lovmedgu.ru

История развития санитарной охраны поверхностных водоемов.источники загрязнения. Мероприятия по санитарной охране водных объектов

Под санитарной охраной водных объектов подразумевают комплекс мероприятий (законодательных, организационных, экономических, планировочных, научных, технологических, санитарно-технических), обеспечивающих такое состояние водных ресурсов, которое дает возможность использовать их для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, купания, физической культуры, лечебно-оздоровительных целей, а также сохраняет за водоемами важное значение в формировании микроклимата населенных мест и их ландшафтной и архитектурной выразительности. Иными словами, это защита водных объектов от источников загрязнения.

Проблема санитарной охраны поверхностных водоемов от механических, химических и микробиологических загрязнителей в своем развитии прошла три основных этапа, которые основывались на трех научных направлениях (табл. 12). И сегодня продолжается дискуссия о перспективах дальнейшего развития санитарной охраны поверхностных водоемов.

Первый этап развития проблемы получил название природоведческого (по названию первого теоретического направления), суть которого заключалась в сохранении природного качества воды в поверхностных водоемах и сводилась к запрещению отводить в них сточные воды. Начался этот этап в 1876 г. в Англии, где был приняли закон об охране рек, большинство из которых использовали как источники водоснабжения. В этом же году аналогичный закон был принят в Пруссии, а в 1882 г. его дополнили пунктом о запрете сброса в водоемы даже биологически очищенных сточных вод. Аналогичные запретные мероприятия начали проводить в России, Франции и других странах. В этот период при условии наличия в городе системы канализации (в Англии уже в 1833 г. сточные воды перемещались самотеком по сети подземных труб или каналов более чем в 50 населенных пунктах) сточные воды разрешали направлять на поля орошения. Если же канализации не было, жидкие отходы вывозили на поля ассенизации. Такие поля орошения появились в Киеве, Берлине, Цюрихе, Москве, Одессе, Лондоне и пр. Очистка сточных вод на полях орошения

ТАБЛИЦА 12 Основные этапы и научные направления по санитарной охране поверхностных водоемов



происходила вследствие: испарения и вымерзания за счет природных факторов- фильтрации через слой почвы (толщиной не менее 1 м) и самоочищения от загрязнителей (преимущественно органических и микробных). Затем биологически очищенные сточные воды поступали в грунтовый поток и вместе с ним возвращались в водоемы по так называемому малому кругу круговорота воды в природе (см. с. 112).

Таким образом сточные воды очищались от различных органических загрязнений благодаря жизнедеятельности грунтовых сапрофитных микроорганизмов. В них отмирали патогенные микроорганизмы, сорбированные на частицах почвы, сточные воды разбавлялись грунтовыми водами, освобождались от токсических химических веществ за счет сорбции, разбавления, распада и т. д.

Теоретическим основанием мер запретного характера было первое научное направление по санитарной охране водоемов, которое получило название природоведческого, или направления санитарного максимализма. Его сторонники (санитарные максималисты) до сих пор считают, что нужно запрещать любой сброс сточных вод в поверхностные водоемы. Конечной целью программы санитарных максималистов по контролю за загрязнением и санитарным состоянием поверхностных водоемов является возвращение их к "первозданной чистоте". Цель программы весьма благородна. Она остается актуальной и поныне, поскольку сегодня на Земле практически нет водоемов, гидрологический режим, химический состав и гидробиологические особенности которых не изменились бы в результате хозяйственной деятельности человека.

Заслуживает одобрения эта программа и с гигиенических позиций, так как обеспечивает нормативное качество воды и нормальное развитие водоема, что делает его пригодным для нужд человека. Этот период характеризуется появлением сооружений для очистки сточных вод разных конструкций, в основу работы которых положен природный механизм самоочищения загрязнений в почве (поля орошения, поля фильтрации, биологические пруды). Они были просты в эксплуатации, долговечны, высокоэффективны, для ухода за ними не нужно было иметь высокую квалификацию.

