Приложение
Программа НЕВРОППТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТАНазванная программа1 рекомендована Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию.
Включение в учебник программы профессиональной подготовки будущих специалистов расширяет возможности для разных вариантов организации самого учебного процесса и для активного вовлечения студентов в самостоятельную творческую учебную деятельность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Медицинский курс "Невропатология детского возраста" является базисным для сложного комплекса медицинских и психолого-педагогических дисциплин, изучаемых на отделении дошкольной дефектологии дефектологического факультета педагогического университета. Необходимость данного курса обусловлена тем, что основные формы нарушения слуха, зрения, речи, моторики, поведения, интеллекта связаны с отклонениями в развитии нервной системы.
Педагог-дефектолог должен знать причины слухоречевых и нервно-психических расстройств, их проявления в разные возрастные сроки, методы лечебно-коррекционного воздействия.
В связи с этим основной задачей курса "Невропатология детского возраста" является изучение анатомо-физиологических закономерностей формирования нервной системы в возрастном аспекте, развития анализаторов и функциональных систем, обусловливающих становление высшей нервной деятельности.
Программа данного курса состоит из введения и пяти глав (разделов).
Во введении раскрываются цели и задачи курса, теоретические и методологические основы отечественной медицины. История изучения детской невропатологии, связь с другими психолого-педагогическими дисциплинами. В первом разделе "Неврология" — рассматриваются проблемы эволюции нервной системы, особенности строения нервной системы человека, значение уровневой информации. Особое место занимает учение о цитоархитектонике коры головного мозга. Во втором разделе "Нейрофизиология" — рас-
1 Программа составлена доцентом Г.В. Гуровец под редакцией профессора В.И. Селиверстова.
сматриваются основные физиологические процессы, происходящие в нервной системе, формирование фактора доминантности и значение их в становлении речевых и неречевых процессов. В третьем разделе — "Критические периоды развития" — представлены этапы психомоторного и речевого развития. В четвертом разделе — "Невропатология" раскрываются этиопатогенез и клинические проявления нервных болезней. В пятом разделе — "Неврологические основы патологии речи" — представлены все формы речевых нарушений, обусловленные поражением нервной системы. Указанная тематика находит отражение в лекциях, лаборатор-но-практических занятиях и самостоятельной работе студентов. Основные задачи практических занятий:
1) закрепить и углубить знания, полученные на лекциях-
2) изучить структуру нервной системы по таблицам, муляжам, натуральным препаратам-
3) отразить в альбомах рисунки структур нервной системы:
4) изучить схему составления истории болезни-
5) присутствовать на разборах и обследованиях детей с различными отклонениями в развитии на базе медико-педагогической консультации.
Самостоятельная работа студентов реализуется в форме рефератов, научных исследований, курсовых работ по различным видам слухоречевых и нервно-психических расстройств.
За время изучения данного медицинского курса студенты должны приобрести теоретические и практические знания по невропатологии и патологии речи, научиться критически оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в диагностике аномального развития.
ТЕМАТИКА КУРСА
Введение.
Цели и задачи курса. История невропатологии.
Раздел 1. Неврология
1.1. Эволюция нервной системы.
1.2. Общие принципы строения нервной системы.
1.3. Структура нервной системы человека.
1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга.
Раздел 2. Нейрофизиология
2.1. Основные физиологические процессы в нервной системе,
2.2. Теория функциональных систем.
2.3. Высшие корковые функции.
Раздел 3. Критические периоды развития
3.1. Особенности развития ребенка.
3.2. Этапы психомоторного и речевого развития ребенка.
Раздел 4. Невропатология
4.1. Общие представления о болезнях нервной системы.
4.2. Основные неврологические синдромы.
4.3. Болезни нервной системы.
Раздел 5. Неврологические основы патологии речи
5.1. Афазия.
5.2. Алалия.
5.3. Дизартрия.
5.4. Дислексия и дисграфия.
5.5. Расстройства темпа и ритма речи. Заикание.
5.6. Речевые нарушения, обусловленные дефектами слуха.
Невропатология и дефектология.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
Цели и задачи курса. История невропатологии
Предмет "Невропатология детского возраста" и "Неврологические основы логопедии" на дефектологическом факультете. Связь данного курса с другими медицинскими и психолого-педагогическими дисциплинами. Невропатология и дефектология. Основные цели и задачи курса: ознакомление студентов со строением и функцией нервной системы, формированием высших психических функций- раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте.
История развития невропатологии как одной из ветвей медицины. Сведения о врачах древности. Значение работ Гиппократа, Ибн-Сины. Описание клинических проявлений некоторых заболеваний (эпилепсии), методы их диагностики и лечения.
