Поэтапная диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении
Работу по проведению диагностики и профилактики неуставных взаимоотношений между военнослужащими целесообразно проводить поэтапно:1. На этапе работы с призывной молодежью.
2. На этапе подготовки к приему прибывающего пополнения.
3. На этапе приема прибывающего пополнения, увольнения в запас сержантов (старшин) и солдат (матросов), выслуживших установленные сроки военной службы по призыву.
4. На этапе начального периода службы военнослужащих прибывшего пополнения.
5. На этапе активного овладения военнослужащими своей воинской специальностью и упрочения внутриколлективных связей в подразделении.
I. НА ЭТАПЕ РАБОТЫ С ПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
1. На этапе работы с призывной молодежью основная задача военных комиссариатов заключается в активном формировании у призывников коллективистских качеств, правильных представлений об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативному поведению. С этой целью офицерами военкоматов проводятся индивидуальные беседы, уточняются социально-демографические данные юношей, их духовные интересы, жизненные планы. Анализируется информация руководителей педагогических и трудовых коллективов, органов МВД о социально-психологических и нравственных характеристиках призывного контингента.
2. В период приписки и призыва юношей на службу в Вооруженные Силы военными комиссариатами проводится комплекс мероприятий по формированию у призывников правильного представления о воинской дисциплине. Как правило, в масштабах района, города проводится “День призывника” , организуются встречи с офицерами из войск (сил), ветеранами войны, солдатами (матросами) и сержантами (старшинами) запаса. Они знакомят юношей с особенностями военной службы, дают советы, как быстрее войти в коллектив подразделения, разъясняют суть войсковой дружбы, товарищества, взаимопомощи.
3. Представители военных комиссариатов:
• доводят до призывников основные правовые нормы о службе граждан в Вооруженных Силах РФ-
• рассказывают о льготах, установленных законами для военнослужащих, а также об ответственности за уклонение от военной службы, за нарушение уставных правил взаимоотношений, предупреждают о том, что глумления и издевательства в армии (на флоте) решительно пресекаются, являются уголовно наказуемыми деяниями-
• разъясняют порядок следования к месту военной службы, рекомендуют, какие вещи и документы необходимо иметь при себе, как вести себя в пути.
4. Офицер, прибывший за пополнением, тщательно ознакомится с личными делами призывников, по возможности беседует с каждым из них. При выявленных отклонениях в состоянии здоровья призывников или признаках их несоответствия требованиям к военной службе по другим причинам он обращает на это внимание представителей военкомата. В случае необходимости ставит вопрос о дополнительном медицинском обследовании и определении годности призывника к военной службе или замене его другим.
5. После комплектования команд будущих воинов информируют о виде Вооруженных Сил и роде войск, воинской части (корабле), где они будут проходить службу. Им разъясняются правила поведения в пути следования, порядок информирования представителя воинской части в случае возникновения каких-либо конфликтов во взаимоотношениях. На сборном пункте офицер получает по возможности полную информацию о деловых и морально-психологических качествах призывников. Он выявляет лиц, от которых можно ожидать каких-либо проступков.
6. Офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) нацеливаются на тщательное наблюдение за поведением призывников в пути следования. Старший команды строго контролирует, как исполняют обязанности военной службы его подчиненные, а также администрация эшелона. Своевременно и решительно пресекает случаи их неправильного поведения в отношении пополнения. По прибытии в воинскую часть он докладывает командованию свое предварительное мнение о прибывшем пополнении.
II. НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПРИЕМУ ПРИБЫВАЮЩЕГО ПОПОЛНЕНИЯ
1. Основное внимание в подразделениях и воинских частях обращается на подбор и инструктирование офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) для работы с военнослужащими пополнения. В этих целях командиры, штабы и органы воспитательной работы подбирают для работы с пополнением наиболее дисциплинированных офицеров, прапорщиков, сержантов (старшин) и солдат (матросов). С каждым из них проводятся индивидуальные беседы, инструктажи. Обращается внимание на высокую ответственность в исполнении обязанностей военной службы, на необходимость проявления педагогического такта, доступности для молодежи. Ставятся задачи по утверждению у прибывших военнослужащих установки на быстрое вхождение в коллектив.