В то же время запрет сброса любых, в том числе и очищенных, сточных вод в водоемы имел и отрицательные последствия. Во-первых, в населенных пунктах ограничивалось внедрение канализации (сплавной системы избавления от жидких отходов), при которой сточные воды самотеком перемещались по подземной сети труб от места их образования до очистных сооружений. Шире стало применение ассенизации (от фр. assenisation — очищение) — вывозной системы, при которой жидкие отходы, накопленные в водонепроницаемых выгребах, периодически вывозили на поля ассенизации специальным (ассенизационным) транспортом. Во-вторых, тормозилась разработка традиционных методов биологической очистки сточных вод (воспроизводящих процессы самоочищения в водной среде) и тех, которые предусматривают сброс очищенных сточных вод в водоемы. В-третьих, быстрый рост городов и бурное развитие промышленности способствовали образованию большого количества сточных вод.

Это требовало отведения значительных земельных площадей под поля орошения. Как оказалось в дальнейшем, категорический запрет выпуска сточных вод в водоемы, даже биологически очищенных, был нереален и не нужен.

Интенсивное развитие промышленности в период научно-технической революции способствовало, с одной стороны, значительному увеличению объемов промышленных сточных вод, а с другой — концентрации большого количества населения в городах, что приводило к образованию значительного количества хозяйственно-бытовых сточных вод. В Англии, Германии, России начал ощущаться дефицит свободных земельных площадей вокруг населенных пунктов, которые можно было бы отвести под поля орошения.

Как свидетельствуют выводы отчета Английской королевской комиссии, сделанные в 1907 г., запрет выпуска сточных вод в водоемы, применяющийся в течение десятилетий, не способствовал улучшению их санитарного состояния, ибо эти требования были невыполнимы.

Второй этап решения проблемы начался в начале XX в., когда в 1906 г. комиссия Медицинского совета Министерства внутренних дел России под руководством Г.В. Хлопина впервые предложила требования к качеству сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы. Учитывая все преимущества и недостатки природоведческого направления, ученые пришли к выводу о возможности выпуска очищенных сточных вод в водоемы при условии их соответствия санитарным требованиям. Поэтому второй этап санитарной охраны водоемов получил название этапа нормирования качества сточных вод. Он предусматривал разработку стандартов качества сточных вод перед их выпуском в водоем с учетом технологических возможностей наиболее современных и эффективных очистных канализационных сооружений. Его сторонники — санитарные "техницисты" — создали соответствующее научное направление санитарно-технического максимализма.

Суть его сводилась к тому, что разрешалось сбрасывать в поверхностные водоемы только такие сточные воды, степень очистки которых отвечала максимальным техническим возможностям очистных канализационных сооружений. Санитарные "техницисты" считали: если, например, аэротенк способен очищать сточные воды от органических веществ по БПК5 до 10—15 мг 02/л, то именно эту величину нужно утверждать как стандарт качества. И лишь с такой или меньшей БПК5 сточные воды можно сбрасывать в водоемы.

В то же время благодаря научно-техническому прогрессу эффективность работы очистных канализационных сооружений постоянно повышалась. Так, современные малогабаритные установки с активным илом на "полное" окисление дают возможность удалить из сточных вод органические загрязнения по БПК5 до 5—6 мг/л. Аэротенки-осветлители колонного типа, разработанные по технологии Научно-исследовательского конструкторско-технологического института городского хозяйства (НИКТИ ГХ) г. Киева, дают возможность достичь не только биологической очистки, но и доочистки сточных вод. Нами установлено, что такие очистные сооружения способны удалить из сточных вод органические вещества по БПК5 до 4 и даже 3 мг/л. В биологически очищенных сточных водах, которые отводят после таких сооружений, отсутствуют нитриты и нитраты.