Развитие невропатологии в XIX - XX вв. Теоретические и методологические основы невропатологии. Связь с успехами медико-биологических и физиологических наук, материалистические истоки отечественной медицины и физиологии. Развитие детской невропатологии. Эволюционно-возрастные аспекты детской невропатологии. Детская невропатология и дефектология.
Значение работ В.К. Рота, В.А. Муратова, С.С. Корсакова, Г.И. Россолимо и др. для детской невропатологии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Значение медицинского курса "Невропатология" для дефектологии.
2. Значение работ Гиппократа для медицины и дефектологии.
3. Медико-биологические и материалистические истоки отечественной невропатологии.
4. Значение эволюционно-возрастного аспекта в развитии детской невропатологии.
5. Значение работ отечественных невропатологов по организации специальной помощи детям с поражением нервной системы.
РАЗДЕЛ 1. НЕВРОЛОГИЯ
1.1, Эволюция нервной системы
Филогенез нервной системы. Основные этапы развития нервной системы- Реактивность белковых структур. Возбудимость и проводимость нервной клетки. Формирование ганглия и его значение. Развитие первых анализаторов и усложнение их на разных этапах филогенеза под влиянием внешней среды. Развитие нервной системы у позвоночных: появление спинного и головного мозга, периферической и вегетативной нервной системы. Особенности созревания головного мозга.
Онтогенез нервной системы. Развитие нервной системы на зародышевом уровне, в первой и второй половине беременности. Развитие мозга ребенка после рождения. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка. Этапы включения различных уровней нервной системы в возрастном аспекте. Особенности формирования головного мозга.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Нарисовать и обозначить все этапы развития нервной системы на уровне филогенеза и онтогенеза.
2. Объяснить значение развития глии, ганглия, анализатора.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Дать определение понятий "филогенез" и "онтогенез".
2. Роль биологических и социальных факторов в развитии нервной системы человека.
3. Значение первой и второй половины беременности для развития плода в норме и патологии.
1.2. Общие принципы строения нервной системы
Общий обзор строения нервной системы человека: центральная (головной и спинной мозг), периферическая и вегетативная нервная система. Расположение, значение, форма, вес, консистенция. Мозговые оболочки (мягкая, паутинная и твердая), значение, расположение. Мозговые желудочки, сосудистые сплетения и спинномозговая жидкость. Расположение и значение спинномозговой жидкости (ликвора). Кровеносная система мозга. Ге-матоэнцефалический барьер. Расположение серого и белого вещества в головном и спинном мозге. Борозды и извилины, их значение. Строение: слои, структура, значение.
Нервная клетка. Особенности строения чувствительной и двигательной клетки. Структура нервной клетки. Значение ядра, ядрышка, включений, тигроидного вещества. Обмен веществ в клетке. Отростки нервных клеток: дендриты и аксон. Строение и значение дендритов и аксона. Нейрофибриллы. Миелин. Понятие "нейрон". Синапсы. Механизм передачи нервного импульса. Значение химического и электрического потенциала. Особенности биотоков мозга.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Нарисовать и обозначить структуры нервных клеток, синап-
сов.
2. Объяснить строение двигательной и чувствительной клетки.
3. Нарисовать расположение мозговых оболочек.
4. Нарисовать расположение и общий вид головного и спинного мозга.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Общий обзор головного и спинного мозга.
2. Мозг и мозговые оболочки, их строение и значение.
3. Расположение и значение спинномозговой жидкости (лик-вора).
4. Особенности строения чувствительной и двигательной клетки, их включения.
5. Механизм передачи нервного импульса, объяснение и значение этих реакций.
6. Значение тигроидного вещества (физиологический и патологический тигролиз).
1.3. Структуры нервной системы человека
Нервную систему человека составляют: вегетативная, периферическая и центральная нервная система.
1.3.1. Вегетативная нервная система. Симпатическая и парасимпатическая вегетативная нервная система. Ганглиозный тип строения. Иннервация внутренних органов. Функция: трофическая и нейрогуморальная. Связь вегетативной и центральной нервной системы.
1.3.2. Периферическая нервная система. Нервы, отходящие от спинного мозга и ядер черепно-мозговых нервов. Чувствительные и двигательные нервы. Чувствительность поверхностная и глубокая. Двигательный нерв (мотонейрон) — связь нервной системы со скелетной мускулатурой. 12 пар черепно-мозговых нервов: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Значение периферических нервов. Нервные сплетения.