Помещение для прибывающего пополнения оборудуется в строгом соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Оформляется комната досуга. Выделяется необходимое количество газет и журналов, настольных игр. Проверяется исправность радиоточек, телевизоров, обеспеченность расходным культпросветимуществом, наличие вещевого имущества, постельных принадлежностей и т. д.
С командиром, назначенным для работы с пополнением, и его заместителем по воспитательной работе проводятся инструктажи о практике работы с сержантами по недопущению с их стороны грубости в отношении военнослужащих пополнения.
2. Перед началом нового периода обучения проводятся 5-6-часовые занятия с командирами и их заместителями по теме: “Практика работы по сплочению многонациональных воинских коллективов и предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими”.
В ходе занятий организуются выступления командира воинской части, его заместителей, представителей военной прокуратуры с анализом выводов из практики воспитательной работы. На конкретных примерах из жизни воинских частей и подразделений рассматриваются допущенные ошибки. Выясняются их причины, показываются наиболее эффективные формы и методы работы по изжитию негативных явлений в воинских коллективах. Главное при этом – глубокий и содержательный анализ путей и условий, которые обеспечили бы ликвидацию нарушений уставных правил взаимоотношений в подразделениях. В ходе занятий вырабатываются наиболее действенные приемы, которые нужно взять на вооружение офицерам. Разъясняется методика и время проведения предусмотренных учебными планами занятий общественно-государственной подготовки с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами) по вопросам воинского, нравственного и правового воспитания. Акцент делается на применение форм и методов, способствующих воспитанию у личного состава дружбы, войскового товарищества, взаимовыручки, формированию уставных отношений.
3. В подразделениях проводятся общие собрания личного состава с обсуждением задач по недопущению нарушений уставных правил взаимоотношений в коллективах. Сержантам (старшинам) ставятся задачи по решительному пресечению фактов глумления, издевательств и насмешек над военнослужащими пополнения, по проведению разъяснительной работы с солдатами (матросами), склонными к проявлению грубости и высокомерия, а также об изучении настроений военнослужащих пополнения.
4. Предупредительная воспитательная работа в подразделении организуется с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих различных сроков призыва.
Командиры взводов составляют характеристики на увольняющихся в запас военнослужащих и доводят их до каждого военнослужащего последнего периода службы.
На собраниях личного состава (собраниях сержантов) заслушиваются отчеты солдат (матросов) и сержантов (старшин) третьего периода службы о их работе по овладению специальностью, повышению классной квалификации, соблюдению уставных норм поведения, традиций дружбы и войскового товарищества.
Проводятся индивидуальные беседы с военнослужащими второго периода службы. Их нацеливают на оказание помощи военнослужащим пополнения в преодолении трудностей военной службы.
III. НА ЭТАПЕ ПРИЕМА ПРИБЫВАЮЩЕГО ПОПОЛНЕНИЯ, УВОЛЬНЕНИЯ В ЗАПАС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ВЫСЛУЖИВШИХ УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ.
1. Основная задача заключается в обеспечении строгого уставного порядка в подразделениях прибывшего пополнения, правильном формировании у юношей первичных навыков в исполнении обязанностей военной службы, продуманной организации проводов военнослужащих, увольняющихся в запас.
В первые дни пребывания в воинской части с прибывшим пополнением изучаются требования законов и уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах. Разъясняется, как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. Под контролем офицеров штабов и служб производится экипировка военнослужащих положенным имуществом. Организуется отправка гражданской одежды родителям.
2. Организуя воспитательную работу с военнослужащими прибывшего пополнения, офицеры обеспечивают обстановку доброжелательности и внимания. Проявляют постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях. Ведут беспощадную борьбу со случаями сквернословия, грубости, оскорблений со стороны недисциплинированных сержантов и солдат более ранних сроков призыва. Активно формируют у военнослужащих пополнения уважение к порядку. Добиваются твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
Командиры батальонов, рот (им равных подразделений) и их заместители по воспитательной работе заслушивают командиров взводов о поведении военнослужащих пополнения, их настроении, состоянии здоровья, психики. Тщательно изучаются военнослужащие, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания. Максимум внимания уделяется тем, кто отличается замкнутостью, становится объектом шуток и насмешек, испытывает острую тоску по дому. Командиры и их заместители по воспитательной работе выясняют причины психологической подавленности подчиненных. О результатах бесед и наблюдений информируют своих прямых начальников. Главные усилия офицеры сосредоточивают на глубокой индивидуальной воспитательной работе с каждым военнослужащим прибывшего пополнения.