Биологически очищенные сточные воды почти не отличаются от воды поверхностных водоемов. Они не загнивают, не имеют запаха, экологически безопасны, не нарушают процессов самоочищения водоемов. Кроме того, используя наиболеераспространенную схему водоподготовки на очистных сооружениях речного водопровода (коагуляцию, отстаивание, фильтрацию и обеззараживание), из воды такого водоема легко получить питьевую воду. Постоянное совершенствование технологии очистки сточных вод, возможность более глубокой очистки создавали теоретические предпосылки для постоянного пересмотра стандартов качества сточной воды перед выпуском в водоемы.

Одновременно процесс разработки стандартов осложнялся вследствие существования разных видов сточных вод, особенно тех, которые образуются на промышленных предприятиях и поэтому содержат разные загрязнители, имеют разные начальные уровни загрязнения, что связано с особенностями технологического производственного процесса. Нужно было разрабатывать стандарты не только для разных видов сточных вод, но и для разных их объемов, рек с разным дебитом. Эти стандарты нужно было часто переиздавать. За период 1906—1929 гг. было 20 переизданий стандартов.

Однако установлено, что максимальная очистка и обезвреживание сточных вод от органических и неорганических химических примесей технически возможны лишь в отдельных случаях, экономически и технически они не всегда доступны, да и не оправданы. Так, результаты исследований, проведенных профессором О.И. Жуковым во Всесоюзном научно-исследовательском институте в Москве, свидетельствуют, что полная очистка сточных вод от примесей — очень дорогостоящее мероприятие, которое не всегда целесообразно, а иногда даже вредно. Было доказано, что удаление из сточных вод основной массы (70—80%) загрязняющих веществ требует значительно меньших капиталовложений, чем их остаточных количеств (20—30%). Известно, что чем ниже остаточные концентрации вредных веществ в сточных водах, тем технически сложнее становится их очистка. Она требует более совершенных, а поэтому и более дорогостоящих методов и способов, более длительного времени. Чтобы повысить эффективность удаления из сточных вод взвешенных веществ с 60—70% до практически 100%, необходимо 8-кратное отстаивание. Поэтому полная очистка и обезвреживание сточных вод перед выпуском их в водоемы технически возможна и экономически целесообразна лишь в отдельных случаях.

В то же время гигиеническая наука и практика водопользования свидетельствуют, что не каждый выпуск сточных вод в водоемы приводит к их загрязнению. Ведь нельзя считать загрязненным водоем, если в нем обнаружены некоторые химические вещества, но в концентрациях, безвредных для здоровья человека. Например, всем известно, что мышьяком можно отравиться. Однако он безвреден в незначительных (допустимых) концентрациях: в низких дозах мышьяк используют для лечения больных. Какие же концентрации вредных химических веществ в воде водоемов допустимы, а какие способствуют их загрязнению? Гигиеническим критерием загрязнения с санитарной точки зрения считается лишь такое загрязнение, при котором качество воды в водоеме является опасным для здоровья населения или ограничивает водопользование.

Все это способствовало развитию (с 1929 г.) третьего этапа санитарной охраны водоемов — этапа нормирования качества воды поверхностных водоемов выше по течению за 1 км от ближайшего пункта водопользования. Научное направление, на котором основаны меры по санитарной охране водоемов, получило название физиолого-гигиенического. Сущность его заключается в нормировании не качества сточных вод, которые сбрасываются в водоемы, исходя из технических возможностей очистных канализационных сооружений, а качества воды водоема после поступления в него сточных вод за 1 км до ближайшего пункта водопользования.

Требования к качеству воды водоемов зависят от вида его использования.Так, требования к качеству воды водоемов как источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов одни, а к воде водоемов, которые используются для культурно-бытовых (купание, спорт, отдых населения) и рекреационных целей, — другие, рыбохозяйственных, — третьи и т.д. Требования к качеству питьевой воды централизованных и децентрализованных систем водоснабжения более жесткие, чем к качеству воды, предназначенной для технологических целей или для орошения полей и др. И, что особенно важно,безвредность действия воды водоемов на организм человека должна быть подтверждена результатами глубоких экспериментальных исследований.