1.3.3. Центральная нервная система. Спинной мозг. Расположение спинного мозга. Мозговые оболочки. Сегментарное строение спинного мозга: шейные, грудные, поясничные, крестцовые, копчиковые позвонки. Строение сегмента. Белое и серое вещество, отходящие-периферические нервы. Серое вещество, его расположение, форма. Передние, боковые и задние рога, их значение. Вставочный нейрон. Рефлекторная дуга. Проводящие пути. Спи-нальный автоматизм.
Головной мозг. Расположение головного мозга. Структура головного мозга: задний, средний, промежуточный и конечный мозг.
Задний мозг включает в себя ствол (продолговатый мозг и варо-лиев мост), мозжечок, четвертый желудочек (ромбовидная ямка), ядра черепно-мозговых нервов с 5 по 12, ретикулярная формация. Строение каждого из отделов, их значение. Строение и функция мозжечка. Связи мозжечка с другими структурами мозга.
Средний мозг включает в себя четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, центральное серое вещество, ядра черепно-мозговых нервов 3 и 4, располагающиеся в ножках мозга черная субстанция и красные ядра. Четверохолмный рефлекс. Красные ядра и экстрапирамидный путь. Связи красных ядер с мозжечком, четверохолмием и подкоркой.
Промежуточный мозг включает зрительные бугры, подбугро-вую область, коленчатые тела, третий желудочек. Строение и значение каждого из них. Подбугровая область и эндокринная система.
Конечный мозг включает в себя подкорковые образования (пал-лидум и стриатум), кору головного мозга, проводящие пути, боковые желудочки. Строение и значение подкорковых образований. Внутренняя капсула. Чувствительные и двигательные проводящие пути, особенность расположения. Лимбическая система мозга. Взаимоотношение коры и подкорки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Зарисовать структуры нервной системы, подписать их, объяснить значение каждой из них.
2. Соотнести все структуры мозга на муляже и натуральных препаратах.
3. Рассмотреть простую и сложную безусловную рефлекторную дугу.
4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, проводящих путей.
5. Дать характеристику 12 пар черепно-мозговых нервов, показать локализацию ядер в структурах мозга. Обратить внимание на пути зрительных и слуховых нервов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Строение и значение вегетативной нервной системы.
2. Строение спинного мозга и периферических нервов. Понятие о сегментах спинного мозга, межпозвонковых ганглиях.
3. Строение и расположение отделов головного мозга.
4. Строение и значение ствола мозга.
5. Значение ретикулярной формации.
6. Строение и значение мозжечка, его связи с головным мозгом.
7. Значение четверохолмия и его связи с красными ядрами.
8. Значение черной субстанции и красных ядер.
9. Зрительный бугор и подбугровая область (гипоталамус), их строение и значение. Связи гипоталамуса с эндокринной системой. Регуляция обменных процессов.
10. Строение и значение стриопаллидарной системы.
1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга
Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды и извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Островок Рейли.
Выделение первичных, вторичных и третичных полей коры головного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значение полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области- 1- 3, 40, 39 в теменной области- 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в височной области. Значение биологического и социального в развитии коры головного мозга.
Проводящие пути коры головного мозга: афферентные и эфферентные- значение каждого из них. Пирамидный путь (корково-ство-ловый и корково-спинальный) — путь произвольных движений.
Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Цитоархитектоника коры головного мозга. Выделение долей и полей.
2. Сделать рисунки коры головного мозга, доминантного полушария и обозначить на них поля.
3. Зарисовать и объяснить расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах.
4. Обозначить на рисунке основные поля в коре головного мозга, связанные с развитием зрения, слуха, речи, моторики, интеллекта.
5. Нарисовать и объяснить структуру пирамидного пути.
6. Объяснить значение трех блоков в структуре головного мозга.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Объяснить значение первичных, вторичных и третичных полей в горе головного мозга.
2. Рассказать о работе А.Р. Лурии "Высшие корковые функции человека" и ее значении для понимания назначения полей коры головного мозга.
3. Значение анатомических и клинико-психологических методов исследований для выделения полей в коре головного мозга.
4. Значение трех блоков в структуре головного мозга по работам А. Р. Лурии.
РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ
2.1. Основные физиологические процессы в центральной нервной системе
2.1.1. Учение Декарта о "рефлексе". Понятие термина "рефлекс". Работа И.М. Сеченова "0 рефлексах головного мозга. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы". Работы И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Значение типов высшей нервной деятельности. Работы Н.И. Красногорского по изучению типов нервной деятельности в детском возрасте и значение их для психологии и психоневрологии. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Значение "доминанты" для педагогики.
2.1.2. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Механизм и звенья условного рефлекса. Понятие о первой и второй сигнальных системах, значение их для формирования речи и высшей психической деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Понятие "рефлекс" и уровни рефлекторной деятельности.
