Основные приемы консультативной работы
Видео: Урок 1 Вадим Ладанов Основные приемы в работе акварелью
В настоящее время основой для большинства алгоритмов психологического консультирования стала техника эмпатического слушания, являющаяся центральной в консультативном процессе. Без ее освоения консультант-психолог не может восприниматься как профессионал. Это необходимая, но не достаточная составляющая профессионализма консультанта.Для ускорения и облегчения контакта с клиентом рекомендуется модель, операционализирующая принцип молчания, т. е. избегания консультантом ответа на главные вопросы клиента. На начальных этапах она предполагает в качестве единиц речевой активности консультанта использовать преимущественно "Я сообщения", и только после установления контакта переходить к "Ты-сообщениям". Кроме того, существует серия приемов, способов и правил, повышающих интенсивность, уплотняющих эмоциональную, смысловую, информационную насыщенность консультативной беседы. К ним относятся работа с образом желаемого будущего, правило создания новых переживаний, отказ от попыток избавить клиента от значимых для него переживаний, работа с обобщениями, искажениями, игнорированием реальности, содержащей проблему клиента, эмоциональный возврат в проблему и т.д.
В индивидуальном психолого-акмеологическом консультировании успешно применяются подходы, разработанные в смежных областях консультативной психологии.
Таблица 2
Эмпатическое слушание клиента
Видео: 25 Psychological TRICKS That Really Do WORK
Видео: "Основы работы мастихином". Конференция. Художник Игорь Сахаров
Это методы парадоксальной интенции, приемы, связанные с техникой списков и техникой контрактов, консультирование по схеме "анализ-диагноз-прогноз-рекомендация", моделирование и анализ проблемных ситуаций с помощью карточных методик, техника работы с "барьерами общения", методика работы с системой субъективных психологических представлений, позитивное консультирование с помощью метафор, проективных рассказов, метод "режиссерской постановки симптома" и др. Эклектичность в сочетании приемов, различающихся по стилям, концептуальным основам, консультативным психологическим школам, является в данном случае катализатором продуктивности консультативного процесса, что показано в специальных исследованиях сравнительной эффективности различных консультативных подходов. Консультант-психолог будет тем более успешным в своей практической деятельности, чем больше он будет ориентироваться на клиента и его проблемы, а не на методы, школы, парадигмы, лежащие в основе его ремесла. Этот экспериментально подтвержденный вывод лег в основу при построении нами алгоритма продуктивного психолого-акмеологического консультирования служащих, кадров управления, руководителей.
Поделиться в соцсетях:
Похожие