Следовательно, сегодня главным научным направлением, на котором основываются меры по санитарной охране водоемов, является физиолого-гигиеническое. Но и это направление имеет недостатки. В частности, узким местом при нормировании качества воды в водоемах является экстраполяция (перенесение) закономерностей, установленных в лабораторных условиях и опытах на экспериментальных животных, на реальные условия окружающей среды и организм человека.-В процессе проведения лабораторных экспериментов по изучению влияния нормируемого химического вещества на органолептические свойства воды, процессы самоочищения водоемов, организм теплокровных животных не принимают во внимание множество факторов, которые наблюдаются в природных условиях.

Однако это направление получило мировое признание. Оно лежит в основе мероприятий по санитарной охране водоемов в большинстве стран. Основным идеологом этого направления является член-корреспондент АМН СССР, доктор медицинских наук, профессор С.Н. Черкинский, который возглавлял кафедру коммунальной гигиены Первого Московского медицинского института (ныне Медицинской академии). С.Н. Черкинский в 1949 г. создал теорию, методологию и научно обосновал принципиальную схему научных исследований по гигиеническому нормированию вредных химических веществ в воде водоемов. Его ученики и последователи Г.И. Сидоренко, Г.Н. Красовский, Ю.А. Рахманин, К.И. Акулов, другие ученые-гигиенисты придерживаются физиологического направления в разработке и внедрении мероприятий по санитарной охране водоемов.

Источники загрязнения поверхностных водоемов. Главными источниками неблагоприятного влияния на поверхностные водоемы, их загрязнения являются сточные воды — жидкие отходы бытовой и производственной деятельности человека. Сточной называется вода, которая образовалась после использования питьевой воды человеком для удовлетворения тех или иных нужд в быту или на производстве. При этом в воду попали дополнительные примеси (загрязнения), которые изменили и ухудшили ее состав.

В зависимости от происхождения сточные воды делят на:

1) хозяйственно-бытовые, или хозяйственно-фекальные, образующиеся в результате хозяйственно-бытовой деятельности людей преимущественно в жилых и общественных зданиях-

2) промышленные, образующиеся на промышленных предприятиях, в результате технологических производственных процессов)-

3) ливневые (атмосферные), образующиеся вследствие формирования поверхностного стока с асфальтовых и других покрытий и почвы во время атмосферных осадков и таяния снега. Они стекают в водоемы с территорий населенных мест, промышленных площадок и сельскохозяйственных полей-

4) городские, под которыми подразумевают смесь бытовых и промышленных сточных вод, образующихся в населенном пункте вследствие отведения неочищенных или предварительно очищенных промышленных сточных вод в общегородскую канализацию-

5) дренажные воды с орошаемых земель-

6) сточные воды животноводческих комплексов-

7) сточные воды прудов-накопителей, которые сбрасываются в водоемы в период весеннего паводка. Бывают случаи вынужденного сброса сточных вод из накопителей, при недостаточных расходах реки, в зарегулированные водоемы, в период паводка и др.-

8) сточные воды (фановые) пассажирских судов морского и речного (в том числе маломерного) флота, грузовых и нефтеналивных терминалов и судов.

Кроме того, водоемы загрязняются при заборе песка и проведении других работ в их русле. К загрязнению водоемов приводит замачивание в них волокнистых растений, например льна или конопли. Загрязняет водоемы и сплав леса. Поверхностные водоемы могут загрязняться через атмосферный воздух. Водоемы могут также загрязняться вследствие массового отмирания в них водных организмов, животных и растительных, особенно в осеннее время, взмучивание донных отложений.

Поступая в водоемы, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды загрязняют их взвешенными частицами, органическими веществами, патогенными и условно-патогенными бактериями, вирусами, цистами простейших, яйцами гельминтов. С промышленными сточными водами в водоемы попадает значительное количество токсических химических веществ.

Загрязненные водоемы теряют значение положительного фактора в поддержании здоровья населения. Пользование загрязненными водоемами может привести к возникновению водных эпидемий, массового отравления населения токсическими, канцерогенными, радиоактивными, аллергенными, мутагенными веществами. Водоемы наносят большой вред рыбному и пушному хозяйству, теряют оздоровительное значение.