2. Значение условных и безусловных рефлексов.
3. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова по изучению рефлекторной деятельности.
4. Значение работ А.А. Ухтомского о доминанте.
5. Типы высшей нервной деятельности по работам И.П. Павлова и сопоставление их с понятием темперамента по Гиппократу.
2.2. Теория функциональных систем
Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Возрастной аспект формирования функциональных систем, связанных с определенным уровнем включения нервной системы: спинного мозга, ствола, мозжечка, четверохолмия, подкорки и коры головного мозга.
Учение П.К. Анохина о функциональных системах, их значение для понимания системогенеза.
Анализатор — специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку информации. Корковый анализатор — кольцевая структура. Симметричность представительств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. Доминантное и субдоминантное полушария. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Возрастной аспект включения различных уровней нервной системы, их значение для развития речи, моторики, интеллекта.
2. Функциональная асимметрия мозга.
3. Доминантность левого полушария.
2.3. Высшие корковые функции
Формирование функциональных систем коркового уровня. Физиологическое значение полей коры головного мозга. Первичные, или проекционные, поля- характеристика — высокая избирательность при приеме информации. Вторичные, или проекци-онно-ассоциативные поля- характеристика — установление контакта с другими отделами коры или создание внутри себя слож-
ных комплексов, в которых фиксируется прежний опыт, формируются блоки памяти. Третичные поля коры, наиболее выраженные у человека, обеспечивают межанализаторный анализ и синтез информации, осуществляя комплексную память, организацию работы мозга в целом. Связь третичных зон с формированием гнозиса, праксиса, речи, письма, счета, зрительно-пространственной ориентировки. Память механическая и смысловая. Смысловая память как основа письма и мышления.
Произвольный двигательный акт как целенаправленное действие. Связь информации и действия. Действие как смена двигательных актов ("кинезис"). Контроль выполнения двигательного акта — кинестетика. Значение глубокой чувствительности (пропргорецепция) для выполнения двигательного акта.
Лобно-лимбико-ретикулярный комплекс и его значение для поддержания мозговой активности. Физиологическая основа сознания, бодрствования, сна.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Формирование функциональных систем. Значение внешней среды.
2. Рассмотрение механизма построения двигательных актов по работе Н.А. Бернштейна.
3. Работы П.К. Анохина и его школы для понимания становления функциональной системы.
4. Значение работ И,П. Павлова для понимания механизма формирования высших корковых функций.
5. Знакомство с работой А.Р. Лурии "Высшие корковые функций".
РАЗДЕЛ 3. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ 3.1. Особенности развития ребенка
Понятие некритический период". Значение возрастных кризов. Связь возрастных кризов с включением определенных уровней нервной системы, с развитием моторики- связи нервной и эндокринной систем. Понятие "готовности" мозга к восприятию раздражений внешней среды, выполнению определенной деятельности.
Значение критических периодов развития для понимания сроков развития слуха, зрения, речи, мышления. Эволюционно-динамический подход к изучению нормы и патологии функционирования нервной системы. Мозг как саморазвивающаяся система. Системные закономерности развивающегося мозга как этап эволюционного развития.
3.2. Этапы психомоторного и речевого развития ребенка
3.2.1. Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.
3.2.2. Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции уменьшение флексорнои гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.
3.2.3. От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.
Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.
Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.
3.2.4. От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).
Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.
Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцирован-ность, активизация лепета- жесты становятся средством общения.
Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.
3.2.5. От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.
Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).
Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.
Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).
3.2.6. Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.
Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.
Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).
Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.
3.2.7. Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.
Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.
Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.
3.2.8. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).
Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.
Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.
3.2.9. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Двигательные фикции: совершенствование координации движений, начало занятий различными видами спорта.
Речевая функция: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса, совершенствование фразовой речи. Речь и интеллектуальное развитие школьников.
Психика: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления. Формирование системы понятий, интереса к школьным и внешнекольным предметам, серьезным играм в неучебное время. Личностные особенности младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Составить таблицу развития ребенка на первом, втором, третьем году жизни.
2. Составить таблицу параметров готовности ребенка к школе.
3. Рассмотреть основные разделы истории болезни, их значение для выявления отклонений в развитии.
4. Рассмотреть методы обследования детей с отклонениями в развитии (схема составления истории болезни и методы обследования детей даются в приложении).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Раскрыть связь уровней нервной системы с этапами психомоторного развития ребенка.
2. Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни.
3. Особенности развития моторных функций у детей первого года жизни. Сопоставление моторных функций с уровнями включения нервной системы.
4. Психомоторное и речевое развитие детей второго года жизни.
