Медико-гигиеническое обучение населения и формирование здорового образа жизни (зож)
Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.
Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.
Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.
Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:
1) Формирование ЗОЖ у населения.
2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний
3) Популяризация достижений мед. науки
4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.
3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.
4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.
5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.
7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.
Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:
1) Дома санитарного просвещения.
2) Центры здоровья.
3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
В 1918-1920гг. санитарное просвещение в Беларуси развивалось в крайне трудных условиях гражданской войны, разрухи, голода и высокой эпидемической заболеваемости, что определяло его содержание и формы.
Крупным шагов в организационном укреплении санитарного просвещения стало создание в губернских, а затем в уездных городах Домов санитарного просвещения (ДСП). Первым таким домом в нашей республике был Гомельский городской ДСП имени Н. И. Пирогова, открытый в 1920г. В 1921г. – открыт Витебский год ДСП им. Н.А.. Семашко, и Минский ДСП. В Минском ДСП работали 7 отделов: отдел охраны материнства и младенчества, социальных и заразных болезней, гигиены и санитарной статистики и др. В 1949г. ДСП были открыты в Бресте и Гродно.
Во второй половине XX века была осмыслена необходимость формирования ЗОЖ как комплексной проблемы, включающей коллективную и индивидуальную профилактику инфекционных и неинфекционных болезней, гигиеническое воспитание населения. В 1989 г. для координации всей деятельности различных органов, учреждений и общественных организаций по гигиеническому обучению и воспитанию населения служба санитарного просвещения была реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения в Центры здоровья (ЦЗ). В РБ функционировало 18 центров здоровья (республиканский, областные, городские).
Служба ФЗОЖ осуществляет свою работу через:
1. Систему учреждений здравоохранения
2. Систему образования
3. Молодежные организации
4. Каналы коммуникации (ТВ, радио, печать)
5. Факультативные формы обучения (школы здоровья, школы молодой матери и пожилого человека и т.д.)
6. Массовые формы пропаганды ЗОЖ (киновидеолектории, ярмарки, праздники, марафоны здоровья и т.д.)
Одним из первых приказов регламентирующим работу службы был Приказ МЗ РБ от 7 июля 1992г. № 129 «О повышении роли гигиенического обучения и воспитания, формирования ЗОЖ населения Республики Беларусь».
Этим Приказом утверждены: примерная штатно-организационная структура центров здоровья- типовой табель оснащения центров здоровья и кабинетов ФЗОЖ при поликлиниках- примерные нормативы времени на отдельные виды работ по гигиеническому воспитанию населения. Положения приказа обязывали:
1. Проводить финансирования Центров здоровья из расчета не менее 1% местного бюджета здравоохранения
2. Разрешить ЦЗ открытие платных консультативно-оздоровительных подразделений.
3. Создать при поликлиниках, центральных, районных и городских больницах кабинеты ФЗОЖ во главе с врачами,
4. Включить в обязанности главных врачей ЦЗ функции главных специалистов по ФЗОЖ.
5. Включить вопросы пропаганды ЗОЖ в программы всех циклов повышения квалификации и усовершенствования врачей всех специальностей
6. В программы обучения студентов и учащихся ввести курс основ ФЗОЖ
7. Включить в номенклатуру медицинских специальностей и должностей специальность врач - валеолог и фельдшер-валеолог.
8. Утвердить штатную структуру кабинета ФЗОЖ в зависимости от численности обслуживаемого населения: до 60 тыс. – фельдшер-валеолог 1,0- свыше 60 тыс. – врач-валеолог 1,0.
9. В должностные инструкции каждого мед. работника включить 4 часа служебного времени ежемесячно на пропаганду ЗОЖ.
Приказ МЗ РБ от 26.12.2001г. № 729-А «Об информационной работе с населением РБ» о проведении Единых Дней здоровья:
1 марта - международный день борьбы с наркоманией.
24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.
7 апреля – Всемирный день здоровья.
15 мая – День семьи.
31 мая – Всемирный день без табака.
1 июня – День защиты детей.
1 октября – Всемирный день пожилых людей.
10 октября – Всемирный день психического здоровья.
14 октября – Республиканский день матери.
14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом.
1 декабря – Всемирный день профилактики СПИДа.
Приказ МЗ РБ от 29 марта 2002г. № 181-А «О совершенствовании работы по формированию здорового образа жизни».
1. Включить в планы работы всех ЛПУ раздел пропаганды гигиенических знаний среди населения как обязательное.
2. Включить в функциональные обязанности – 4часа на пропаганду 30чл.
3. Принять меры по укреплению машинно-технической базы кабинетов ЗОЖ.
4. Учитывать работу по ФЗОЖ при оценке работы медицинских работников, в том числе при определении размера премий.
5. Не реже 1 раза в год рассматривать вопросы ФЗОЖ на заседаниях медико-санитарных советов.
6. Учреждения имеющие в распоряжении внебюджетные средства, предусматривать выделение не менее 3% прибыли на организацию и проведение мероприятий по ФЗОЖ.
Приказ МЗ РБ от 25 октября 2002г. № 145 «Об упорядочение действующей системы учреждений санитарно-эпидемиологического профиля». О реорганизации с 01.01.2003г. гос. учреждений «Областных центров гигиены и эпидемиологии» путем присоединения к ним в качестве структурных подразделений «Областных центров здоровья» и «Областных центров профилактики СПИД», лишив их статуса юридического лица. Переименовать их в «Областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».