Влияние загрязненных поверхностных водоемов на здоровье человека. Загрязнение поверхностных водоемов оказывает прямое и опосредованное действие на здоровье человека. Прямое вредное действие может проявиться как при поступлении воды в организм человека перорально (человек сознательно пьет воду из загрязненного водоема или случайно наглотался ее во время купания), так и при контакте ее с кожей и слизистыми оболочками во время плавания, купания и др. Но чаще всего вредное воздействие осуществляется по схеме: загрязненная вода поверхностного водоема — питьевая вода — человек. Объясняется это тем, что технологии подготовки питьевой воды из поверхностных источников водоснабжения дают возможность улучшить лишь некоторые ее свойства.

В частности, снизить мутность и цветность за счет осветления и обесцвечивания, избавить от эпидемической опасности путем обеззараживания, улучшить некоторые показатели минерального состава путем специальных методов водоподготовки (опреснения, умягчения, фторирования, дефторирования и д.). Эти технологии порой не рассчитаны на удаление из воды отдельных вредных химических веществ. Если их концентрация в водоеме в местах водозабора будет значительно превышать ПДК, они могут пройти водоочистные сооружения практически транзитом, попасть в питьевую воду, а с питьевой водой — в организм человека. Следовательно, с одной стороны, употребление или использование населением воды из водоемов, загрязненных эн-теропатогенными бактериями и вирусами, простейшими, гельминтами, может привести к массовым инфекционным заболеваниям и инвазиям, а с другой — использование человеком загрязненной воды, которая содержит вредные химические вещества в концентрациях, превышающих ПДК, может обусловить

острое или хроническое отравление с возможными отдаленными последствиями (аллергенными, тератогенными, мутагенными, канцерогенными).

Опосредованное, или непрямое, вредное действие водоемов на здоровье человека происходит по схеме: загрязненная вода — загрязненные продукты питания ("дары моря ") — человек- загрязненный водоем — орошение сельскохозяйственных угодий — продукты питания растительного происхождения — человек- загрязненный водоем — водопой крупного рогатого скота — молоко — человек и др. То есть опосредованное вредное действие загрязненных водоемов на здоровье человека может произойти при употреблении рыбы, других продуктов питания, изготовленных из сырья, полученного из загрязненных водоемов- при использовании воды, загрязненной энтеропатогенными бактериями и вирусами или токсическими химическими веществами, для мытья овощей, фруктов, ягод, во время отдыха на берегу водоема, спортивно-массовых мероприятий и т. п.

Последствия влияния загрязненной воды водоемов на здоровье человека в обобщенном виде может быть представлено следующим образом:

• качество питьевой водопроводной воды во многом зависит от качества воды в поверхностном водоеме, который является реальным или может быть потенциальным источником централизованного водоснабжения-

• загрязнение водоемов приводит к сокращению пищевых ресурсов вследствие невозможности употреблять рыбу, рыбопродукты, другие "дары моря", которые могут быть загрязнены различными токсическими химическими веществами: тяжелыми металлами, хлорорганическими пестицидами, полихло-рированными бифенилами и пр.-

• загрязненные воды водоемов нельзя использовать для орошения сельскохозяйственных угодий, поскольку это тормозит развитие земледелия. Такие воды не могут быть использованы также в животноводстве и птицеводстве-

• потеря воды из-за загрязнения как сырьевого ресурса для народного хозяйства. Так, известны случаи массовых заболеваний и гибели овец на пастбищах, расположенных на островах возле Великобритании. Животные гибли в результате употребления морских водорослей с высоким содержанием ртути и мышьяка.

Безусловно, все изложенное отрицательно влияет на здоровье и благосостояние человека и свидетельствует о том, что проблема санитарной охраны водоемов имеет как медицинское (гигиеническое), так и народнохозяйственное значение.

