Развитие восприятия и интеллекта
Видео: Раскрыть свой Талант. Слиптрек для развития интеллекта.
В первом полугодии жизни (1- й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы1. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.Таблица 16
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
Возраст Сенсорные и сенсомоторные акты
в месяцах
1 Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание-
слуховое сосредоточение-
прекращение или изменение характера плача как реакция
на голос взрослого
2 Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой-
слуховое сосредоточение
3 Плавно следит за игрушкой во всех направлениях-
поворот головы и глаз к источнику звука-
направляет руку к объекту
4 Тянется к игрушке- рассматривает свои руки-
локализует звук в пространстве
5 Переводит взгляд с предмета на предмет-
тянется к игрушке и захватывает ее,
чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот-
адекватная реакция на интонацию,
на голос матери беспокоится или оживляется
6 Зрительный контроль движений рук-
захватывает игрушку с любой стороны-
держит в каждой руке по предмету-
поворачивается на звук, если внимание его не
отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
7 Захват игрушки сопровождается генерализованными активными
движениями- перекладывает предмет из руки в руку-
похлопывает рукой по игрушке- узнает голоса близких
8 Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет,
манипулирует двумя-тремя предметами-
различает лица людей, знает свое имя
9 Отвечает действием на словесные инструкции-
ищет спрятанную игрушку-
берет мелкие предметы двумя пальцами
10 Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»-
вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения-
показывает части тела другого человека-
захватывает игрушки пальцами
11 Выбрасывает игрушки из кровати,
вкладывает пальцы в отверстия на ощупь-
подражательные движения — перелистывание страниц,
запуск машинки- показывает части своего тела
12 Вкладывание одного предмета в другой-
открывает коробку, ящик-
узнавание картинок- пользуется ложкой и расческой по назначению
Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью- способен длительно сосредоточиваться при разглядывании- совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания)- правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условно- рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.
Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рассматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов происходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствительность.
Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.
1) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
2) Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
3) Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие- у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 месяцам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
4) Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенногоинтеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).
До недавних пор считалось, что между первым годом и последующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показано, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, получен-ными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребенка.
Поделиться в соцсетях:
Похожие