3. Воспитательная работа в подразделении направляется на разъяснение прибывшему пополнению требований Военной присяги и уставов, ярких фактов героизма и мужества, воспитание верности Боевому Знамени воинской части, Флагу корабля. Проводятся информирования личного состава о правилах уставных взаимоотношений между военнослужащими. Изучаются положения общевоинских уставов. Организуются выступления перед военнослужащими прибывшего пополнения лучших специалистов воинской части. С новым пополнением проводятся беседы на темы воинского, нравственного и правового воспитания. Заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе, психолог полка, офицер по общественно-государственной подготовке и информированию, офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка оказывают практическую помощь в подготовке этих мероприятий, обеспечивают их высокое качество, аргументированность и доходчивость.
4. Командиры и их заместители добиваются от сержантов (старшин) равной требовательности к военнослужащим прибывшего пополнения. В этот период решительно пресекаются попытки солдат (матросов) и сержантов (старшин) более ранних сроков призыва оказать психологическое давление на сержантов (старшин), работающих с пополнением, “проявить заботу” о своих земляках, добиться послаблений для них. С целью исключения случаев изъятия обмундирования у военнослужащих прибывшего пополнения старшины подразделений усиливают контроль за экипировкой личного состава, поддержанием уставного порядка в кладовой для хранения имущества и личных вещей военнослужащих и других подсобных помещениях. Они проверяют обеспеченность каждого военнослужащего, подлежащего увольнению в запас, добротным обмундированием и обувью, заслуженными знаками воинского отличия. Результаты готовности военнослужащих к увольнению в запас докладываются командованию подразделения.
5. Проводы военнослужащих, уволенных в запас, - акт большой воспитательной важности. Накануне увольнения в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, на общем собрании личного состава подразделения зачитываются и утверждаются характеристики на каждого из них. Затем они высылаются в райвоенкоматы по месту жительства уволенных в запас. В характеристике обязательно отражаются успехи военнослужащего в боевой подготовке, его дисциплинированность, отношение к сослуживцам, целесообразность использования в интересах военно-патриотического воспитания молодежи.
Одновременно командиры и их заместители по воспитательной работе оказывают помощь военнослужащим в завершении оформления памятных альбомов. С этой целью организуется фотографирование личного состава роты (батареи, эскадрильи) совместно с командирами и их заместителями. Каждому военнослужащему, увольняемому в запас, вручается фотография сослуживцев с надписью “Моя родная рота” и текстом приказа Министра обороны Российской Федерации, опубликованного в печати. Военнослужащим рекомендуется записывать в альбом домашние адреса товарищей, переписываться с ними и оставить свои адреса в подразделении.
Проводы солдат (матросов) и сержантов (старшин), уволенных в запас, осуществляются в торжественной обстановке. Воинская часть выстраивается в пешем строю, Боевое Знамя выносится по решению ее командира. После построения, встречи командира воинской части (подразделения) и выноса Боевого Знамени военнослужащие, уволенные в запас, по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20-40 м перед строем, а затем по команде смыкаются к середине. Предусматриваются выступления командования, военнослужащих различных периодов службы. Объявляется приказ командира воинской части о занесении в Книгу почета части (корабля) лучших солдат и сержантов. Вручаются памятные и благодарственные письма от Военного совета объединения, похвальные листы, грамоты, ценные подарки и т.д. Командир воинской части (подразделения) благодарит военнослужащих, уволенных в запас, за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. Проводы завершаются прохождением воинской части (подразделения) торжественным маршем перед строем военнослужащих, уволенных в запас.
6. В день принятия Военной присяги предусматривается выступление командования части перед прибывшими родителями. Они информируются об условиях военной службы и организации быта личного состава. Командиры и их заместители по воспитательной работе напоминают родителям о необходимости сообщать в воинскую часть о случаях получения тревожных писем от сыновей, а также о других фактах, способных повлиять на поведение военнослужащего, его отношение к службе. После изучения личных качеств военнослужащих прибывшего пополнения командирам рот (их заместителям по воспитательной работе) важно написать письма родителям солдат (матросов). Рекомендуется высказать просьбу - написать о жизни сына, его учебе и работе до призыва на военную службу, характере, планах и намерениях. Желательно поддерживать связи с родителями на протяжении всей службы их сына.