5. Особенности психомоторного и речевого развития ребенка третьего года жизни.
6. Особенности психомоторного развития дошкольников и детей младшего школьного возраста.
7. Объяснить критические периоды развития ребенка и их значение для психомоторного и речевого развития.
8. Значение экзогенных факторов для психомоторного развития ребенка.
РАЗДЕЛ 4. НЕВРОПАТОЛОГИЯ
4.1. Общие представления о болезнях нервной системы
Болезни нервной системы. Этиология и патогенез заболеваний нервной системы. Особенности течения болезни и остаточные явления. Основные физиологические механизмы компенсаторных процессов. Понятие о "симптоме" и "синдроме". Результаты системного анализа невропатологического синдрома и перспективы компенсации функций. Принцип лечебного и педагогического (комплексного) воздействия в компенсаторных и коррекционных мероприятиях. Значение воспитательных и трудовыми навыков в комплексе коррекционных мероприятий.
4.2. Основные неврологические синдромы
4.2.1. Синдромы двигательных нарушений. Механизм осуществления двигательного акта. Уровни поражения двигательного пути, степени выраженности. Понятия "паралич" (плегия), "парез". Понятия "моноплегия"- "гемиплегия", или "гемипарез"- "параплегия"- "тетраплегия", или "тетрапарез". Понятие о центральном и периферическом параличе, их особенности и различия. Детский церебральный паралич. Дифференциальная диагностика бульварного и псевдобульбарного паралича. Пирамидные и экстрапирамидные расстройства, их особенности и проявления. Основные двигательные расстройства у аномальных детей.
4.2.2. Синдромы нарушения чувствительности и органов чувств. Типы нарушения чувствительности. Значение поверхностной и глубокой чувствительности. Три нейрона чувствительности. Фантомные боли. Глубокая чувствительность и праксис, уровни поражения чувствительности. Тактильная агнозия.
Обоняние и его значение. Расстройства обоняния.
Зрение и-его значение. Синдромы зрительных расстройств, причины возникновения, особенности проявления. Снижение зрения (амблиопия), потеря зрения (амовроз). Неврит зрительного нерва, причины возникновения. Нарушение границ полей зрения: концентрическое сужение, возможное секторальное выпадение полей зрения или наличие ограниченных дефектов (скотом). Выпадение половины полей зрения- причины возникновения, локализация поражения. Нарушение цветоощущения, значение для профессиональной деятельности. Зрительная агнозия, локализация поражения. Косоглазие: причины возникновения, степени выраженности, значение для восприятия окружающего мира, методы коррекции.
Тройничный нерв и его значение. Синдромы поражения тройничного нерва. Особенности болевых ощущений.
Слух и его значение. Синдромы нарушения слуха, причины возникновения, особенности проявления. Снижение слуха (тугоухость), утрата слуха (глухота). Неврит слухового нерва, причины возникновения, особенности проявления. Слуховая агнозия. Значение возраста для потери слуха и состояния речи. Значение раннего выявления нарушения слуха для начала коррекционнои работы по общему и речевому развитию.
4.2.3. Синдромы поражения вегетативной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая нервная система. Вегетосо-судистая дистония. Диэнцефальный синдром. Расстройство обмена веществ. Нейроэндокринные расстройства.
4.2.4. Синдромы нарушения высших корковых функций. Понятие "гнозис" (познание) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов в коре, направленных на распознавание объекта как целого и его характеристик. Расстройство процесса познавания (агнозия). Виды агнозии. Особенности зрительной, слуховой, тактильной агнозии. Астереогноз, его значение для дефектологии.
Понятие "праксис" (действие) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Серия заученных движений. Понятие "апраксия". Виды апраксии. Особенности моторной, конструктивной и кинестетической апраксии.
Понятие "фазис" (речь) — сложный комплекс аналитико-синтетической деятельности, направленной на формирование мотивации целого высказывания, коммуникативной функции речи. Виды патологии речи (афазия, алалия). Общие характеристики речевых нарушений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Рассмотрение литературного материала по методике обследования детей с различными отклонениями в развитии.
2. Присутствие в медико-педагогической консультации при обследовании детей с отклонениями в развитии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Раскрыть понятия "симптома и "синдром".
2. Дифференциальная диагностика центрального и периферического паралича.
3. Характеристика синдрома поражения органов чувств.
4. Особенности иннервации симпатической и парасимпатической нервной системы.
5. Синдромы нарушения высших корковых функций, их особенности, значение- для психического развития ребенка.
4.3. Болезни нервной системы
4.3.1. Общие данные о патологии нервной системы. Этиология заболеваний: наследственно-дегенеративные, дизэмбриогенез, травмы, инфекции, интоксикации, опухоли, кровоизлияния и др.