Мероприятия по санитарной охране водных объектов. Комплекс мероприятий по санитарной охране водных объектов включает: законодательные, планировочные, научные (гигиенические), технологические и санитарно-тех-нические.

Законодательные мероприятия — это свод законов и законодательных государственных актов (или официальных документов), в которых отображены политика правительства страны, стратегия и тактика деятельности министерств (в частности, Министерства здравоохранения, Министерства экологии и природных ресурсов), учреждений (в частности, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения страны), ведомств, предприятий и отдельных физических лиц в области охраны водоемов, их права и обязанности, а также те гигиенические требования, соблюдение которых предупреждает отрицательное влияние водоемов на здоровье населения и обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности в населенных пунктах.

Охрана водных объектов в нашей стране — конституционная обязанность каждого гражданина Украины. В разделе II "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Украины, в частности в ст. 50, сказано, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасное для жизни и здоровья окружение и возмещение вреда, нанесенного нарушением этого права. Закон гарантирует каждому право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также на распространение такой информации. Это согласуется со ст. 9 "Экологические права граждан Украины" раздела 2 Закона Украины об охране окружающей природной среды.

Один из главных законов в области санитарной охраны водных объектов — "Водный кодекс Украины", принятый Постановлением Верховной Рады Украины от 6.06.1995 г. в ст. 95 (раздел IV "Охрана вод", глава 20 "Охрана вод от загрязнения, засорения и истощения"), указывает, что все водные объекты подлежат охране от загрязнения, которое может ухудшить условия водоснабжения, наносить вред здоровью людей, ухудшать условия существования животных и вызывать другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности к природному очищению, нарушения гидрогеологического и гидрологического режимов.

Отдельные статьи "Водного кодекса" посвящены требованиям к качеству воды, используемой для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 58), условиям выпуска сточных вод в водные объекты (ст. 70), запрету сбрасывать в водные объекты отходы и мусор (ст. 99), вводить в действие предприятия, которые влияют на состояние воды (например, не имеющих очистных сооружений необходимой мощности (ст. 98), предупреждению загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений (ст. 103), охране водных объектов, зачисленных к категории лечебных (ст. 104).

Принимая законодательные акты в области охраны окружающей среды, правительство Украины параллельно решает вопросы и об органах, которые бы осуществляли государственный надзор за рациональностью природопользования. Так, согласно "Водного кодекса Украины" (раздел II "Государственное управление и контроль в отрасли использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов", ст. 13), осуществлять такой надзор должны Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитет Украины по водному хозяйству, Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр. Согласно ст. 36, 37 (раздел II) на Министерство здравоохранения Украины возложены обязанности по разработке и утверждению ПДК химических, радиоактивных веществ в воде водных объектов, предназначенных для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других

нужд населения, а также нормативов других показателей (общефизических, биологических) ее качества- определение степени загрязнения водных объектов и категории качества воды в них.

Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" (ст. 52, 53) определено, что с Министерством здравоохранения, учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в зависимости от уровней управления, согласовывают заключения государственной экологической экспертизы относительно производства, сохранения, транспортировки, использования, обезвреживания, захоронения токсических и других опасных для окружающей среды и здоровья людей веществ, на производство и использование новых штаммов микроорганизмов и биологически активных веществ.

Обязанности по контролю и соблюдению законодательства в отрасли охраны водоемов возложены не только на учреждения Министерства экологии и природных ресурсов, но и на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины. Это законодательно определено Постановлением Верховной Рады Украины № 4005-XII от 24.02.1994 г., принявшей "Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения". В этом законе в ст. 18 "Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам водопользования" указано, что вода открытых водоемов, которую используют для хозяйственно-питьевого водоснабжения, купания, спортивных занятий, организованного отдыха, с лечебной целью, а также вода водоемов в пределах населенных пунктов должна отвечать санитарным нормам. И это должно быть обеспечено именно теми предприятиями, учреждениями, организациями, которые используют водоемы для сброса сточных вод.