IV. НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИБЫВШЕГО ПОПОЛНЕНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
1. Этот период – самый ответственный в работе по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений. Основная задача заключается в обеспечении адаптации прибывших военнослужащих к условиям военной службы, вхождения их в коллектив подразделения, осознанного понимания установок на дружбу, войсковое товарищество. По прибытии военнослужащих в подразделение до них доводятся задачи стоящие перед личным составом на ближайший период, позитивные традиции и успехи в боевой подготовке. Особое внимание уделяется их размещению строго по отделениям в соответствии со штатно-боевым расписанием, контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и территории.
2. Непосредственные начальники ротного звена, как правило, не реже одного раза в неделю, а если требуют обстоятельства, и чаще беседуют с каждым прибывшим солдатом (матросом) о его настроении, первых впечатлениях о службе. Ежедневно заслуживают сержантов (старшин) о взаимоотношениях среди военнослужащих, проходящих службу по призыву. Обеспечивается немедленное реагирование на каждый случай их нарушения. Основными мероприятиями воспитательной работы в роте в этот период являются: посещение военнослужащими комнаты боевой славы (истории) полка, проведение тематических вечеров “Представляюсь коллективу”, на которых прибывшие военнослужащие рассказывают о себе, коллективе, где работали, или о школе, в которой учились. С военнослужащими организуется цикл бесед на темы: “Воинский долг”, “Воинская честь”, “Совесть”, “Ответственность военнослужащего”, “Воинская гордость”, “Твой командир”. Проводятся предусмотренные тематическим планом занятия по общественно-государственной подготовке с солдатами (матросами) и сержантами (старшинами) по вопросам уставных взаимоотношений, информирование. Организуются радиопередачи. Каждый случай нарушения уставных правил взаимоотношений должен рассматриваться в ходе занятий по общественно-государственной подготовке.
3. В период до 15-20 июля (января) тщательно готовятся и проводятся общие собрания личного состава в ротах с примерной повесткой дня “Дружба и войсковое товарищество – боевая традиция нашей армии. Умножать эту традицию - долг каждого воина”. Подготовка такого собрания в подразделении - ответственная задача командования роты. Важно заинтересовать в обсуждении вопроса каждого военнослужащего, сформировать здоровое общественное мнение в коллективе.
Собрание проводится без доклада, в форме откровенного обмена мнениями. Важно не допустить пустословия, заорганизованности. Опыт передовых воинских частей показывает, что в решение собрания целесообразно включать “клятвенное” заверение о том, что каждый член воинского коллектива будет строго соблюдать уставные нормы взаимоотношений, крепить дружбу и войсковое товарищество, умножать боевые традиции подразделения. Решение обязательно принимается голосованием, но без принуждения. Собранию могут предшествовать показ кинофильмов о дружбе и войсковом товариществе, передачи радиоузла, тематическое информирование, обсуждение статей опубликованных в окружной газете.
4. Проводятся собрания офицеров в воинских частях с повесткой дня “Высокая требовательность к подчиненным, педагогический такт, забота о людях, личный пример во всем – важнейшие качества офицера”. Действенность этих собраний в значительной мере зависит от тщательности их подготовки, делового, откровенного обсуждения вопросов. Хорошую эмоциональную окраску собранию придает обсуждение конкретных пунктов принимаемого решения. В них формируются обязательства высоко нести честь и достоинство российского офицера, повседневно соблюдать равные и ровные отношения, проявлять заботу о быте и отдыхе подчиненных, быть образцом в исполнении обязанностей военной службы, показывать личный пример в поддержании уставных взаимоотношений в подразделении. В батальонах проводятся занятия с сержантами, старшинами, активом по вопросу “Как сплотить воинский коллектив”. Особое внимание в этот период обращается на обеспечение личного примера командиров всех степеней, единства слова и дела, завоевание доверия подчиненных. Каждый офицер должен искать конкретные пути оказания помощи подчиненным в процессе учебы, службы, организации быта и досуга военнослужащих.