Органическое поражение центральной нервной системы как следствие различных повреждений, приведших к нарушениям или недоразвитию мозгового вещества. Понятие "функциональные расстройства" — рассогласованность разных уровней нервной системы, повышенная истощаемость разных клеток головного мозга, а также некоординированность функциональных систем.
4.3.2. Наследственно-органические заболевания нервной системы. Хромосомные и генетические нарушения, энзимопатии, факоматозы, прогрессирующие мышечные дистрофии и др., причины их возникновения и клинические проявления.
4.3.3. Поражения нервной системы ребенка, связанные с патологией внутриутробного развития. Роль инфекций, интоксикаций, эндокринной недостаточности у матери во время беременности. Причины внутриутробной гипоксии плода. Влияние физической и психической травмы на развивающийся плод. Профилактика внутриутробных поражений плода.
4.3.4. Родовые черепно-мозговые травмы и их влияние на состояние нервной системы ребенка. Причины родовых травм- степени выраженности. Родовая травма и асфиксия, последствия этих расстройств (детский церебральный паралич, судорожная готовность, минимальная мозговая дисфункция, эндокринные расстройства, задержка психомоторного и речевого развития). Значение последствий родовых черепно-мозговых травм для клиники нервных болезней и дефектологии.
4.3.5. Инфекционные заболевания нервной системы.
Инфекции и нейроинфекции. Влияние общих инфекций на состояние нервной системы ребенка. Цепочка инфекций. Ослабление защитных сил организма. Последствия перенесенных инфекций. Менингиты и энцефалиты.
Менингиты — воспаление мозговых оболочек. Причины возникновения. Первичные и вторичные менингиты, клинические проявления. Течение болезни, остаточные явления. Медицинская и педагогическая коррекция остаточных явлений.
Энцефалиты — воспаления вещества головного мозга. Первичные и вторичные энцефалиты. Причины возникновения и течение болезни. Возрастной аспект возникновения заболевания и клинические проявления болезни. Симптомы острого и хронического периода болезни. Остаточные явления перенесенного энцефалита. Медико-педагогическая коррекция.
Полиомиелит — воспаление вещества спинного мозга. Причины возникновения, клинические проявления болезни. Чувствительные и двигательные расстройства. Характеристика периферического паралича. Остаточные явления перенесенного полиомиелита.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Причины инфекций и нейроинфекции.
2. Клинические проявления менингита и объяснение симптомов, характеризующих заболевание (головные боли, специфичность позы, изменения спинно-мозговой жидкости, гипертензионный синдром).
3. Объяснение остаточных явлений перенесенного менингита.
4. Причины первичных и вторичных энцефалитов.
5. Особенности клинических проявлений энцефалита в остром и хроническом периодах болезни.
6. Характеристика остаточных явлений перенесенного энцефалита.
7. Клинические проявления полиомиелита.
8. Характеристика последствий родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных.
.9. Гидроцефалия и микроцефалия как последствия перенесенного менингита. Объяснение клинических проявлений. Сравнительная характеристика гидроцефалии и микроцефалии.
4.3.6. Нарушение мозгового кровообращения. Причины возникновения. Возрастной аспект сосудистых расстройств. Острое расстройство мозгового кровообращения (инсульт). Виды инсультов (ишемический, геморрагический). Клинические проявления инсульта: общемозговые и очаговые. Хронические расстройства мозгового кровообращения. Последствия перенесенного инсульта. Медицинская и педагогическая коррекция.
4.3.7. Черепно-мозговая травма. Значение возрастного аспекта. Степени тяжести травматических расстройств (сотрясение, ушиб, сдавление). Симптоматика острого периода после травмы. Клиническая характеристика остаточных явлений. Пять синдромов после травмы. Профилактика остаточных явлений. Медицинская и педагогическая коррекция.
4.3.8. Минимальная мозговая дисфункция (ММД). Причины возникновения ММД. Значение возрастного аспекта. Особенности клинических проявлений. Минимальная мозговая дисфункция как одна из причин астении, диффузной легкой неврологической симптоматики, задержки речевого и психического развития, трудного поведения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Присутствие в медико-педагогической консультации при обследовании детей с различными формами речевых и психоневрологических расстройств. Составление схемы истории болезни. Проведение наблюдения за обследованием ребенка. Анализ полученных данных. Составление медицинских и педагогических рекомендаций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Причины расстройства мозгового кровообращения.
2. Клинические проявления инсульта и его последствий.
3. Черепно-мозговая травма и ее последствия. Характеристика пяти синдромов после травмы и объяснение их возникновения.