О том, что водоемы играют важную роль в жизни каждого государства, свидетельствует тот факт, что их правительства уделяют большое внимание охране водоемов. Так, с целью возрождения Днепра, третьей по величине реки Европы, со средним расходом 1700 м3/с (почти 80% водных ресурсов Украины), воды которой используют для водоснабжения 70% населения Украины, Постановлением Верховной Рады Украины № 123/97-ВР от 27.11.1997 г. утверждена "Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды". Правительства России, Казахстана, стран — членов СНГ уделяют большое внимание охране озера Байкал — уникального водоема, в котором сосредоточено 80% всех мировых запасов пресной воды, бассейнам Балтийского, Черного, Азовского морей, водоемов Арктического бассейна, Средней Азии и Казахстана, Ладожского озера, а также охране и улучшению санитарного состояния многочисленных малых рек.

Возникла также потребность договариваться отдельным государствам о санитарной охране трансграничных бассейнов рек, которые протекают по территории нескольких государств (например, Дунай протекает по территории 8 государств Западной и средней Европы), береговой акватории моря соседних государств и др.

С целью рационального использования поверхностных вод в условиях осложнения взаимоотношений природы и общества еще в 1981 г. рядом европейских государств разработаны "Единые критерии качества вод". Они дают возможность усовершенствовать систему контроля и управления состоянием водных объектов как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. В основу документа положена единая система критериев качества вод, которая включала три класса: экологические, экономические и социально-политические.

В первом классе объединены критерии оценки внутриводоемных процессов и внешнего влияния на экосистему водного объекта. Эти критерии определяют условия формирования качества воды, а также учитывают специфические требования к отдельным видам водопользования. Классификация водных объектов с учетом экологических критериев предусматривает шесть классов вод: I — очень чистые- II — чистые- III — мало загрязненные- IV — загрязненные- V — очень загрязненные- VI — грязные. Второй класс включает критерии оценки рентабельности водопользования с учетом водоохранных мероприятий. Согласно классификации, по этим критериям выделяют три градации качества вод: I — желательную- II — допустимую- III — непригодную. В соответствии с этими градациями для каждого класса разработаны нормативы качества воды, которую используют для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения сельскохозяйственных культур, водопоя животных и рыбохозяйственных целей.

Третий класс регламентирует внутригосударственные (с учетом оптимизации водопользования) и межгосударственные водные отношения (с учетом взаимных интересов сторон). Система критериев этого класса дала возможность разработать классификацию качественного состояния водных объектов: с позиций их экологического благополучия и соответствия качества вод требованиям к отдельным видам водопользования.

В Украине действует СанПиН 4630-88 "Санитарные правила охраны поверхностных вод от загрязнения", согласно которым все поверхностные водоемы разделены на 2 категории независимо от характера их использования в населенном пункте: 1 -я категория — водоемы, которые используют как источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения- 2-я — водоемы культурно-бытового назначения (для отдыха, купания, занятия спортом и др.). Приведена также гигиеническая классификация водных объектов по степени загрязнения (допустимая, умеренная, высокая, чрезвычайно высокая) для разных видов водопользования. Кроме того, действует ГОСТ 2761-84, по которому водные объекты (поверхностные и подземные) разделены на 3 класса в зависимости от качества воды и ее соответствия гигиеническим нормативам.

При нарушении санитарного законодательства юридическими (ведомствами, учреждениями, предприятиями, организациями и др.) или физическими (гражданами) лицами в соответствии со ст. 42 Закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" должностные лица санитарно-эпидемической службы (в частности, Главные государственные санитарные врачи и их заместители) применяют меры по пресечению нарушения. С этой целью могут быть приняты: 1) ограничение, временный запрет или прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, объекта и пр. (например, промышленного предприятия при нарушении условий сброса сточных вод в водоем)- 2) ограничение, временный запрет или прекращение

строительства, реконструкции (например, промышленного предприятия при отклонении от утвержденного проекта локальных очистных сооружений)- 3) временный запрет производства, запреты использования и реализации химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов и пр. (например, запрещение использования определенных реагентов для водоподготовки при отсутствии их гигиенической регламентации и государственной регистрации)- 4) ограничение, приостановление или запрещение сбрасывать вещества-загрязнители (например, сточные воды)- 5) приостановление или прекращение инвестиционной деятельности- 6) отстранение от работы или другой деятельности лиц (например, работников водопроводной станции), уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний- 7) изъятие из реализации опасных для здоровья химических веществ, биологических материалов и пр.