5. Командирам и их заместителям по воспитательной работе важно иметь в виду, что в начале службы у военнослужащих активно складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы между военнослужащими различных национальностей, создания условий, способствующих овладению русской речью, целесообразно равномерно укомплектовать все подразделения солдатами (матросами) и сержантами (старшинами), призванными из разных республик, областей и краев. Важно также анализировать, кто из земляков служит в данной воинской части, на чем основываются их контакты. Посредством индивидуальной работы с каждым военнослужащим намечаются меры к ослаблению замкнутой формы общения в таких группах. Если проделанная работа не дает эффекта, то, в крайнем случае, военнослужащие переводятся в разные подразделения. В ходе индивидуальной воспитательной работы выясняется степень владения русским языком воинами нерусской национальности, оказывается индивидуальная помощь в овладении русской разговорной речью.
6. Офицеры сосредоточивают свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на основе землячества, национальностей. Желательно выявить направленность таких микрогрупп. Особое внимание обращается на использование положительных обычаев, традиций, нравов в деле укрепления нравственного климата в подразделении. В то же время офицеры сосредоточивают усилия на нейтрализации отрицательных микрогрупп, сложившихся из числа военнослужащих одного призыва или на другой основе. Командиры и их заместители по воспитательной работе добиваются, чтобы отношения военнослужащих, складывающиеся по “вертикали”, были основаны на уставных требованиях порядка подчиненности, внутриколлективные связи “по горизонтали” – на боевом товариществе, взаимопомощи, здоровом соперничестве.
7. Как показывает опыт, на формирование коллектива положительное влияние оказывает торжественное вручение оружия и боевой техники. При их передаче командир подразделения рассказывает военнослужащим прибывшего пополнения о достоинствах прежнего экипажа, успехах личного состава в стрельбе, вождении, обнаружении целей и т.д. При первом самостоятельном заступлении на боевое дежурство (боевую службу) от имени командования им вручаются памятные письма. В это время очень важно поощрять военнослужащих, прежде всего, за успехи в боевой подготовке, за выполнение задач внутренней и караульной служб. Не увлекаться “объявлением благодарностей” за хозяйственные работы или спортивные достижения.
V. НА ЭТАПЕ АКТИВНОГО ОВЛАДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ БОЕВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ И УПРОЧЕНИЯ ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
1. Главные усилия сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата во всех без исключения воинских коллективах и повседневном формировании прочных и устойчивых уставных взаимоотношений между военнослужащими. В июле (январе) все инстанции от военного округа до воинской части строят свою работу так, чтобы каждое подразделение было глубоко изучено и находилось под непрерывным влиянием. При анализе дисциплины за месяц командир воинской части дает оценку уставным взаимоотношениям в каждом ротном коллективе.
2. В июле (январе) непременно организуются систематические посещения командирами, заместителями по воспитательной работе, офицерами управления, начальниками служб полка (корабля 1 ранга) подразделений в разное время суток для проведения бесед, индивидуальной воспитательной работы, оказания помощи в налаживании быта и нормальных условий жизнедеятельности военнослужащих. Цель посещений – изучение положения дел, анализ информации о том, как складывается коллектив, взаимоотношения в нем.
О наличии элементов неуставных взаимоотношений чаще всего свидетельствуют такие, например, признаки:
- неряшливый внешний вид военнослужащих первого периода службы (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных предметов военной одежды)-
- пассивность общения, замкнутость, уединение военнослужащих прибывшего пополнения во время для личных потребностей, в праздничные и выходные дни-
- выполнение военнослужащими прибывшего пополнения наиболее тяжелых и трудоемких хозяйственных работ, в том числе и во время для личных потребностей, стирка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды, когда все заняты в культурно-массовых и спортивных мероприятиях-
- “добровольное” размещение на неудобных местах при просмотре кинофильмов или телепередач (или просмотр их стоя)-
- общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с критикой в адрес солдат более ранних призывов, отсутствие желания идти в увольнение или культпоход-
- попытка сокрытия различного рода травм, в том числе и при медицинском осмотре, и др.