III. Отдел общественного здоровья ЦГЭиОЗ
Отдел общественного здоровья (ОЗ) является организационным, координирующим, методическим учреждением по проблемам ФЗОЖ населения.
Основные задачи:
1. Организационно-методическая
2. Пропагандистская
3. Издательская
4. Консультативно-оздоровительная
5. Проведение социологических исследований
6. Мониторинг общественного здоровья
Отдел ОЗ является организатором обучения ФЗОЖ как среди мед. работников, так и среди других специалистов (подготовка работников культуры, общ. организаций), анализирует работу по ФЗОЖ, организует и проводит семинары, конференции, совещания, распространяет передовой опыт по пропаганде ЗОЖ среди населения. Издательская деятельность – это разработка и издание методических руководств, информационных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих ЗОЖ.
Функции:
1. Разрабатывает совместно с УОЗ, а также другими ведомствами, программы по укреплению и сохранению здоровья населения, участвует в их реализации.
2. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду ЗОЖ, укрепление здоровья, повышение работоспособности, достижения активного долголетия.
3. Внедряет новые формы и методы работы: праздники здоровья, Дни здоровья, акции здоровья, марафоны здоровья и др.
4. Широко использует факультативные формы обучения населения (школы здоровья).
5. Организует мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья через СМИ (ТВ, радио, печать, кино).
6. Проводит социологические исследования и выполняет функции пресс-центра УОЗ.
V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.
Концентрированным выражением взаимосвязи и взаимного влияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни (по ВОЗ) – это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.
Компоненты здорового образа жизни:
1. Рациональное питание
2. Правильная двигательная активность
3. Сознательный отказ от вредных привычек
4. Психологическое здоровье
5. Здоровая сексуальность
ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.
Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте.
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.
При планомерной, целенаправленной и систематической работе по гигиеническому воспитанию и формированию ЗОЖ населения можно добиться повышения уровня гигиенических знаний, увеличения медико-социальной активности, стабилизации и снижения показателей заболеваемости и смертности. Так, профилактические компании против табакокурения («Брось курить и выиграй!») снижают его распространенность на 20%, и как следствие, на 5% уменьшается заболеваемость, временная нетрудоспособность и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний. Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности на 5%, заболеваемость соматическими болезнями на 25%, риск травматизма на 10-15%.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья населения могут быть решены только при системном, комплексном подходе, реализованном в Государственных программах (программно-целевой метод работы).
В настоящее время здравоохранение Гродненской области работает над реализацией 32 программ: «Государственная программа по формированию ЗОЖ населения РБ на 2002-2006 годы», «Сахарный диабет», Туберкулез», «Профилактика кариеса и заболеваний периодонта», «Охрана материнства и детства»,"Дети Беларуси", «Онкология» и т.д.
Но решить проблему ЗОЖ только внешними преобразованиями – социально-экономическими, гигиеническими, техническими, законодательными – невозможно. Проблема ЗОЖ – это проблема и этическая. Внутренним фактором является нравственность человека, его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся: - нравственные ориентиры и ценности-
- производственная и экономическая культура-
- культура быта и отдыха-
- рационального использования свободного времени-
- культура потребления-
- культура межличностных отношений-
- нормальный климат в семье-
- сексуальная культура-
- этика семейной жизни.
Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.
IV. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.
Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств.
Методы гигиенического обучения и воспитания по воздействию на население можно разделить следующим образом:
1. индивидуального воздействия-
2. воздействия на группу лиц-
3. массовой коммуникации.
Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так:
1. метод устной пропаганды-
2. метод печатной пропаганды-
3. метод изобразительной пропаганды (наглядной)-
4. комбинированный метод.
Методы индивидуального воздействия:
1. индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье)-
2. индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж-
3. личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио- телефон-здоровья).
Методы воздействия на группу лиц:
1. лекция, доклад-
2. групповая беседа-
3. групповая дискуссия-
4. групповое практическое обучение-
5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)
Методы массовой коммуникации:
1. телевидение (телепередачи)-
2. кинофильм-
3. радио (радиопередачи, прямые линии)-
4. пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная- прессконференции для журналистов)-
5. выставки и музеи.
Средства устной пропаганды:
1. лекции-
2. беседы (групповая, индивидуальная)-
3. выступления-
4. вечер вопросов и ответов-
5. дискуссия-
6. викторина-
7. конференция-
8. занятия-
9. инструктаж.
Средства печатной пропаганды:
1. брошюры-
2. листовки-
3. буклеты-
4. бюллетени-
5. книга-
6. журнал-
7. лозунг-
8. стенная газета-
9. методические руководства.
Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.
Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.
Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.
Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер соотношение, текст рисунок 1:2.
Средства наглядной агитации:
1. плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.)-
2. объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.)-
3. натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)
Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.
Комбинированные средства пропаганды:
1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений)-
2. марафон здоровья-
3. неделя здоровья (здоровье женщин)-
4. ярмарка здоровья-
5. акция.
Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.
Поделиться в соцсетях:
Похожие