Ответственность должностных лиц или граждан за нарушение санитарного законодательства по охране водоемов (закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", "Водного кодекса Украины", Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", несоблюдение требований СанПиН 4630-88, ГОСТ 2761-84, санитарных правил эксплуатации тех или иных объектов), что может отрицательно повлиять на состояние здоровья населения, предусматривается ст. 45 (дисциплинарная ответственность), ст. 46 (административная ответственность и финансовые санкции), ст. 48 (гражданско-правовая ответственность), ст. 49 (уголовная ответственность) раздела VI Закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения". Порядок наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства устанавливаются соответствующей Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Украины № 64 от 14.04.1995 г.

Планировочные мероприятия заключаются в научном обосновании, разработке и внедрении: 1) санитарно-защитных разрывов между водоемами и объектами народно-хозяйственного комплекса, которые в результате деятельности могут привести к загрязнению водоемов- 2) зон санитарной охраны водопроводов из подземных и поверхностных водоисточников (см. с. 126). Береговую полосу поверхностных водоемов выделяют исключительно для общественного использования. Ее озеленяют- ограничивают определенным образом сельскохозяйственное использование склонов. Благодаря таким мерам предупреждается бесконтрольное пользование водоемом.

В населенных пунктах, лечебно-оздоровительных учреждениях, спортивно-оздоровительных сооружениях, лагерях отдыха, на других объектах, расположенных вблизи поверхностных водоемов, должны быть устроены централизованное водоснабжение и канализация. Все перспективное строительство, особенно в пределах зон санитарной охраны водопроводов, обязательно согласовывается с санитарно-эпидемиологической службой конкретной территории.

Научные мероприятия состоят в научном обосновании гигиенических требований к качеству воды водоемов, используемых как источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, или для культурно-бытовых нужд (см. с. 122). Ведущее место среди них занимает разработка гигиенических нормативов: ПДК или ориентировочно допустимых уровней (ОДУ) в воде водоемов вредных химических веществ, которые могут попасть в них со сточными водами промышленных предприятий, с поверхностным стоком с сельскохозяйственных угодий и привести к их загрязнению.

Нормируют вредные химические вещества в воде водоемов по трем показателям вредности: органолептическому общесанитарному и санитарно-токсикологическому. Показатель вредности, по которому, на основании экспериментальных исследований, установлена наименьшая пороговая концентрация химического вещества в воде, называется лимитирующим. Концентрация химического вещества в воде, не оказывающая токсического воздействия по лимитирующему показателю вредности, называется предельно допустимой. Особенности гигиенического нормирования экзогенных химических веществ в воде изложены в учебнике "Общая гигиена: пропедевтика гигиены" (К., 2000).

Технологические мероприятия состоят в научном обосновании, разработке и внедрении таких технологий в промышленности и сельском хозяйстве, которые бы свели к минимуму или полностью устранили возможность образования и сброса в водные объекты сточных вод и твердых отходов: минимизировали уровни поступления вредных химических и биологических загрязнителей в производственные сточные воды.

Санитарно-технические мероприятия состоят в научном обосновании, разработке и внедрении высокоэффективных методов и способов приема, своевременного отведения, механической, биологической, физико-химической очистки, обеззараживания и обезвреживания бытовых, доочистки промышленных, других видов сточных вод и их осадка, образуемых в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, в отдельно расположенных жилых домах и общественных зданиях и сооружениях.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » История развития санитарной охраны поверхностных водоемов.источники загрязнения. Мероприятия по санитарной охране водных объектов