Очень важно своевременно выявить также “лидеров” в подразделении, их направленность. Для “лидера” с отрицательной направленностью наиболее характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии. В целях обеспечения своего влияния он чаще всего использует насилие или угрозу применения его. Обычно “лидер” обладает ложным авторитетом “бывалого парня”, “спортсмена”, “знатока современной западной музыки” и т.п. В его поведении ярко проявляются развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. Уже с первых дней службы такие люди склонны к недисциплинированности, неисполнительности, пререканиям. В выявлении подобных “лидеров” используются индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за поведением военнослужащих, анализ их взаимоотношений.
После выявления лиц, склонных к насаждению неуставных взаимоотношений, необходимо предупредить их в личной беседе. Если это не поможет, развенчать в глазах общественности, необходимо заслушать их на собрании личного состава подразделения. Если требует обстановка, привлечь юристов.
3. В конце июля (января) на служебном совещании обсуждаются вопросы сплочения воинских коллективов, намечаются конкретные меры по оказанию помощи командирам подразделений. На совещании ставятся задачи по устранению выявленных недостатков в налаживании уставных взаимоотношений между военнослужащими. Проводятся собрания с прапорщиками (мичманами), при этом дается оценка вклада каждого из них в решение задач сплочения воинского коллектива. В решении собрания записывается обязательство об активном участии прапорщиков (мичманов) в поддержании уставного порядка в подразделениях. Решение обязательно принимается голосованием.
4. В сплочении воинских коллективов офицеры подразделений опираются на опытных и безупречно дисциплинированных военнослужащих последних периодов службы, дают им поручения, которые требуют проявления самостоятельности, творчества, ответственности и их служебного опыта. Вместе с тем необходимо не допускать послаблений для военнослужащих второго года службы. Предъявлять одинаковые требования во всем – в большом и малом. Развенчивать мнения, будто бы распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядок несения службы, построения становятся для увольняемых в запас необязательными. Следует усилить контроль за солдатами (матросами) четвертого периода службы, назначаемыми в различные команды, группы, связанные с выполнением хозяйственных работ. Крайне нежелательно в психологическом плане, чтобы военнослужащие последних периодов службы отвлекались от боевой учебы на различного рода хозяйственные работы.
5. Особое внимание командиры батальонов и рот, их заместители по воспитательной работе обращают на активизацию деятельности сержантов (старшин) в борьбе с нарушениями уставных правил взаимоотношений, обеспечение их личной примерности. В августе (феврале) организуется заслушивание сержантов (старшин) на собраниях сержантов (старшин) о делах в своем подразделении, обеспечении их личной примерности как младших командиров. Обращается внимание на состояние взаимоотношений между военнослужащими.
Сержантам (старшинам) даются советы, как поступить в конкретной ситуации, какие воспитательные меры принять к тому или иному солдату (матросу). Каждый случай неправильных действий младшего командира должен подвергаться критической оценке и детальному разбору на совещании сержантов (старшин). При этом необходимо постоянно держать в поле зрения становление младших командиров второго периода службы, оказывать им помощь в освоении служебных обязанностей. Действия солдат (матросов) третьего и четвёртого периодов службы, направленные на подрыв авторитета сержантов (старшин), должны в любом случае решительно пресекаться. Подобные факты подвергаются всестороннему оперативному анализу. Они служат пищей для размышлений и сигналом для незамедлительного принятия мер. При этом следует помнить, что неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глумления и издевательства замалчиваются не только их исполнителями, но и потерпевшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и правильно отреагировать на него - значит не допустить преступления или грубого нарушения дисциплины.
6. Индивидуальная профилактическая работа с каждым военнослужащим дополняется комплексом мероприятий воспитательного характера. В августе (феврале) могут проводиться общие собрания личного состава в ротах с повесткой дня “Служебная карточка – страница твоей биографии”. В ходе собраний дается анализ и оценка служебной деятельности военнослужащих третьего и четвёртого периодов службы. В решении собрания дается характеристика каждому из военнослужащих, подчеркивается, с кого нужно брать пример, а также отмечаются те, кто проявляет недисциплинированность, халатность в службе. Обеспечивается активное участие в этих собраниях военнослужащих первого и второго периодов службы, обязательно предусматриваются их выступления. На служебных совещаниях практикуется заслушивание офицеров ротного и батальонного звена о их работе по сплочению воинских коллективов, подводятся итоги проводимой работы по сплочению воинского коллектива, анализируются положительные и негативные примеры из внутриколлективной жизни подразделения. В ряде мест солдатам (матросам) и сержантам (старшинам) от имени Военного совета округа (флота) вручается именная памятка, в которой обращается внимание на вопросы службы, поддержание уставного порядка в подразделении, соблюдение требований безопасности.
