Гигиенические требования к санитарному благоустройству и инженерному оборудованию населенных мест различного типа
Гигиеническое значение организации улично-дорожной сети. Организация улично-дорожной сети в населенном пункте предусматривает решение комплекса сложных задач, основными из которых являются:• создание кратчайших путей движения городского транспорта и пешеходов между отдельными частями города-
• организация удаления стоков поверхностных вод-
• размещение инженерных сетей и коммуникаций-
• обеспечение нормального проветривания или защиты от ветра (в зависимости от климатических условий).
Одной из наиболее сложных является транспортная проблема. В городах используют различные виды массового уличного транспорта: троллейбусный, автобусный, трамвайный, такси. В крупнейших городах огромного значения приобрел метрополитен.
Другая, не менее важная задача — организация пешеходного движения. При интенсивном движении транспорта пешеходам стало опасно находиться на улицах города, прежде всего с гигиенической точки зрения. Поэтому выдвинута и решается новая градостроительная проблема — разделение транспортного и пешеходного движения, организация изолированных от транспорта, хорошо озелененных пешеходных улиц прогулочного, торгового и культурного назначения.
Проектируя или реконструируя города, необходимо также учитывать гигиенические требования к защите населения от уличного шума, выхлопных газов автотранспорта, улучшению условий микроклимата и инсоляции застройки.
Удобное обслуживание населения городским транспортом и создание благоприятных условий для проживания вблизи улиц могут быть достигнуты при строгой дифференциации улиц по назначению и видам транспорта и при выполнении требований к улицам различных категорий (рис. 141).
Рис. 141. Основные категории магистральных улиц и дорог в плане города: 1 — скоростная загородная дорога- 2 — городские скоростные дороги- 3 — магистрали общегородского значения- 4 — магистрали районного значения
застройки (рис. 142).
Рис. 142. Поперечные профили магистральных улиц безрельсового транспорта (схема)
Скоростные дороги и дороги грузового движения следует размещать за селитебной зоной на территориях СЗЗ, на неудобных для жилой застройки почвах (овраги, тальвеги). На селитебных территориях допускается устраивать скоростные дороги при соответствующем технико-экономическом обосновании в выемках, тоннелях, на эстакадах, если скоростной транспорт полностью изолирован от пешеходов и местного движения и соблюдены нормы допустимого уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях. Минимальное расстояние от края проезжей части скоростных дорог и путей грузового движения до линии жилой застройки должно быть 50 м. Разрывы до территории жилой застройки зависят от прогнозируемых расчетов уровня шума.
Ширину улиц устанавливают в зависимости от категории и интенсивности движения транспорта и пешеходов по улице, типа застройки и рельефа местности, требований защиты населения от шума, пыли и выхлопных газов автомобилей, способа отведения ливневых и талых вод, локализации подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и т. д.
Шириной улицы считается расстояние между противоположными красными линиями. Жилые дома следует располагать, отступив от красной линии, до так называемой линии регулирования застройки. Величина этого отступа зависит от категории улицы и должна быть не менее 6 м на магистральных улицах и не менее 3 м на жилых. Следует помнить, что приведенные минимальные размеры отступа от красной линии на улицах с интенсивным движением общественного транспорта не могут обеспечить допустимые уровни шума в жилых и общественных зданиях. Поэтому во время застройки магистральных улиц необходимы дополнительные мероприятия для нормализации шумового режима.
Большое гигиеническое значение имеет благоустройство улиц (рациональное покрытие, создание продольных и поперечных уклонов, обеспечение водостока, озеленение). Наилучшими гигиеническими качествами обладают покрытия из асфальтобетона и асфальта. Их поверхность не имеет швов, такие улицы легко убирать, они относительно бесшумны.
Улицы служат природным стоком для атмосферных и талых вод при условии, что их вертикальная планировка обеспечивает поперечные уклоны для стока с проезжей части в пределах от 1 до 3%, а продольные уклоны составляют в среднем 2—3%.
Озеленение улиц предусматривает защиту населения от пыли и выхлопных газов автотранспорта, а также снижение уровней шума на участках территории жилой застройки, прилегающих к улице. Для защиты территории от шума ширина зеленой полосы должна составлять не менее 10 м. На ней в обязательном порядке высаживают деревья с густой кроной и кустарники.
