., 4—6 мес., 6—9 мес., 9—14 мес.). Состоит из двух серий, каждая из которых содержит 5 разных экспериментальных ситуаций.
Первая серия. Ребенок находится перед зеркалом, на пеленальном столике.
/ситуация— регистрируют свободное поведение ребенка.
// ситуация — на лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см.
/// ситуация — перед началом опыта на голову ребенка надевают цветной платочек, под которым над левым ухом помещают комок ваты диаметром 5 см.
IVситуация — ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).
V ситуация — позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.
Вторая серия. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери (знакомого взрослого).
I—IVситуации — те же, что и в первой серии.
V ситуация — мать незаметно для ребенка надевает на себя яркие бусы, не знакомые ему.
Мать (знакомый взрослый) смотрит в зеркало на свое отражение. В зеркале должны отражаться голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком 20—30 см. Эксперимент проводится в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта (ситуации) — 2,5 мин. Регистрируются психические проявления детей по следующим показателям:
1. Характеристика взгляда: направление, длительность (кодируется в баллах: взгляд длительностью до 5 с считается быстрым, от 5 до 15 с — продолжительным, от 15 с и более — долгим).
2. Эмоциональные проявления: количество адресованность, длительность и интенсивность.
3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, интенсивность.
4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отражение, совершает действия перед зеркалом, глядя в него (ритмические, мимические, игровые).
5. Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотрагивается, лижет и др.
6. Поведение, направленное на мать (знакомого взрослого): вокализации, обращения, действия и т.д.
Обработка данных
Показатели экспрессивных проявлений и поведения оформляют в таблицы (см. табл. 2, 3).
Таблица 2
Показатели экспрессивных проявлений, адресованных
собственному зеркальному отражению
Видео: РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие мышления
Сравнивают количественные показатели экспрессивных проявлений и поведения детей 2-6 мес. и 6-12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени появления образа себя.
Таблица 3
Показатели поведения, направленного на себя,
собственное отражение, на зеркальное отражение
и на зеркало
Видео: ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ И ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Видео: ***Моторная алалия у детей - не приговор!***
Поделиться в соцсетях:
Похожие