Эффективными средствами являются тематические вечера, посвященные лучшим сержантам (старшинам), встречи с ветеранами воинской части, чествование лучших специалистов, диспуты на темы: “О дружбе мнимой и настоящей”, “Каким должен быть настоящий друг”.
Предмет заботы офицеров – обеспечение примерности военнослужащих второго года службы в воинской дисциплине, в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб, повышение их роли в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинских коллективов, их участие в общественной и спортивно-массовой работе. При подведении итогов боевой подготовки анализ взаимоотношений в воинских коллективах проводится: в полку – ежемесячно за каждую роту- в батальоне – еженедельно за каждый взвод- в роте – ежедневно за каждого военнослужащего.
7. Командиры и их заместители по воспитательной работе обращают внимание на тщательное изучение обстановки и контроль за поведением личного состава за 100 дней до приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы по призыву, а также в день его опубликования. В эти дни обычно усиливается вероятность проявления негативных ритуалов и традиций в воинских коллективах. Воспитательная работа в подразделении нацеливается на предупреждение подобных фактов. В этих целях активно используются занятия по общественно-государственной подготовке, информирования военнослужащих. Усиливается акцент на воинском и нравственном воспитании личного состава. В этот период в ротах проводятся беседы “О достоинстве военнослужащего России”, тематические вечера “Наша рота – единая боевая семья”, дни боевых традиций, организуется обмен опытом передовых военнослужащих и т.д.
8. Перед объявлением приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы по призыву, командиры и их заместители по воспитательной работе усиливают контроль за поведением личного состава. Одновременно проводятся индивидуальные беседы с солдатами (матросами) первого года службы об их активном противодействии возможным антиуставным ритуалам. За 15 - 20 дней до объявления приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы по призыву, на общих собраниях личного состава подразделения организуется заслушивание военнослужащих четвертого периода службы об их личной дисциплине, отношении к товарищам, к выполнению требований воинских уставов, обязанностей по службе. Командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе строго предупреждают военнослужащих четвертого периода службы, склонных к нарушениям воинской дисциплины, о недопустимости таких фактов, как самовольная зачитка "приказа" об увольнении в запас, "перевод" солдат (матросов) из одного периода службы в другой и т. д.
В целях правовой профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими активно используются вечера вопросов и ответов с участием военных юристов. Зачитываются письма солдат (матросов), уволившихся в запас. Готовятся специальные плакаты, на которых помещаются письма бывших военнослужащих, отбывающих срок заключения за преступления, связанные с глумлениями и издевательствами, письма матерей заключенных солдат к командиру воинской части. Выпускаются фотолистовки, раскрывающие последствия хулиганских действий отдельных недисциплинированных солдат (матросов).
Этот опыт может быть успешно реализован только при строгом соблюдении определенных условий: всестороннем учете решаемых задач подразделением (воинской частью), правильном распределении военнослужащих прибывшего пополнения по подразделениям, знании офицерами особенностей военнослужащих различных периодов службы и национальной психологии, тщательной подготовке проводимых мероприятий с обязательным продумыванием их эмоциональной стороны, стопроцентным участием в них личного состава, повседневной целенаправленной индивидуальной воспитательной работе с каждым военнослужащим.
Методика предполагает систематическое повторение всех предусмотренных мероприятий в каждом периоде обучения по месяцам при работе с личным составом в дальнейшем, но с учетом изменений, происшедших в воинских коллективах. Применение рекомендаций должно быть творческим, продуманным в деятельности каждого офицера. Работа по целенаправленной профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими должна органически сочетаться с оптимальной организацией боевой подготовки, воспитательной работы, постоянной диагностикой складывающихся отношений в воинских коллективах, формированием уставных взаимоотношений и беспощадной борьбой с носителями нездоровых традиций в подразделениях.
Поделиться в соцсетях:
Похожие