4. Особенности проявления психо-речевых расстройств при минимальной мозговой дисфункции.
РАЗДЕЛ 5. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ
5.1. Афазия
Афазия — утрата сформированной речи. История изучения. Значение работ Брока и Вернике в изучении афазии. Причины возникновения афазии. Современная классификация афатичес-ких нарушений по материалам работ А.Р. Лурии.
Особенности проявления моторной и сенсорной афазии. Моторная афазия с эфферентным и афферентным компонентом. Особенности лобных расстройств при моторной форме афазии. Характеристика пространственных нарушений при афферентных формах афазии. Нарушение фонематического слуха как основа сенсорной афазии. Акустико-мнестические расстройства. Лексико-семантические расстройства. Амнестические расстройства. Нарушение чтения и письма при афазии. Лечебно-коррекционные методы воздействия при различных формах афазии.
ДинакГика афатических нарушений.
5.2. Алания
Алалия — системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения сенсомоторной области коры головного мозга доминантного полушария в доречевом периоде. История изучения. Причины возникновения алалии. Родовая черепно-мозговая травма как причина поражения сенсомоторной области коры головного мозга. Виды алалии в зависимости от преимущественного поражения сенсомоторной области (нижнелобной, нижнетеменной, верхневисочной). Особенности моторных и сенсорных расстройств. Динамика речевых нарушений. Спонтанная активизация речи. Возможность возникновения заикания при бурном оречевлении. Необходимость раннего выявления алалии. Медицинская и педагогическая диагностика и помощь при алалии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Составление схемы истории болезни ребенка с алалией.
2. Наблюдение за обследованием ребенка, страдающего алалией.
3. Обсуждение полученных данных обследования.
4. Медицинские и педагогические рекомендации.
5. Соотнесение полученных данных обследования с литературными источниками.
6. Особенности моторных и сенсорных расстройств при алалии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Значение работ П. Брока и Р. Вернике для изучения афазии.
2. Современная классификация афатических расстройств.
3. Значение работ А.Р. Лурии для изучения высших корковых функций человека.
4. Механизм порождения речи по работам Т.В. Рябовой (Ахутиной).
5. Особенности речевых нарушений при моторной и сенсорной афазии.
6. История изучения алалии.
7. Причины возникновения алалии.
8. Характеристика основных симптомов алалии и объяснение их происхождения.
9. Соотнесение особенностей речевых расстройств при разных формах алалии с преимущественной локализацией поражения в коре головного мозга.
10. Динамика речевых проявлений при алалии. Этапы речевого развития. Характеристика моторных и сенсорных расстройств.
11. Профилактика неуспеваемости школьника при стертых формах алалии.
12. Дислексия и дисграфия как этап речевого развития при алалии.
5.3. Дизартрия
Дизартрия — несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры. История изучения. Причины возникновения. Локализация поражения. Формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая (смешанная), корковая. Детский церебральный паралич и псевдобульбарная дизартрия. Степени выраженности клинических проявлений. Расстройство общей и артикуляционной моторики, фонации и дыхания. Особенности речевых нарушений при различных формах дизартрии. Сравнительная характеристика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Возрастной аспект возникновения дизартрических расстройств. Органические и функциональные расстройства как проявление различных степеней выраженности поражения нервной системы. Стертая дизартрия и дислалия. Необходимость раннего выявления дизартрических расстройств, логопедические занятия, ЛФК, лечебные мероприятия, общепедагогический комплекс.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего дизартрией.
2. Обследование ребенка с различными проявлениями дизартрических расстройств.
3. Обсуждение полученных материалов обследования.
4. Медицинские и педагогические рекомендации.
5. Значение комплексного коррекционного воздействия.
6. Методы лечебной гимнастики при детском церебральном параличе и дизартрии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. История изучения детского церебрального паралича и дизартрии.
2. Формы дизартрии и локализация поражения в головном мозге.
3. Степени тяжести псевдобульбарной дизартрии.
4. Особенности артикуляции, фонации и дыхания при дизартрии.
5. Особенности фонетических расстройств при дизартрии.
6. Причины назализации при дизартрии.
7. Органическое и функциональное расстройство, значение для невропатологии и дефектологии.
8. Особенности проявления речевых расстройств при стертой дизартрии- необходимость комплексного воздействия.
9. Профилактика дислексии и дисграфии.
5.4. Дислексия и дисграфия
Механизм письменной речи. Чтение и письмо. Особенности подготовительного периода. Дислексия и дисграфия при различных формах патологии речи и слуха. Характеристика ошибок.
Особенности формирования чтения и письма при алалии: соотнесение звука и буквы, составление слога и слова. Структура слова, контаминации, аграмматизмы. Проявление моторных и сенсорных нарушений. Генезис фонетико-фонематических расстройств.
Дислексия и дисграфия у детей, страдающих дизартрией. Значение для письменной речи моторных нарушений: артикуляции, движения глазных яблок и руки. Особенности почерка. Особенности ошибок. Профилактика дислексии и дисграфии.
Особенности формирования письменной речи у детей с нарушением слуха. Особенности формирования письменной речи у умственно от.талых детей. Профилактика дислексии и дисграфии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Значение работ А.Р. Лурии и его школы для понимания дислексии и дисграфии.
2. Соотнесение устной и письменной речи.
3. Особенности дислексии и дисграфии при афазии, алалии, дизартрии.
4. Особенности дисграфии при различных формах патологии речи.
5.5. Расстройства темпа и ритма речи. Заикание
Связь формирования темпа и ритма речи с подкорковыми образованиями. Корково-подкорковые взаимоотношения. Виды расстройств темпа и ритма речи: тахилалия и брадилалия. Причины речевых нарушений.
Заикание — одна из форм расстройства темпа и ритма речи. Особенности судорог при заикании (тонические и клонические), локализация судорог. Характеристика невротического заикания: причины возникновения, начальная фаза (элементы мутизма), течение болезни. Неврологическая и вегетативная симптоматика, проявления общего невроза. Методы медицинского, психотерапевтического и педагогического воздействия. Характеристика неврозоподобного заикания: причины возникновения, особенности течения. Сочетание стертой дизартрии или алалии с неврозоподобным заиканием. Неврологическая и речевая характеристика. Особенности эмоционально-волевой сферы. Профилактика заикания. Место и методы коррекции. Значение возрастного аспекта в возникновении заикания. Значение социальной среды для возникновения и течения болезни.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего заиканием.
2. Обследование ребенка с заиканием.
3. Обсуждение полученных результатов обследования: локализация судорог, отношение больного к своему дефекту речи, состояние нервной системы, особенности психики больного.
4. Понятие о невротическом и неврозоподобном заикании.
5. Медицинские и педагогические рекомендации.
6. Обсуждение литературных данных по проблеме заикания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Значение подкорковых образований в организации темпа и ритма речи.
2. Взаимоотношение коры и подкорки в формировании темпа и ритма речи. Просодическая характеристика.
3. Тахилалия и брадилалия- причины возникновения, особенности проявления.
4. История изучения этиологии и патогенеза заикания.
5. Общая характеристика заикания. Локализация судорог.
6. Возрастной аспект проявления заикания.
7. Проявления невротического и неврозоподобного заикания.
8. Таблица по дифференциальной диагностике разных форм заикания.
9. Методы медицинского и педагогического воздействия.
10. Динамика речевых нарушений.
5.6. Речевые нарушения, обусловленные дефектами слуха
Взаимоотношение слуха и речи. Степени нарушения слуха. Значение остатков слуха для развития речи. Дифференциальная диагностика тугоухости и сенсорной алалии. Значение возраста для сохранения речи. Особенности устной и письменной речи слабослышащих детей. Раннее выявление слуховых расстройств как профилактика задержки речевого и психического развития.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Значение слуха для развития речи.
2. Причины слуховых расстройств.
3. Объяснить сравнительную аудиограмму при различных уровнях поражения слухового анализатора (тугоухости, глухоте, сенсорной алалии).
4. Значение остатков слуха для развития речи.
5. Профилактика расстройств слуха и речи.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Необходимость медицинских знаний для педагогов-дефектологов. Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога. Деонтология в невропатологии. Проблема взаимоотношений врача и педагога-дефектолога с родителями и родственниками больного. Значение социально-трудовой адаптации и реабилитации детей с отклонениями в развитии. Совместная работа врача, педагога-дефектолога и родителей больного.
Организация лечебно-профилактической помощи детям с отклонениями в развитии. Все неврологические и слухоречевые расстройства — следствия поражения нервной системы на разных этапах развития. Необходимость организации непрерывного, поэтапного, комплексного наблюдения за ребенком с отклонениями в развитии. Преемственность лечебной и лечебно-педагогической помощи детям. Организация клинических, санаторных, дошкольных и школьных специальных учреждений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Значение курса невропатологии для специальной педагогики.
2. Организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
3. Организация специализированной помощи детям.
4. Нормы специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.
5. Обучение и воспитание детей в специальных дошкольных и школьных учреждениях.
6. Организация медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные учреждения.
Поделиться в соцсетях:
Похожие