При проведении гигиенической экспертизы необходимо оценивать проектирование сети общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения. Общественный транспорт для городов с населением свыше 250 тыс. организуют на основании комплексных схем развития всех видов городского пассажирского транспорта.
Длина пешеходных переходов к ближайшей остановке общественного пассажирского транспорта не должна превышать 500 м- в районах индивидуальной усадебной застройки — 800 м- в производственных и коммунально-складских зонах — 400 м от проходной предприятий- в зонах массового отдыха и спорта — 800 м от главного входа.
В условиях высокой автомобилизации обеспеченность населения транспортом составляет 150—180 легковых автомобилей на 1000 жителей. Поэтому необходимо обращать внимание на сооружения и предприятии для хранения и обслуживания транспортных средств. В жилых районах должно быть обеспечено постоянное хранение всех автомобилей (100%), принадлежащих жителям этих районов, временное хранение автомобилей посетителей (до 10% от расчетного парка автомобилей, принадлежащих жителям данного района). Гаражи и автостоянки индивидуальных автомобилей следует оборудовать главным образом на периферии жилых районов и на междумагистральных территориях или в их пределах на участках, отдаленных от мест, предназначенных для игр детей и отдыха населения.
Наземные и комбинированные (наземно-подземные) гаражи и автостоянки легковых автомобилей должны находиться на определенном расстоянии от жилых и общественных зданий (табл. 143).
К инженерному оборудованию при планировке и застройке населенных мест причисляют сети водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, связи, радиовещания, телевидения.
Решение задач водоснабжения и водоотведения в проектах планировки и застройки должно обеспечить:
• оценку условий водоснабжения и водоотведения как элементов комплексной оценки условий развития городов-
• определение мощности систем для проектируемого состава водопользователей-
ТАБЛИЦА 143 Расстояние от гаражей и открытых автостоянок до жилых и общественных зданий в зависимости от количества легковых автомобилей, м
* Определяют по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
** Дня зданий гаражей Ш—ГУ степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее 12 м.
• разработку принципиальных схем, согласованных с планировочной структурой, функциональным зонированием и требованиями охраны окружающей среды.
Производительность систем водоснабжения и водоотведения устанавливают в зависимости от наибольшего водопользования (водоотведения) населением данной территории. Нормы хозяйственно-питьевого водопользования приведены в разделе I.
Водозаборы из поверхностных источников хозяйственно-питьевых водопроводов следует предусматривать выше выпусков сточных вод населенных пунктов, а также стоянок судов, товарно-транспортных баз и складов в районах, обеспечивающих организацию зон санитарной охраны.
Места выпуска сточных вод должны быть расположены ниже по течению реки от границы населенного пункта и от всех мест его водопользования.
Площадь территории для станции водопровода и очистки сточных вод необходимо определять согласно государственным строительным нормам "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в зависимости от производительности сооружений.
Зоны санитарной охраны на водопроводах хозяйственно-питьевого назначения в проектах планирования должны предусматриваться согласно требованиям государственных строительных норм "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (см. раздел I).
Важное санитарное значение имеет размещение на улицах подземных сооружений и коммуникаций: водопровода, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, трубопроводов теплофикации, газоснабжения и пр. (рис. 143). Если такие правила (табл. 144) не будут соблюдены, то в случае аварии может возникнуть чрезвычайная ситуация (загрязнение воды в водопроводных трубах, проникновение газа в жилище, гибель зеленых насаждений и др.).
Рис. 143. Схема расположения подземных сооружений улицы
ТАБЛИЦА 144 Размещение подземных коммуникаций трубопроводов
Благоустройство и инженерное оборудование сельских населенных мест
Большую роль в улучшении условий жизни сельского населения играют благоустройство и инженерное оборудование сельского поселения, улучшение его водоснабжения, водоотведения и очистки от твердых отходов.
Работы по мелиорации территории и вертикальной планировке сельского населенного пункта включают борьбу с затоплением и подтоплением территорий, снижение уровня грунтовых вод, регулирование водотоков, осушение пойменных мест и устройство открытого дренирования. Все эти мероприятия улучшают санитарное состояние территории, зданий и сооружений.
Вопрос об инженерном оборудовании сельских населенных пунктов следует решать комплексно для селитебной и производственной зон с учетом очередности строительства и соблюдением нормативов.
При проектировании, а также реконструкции сельского населенного пункта решаются задачи снабжения населения водой. Она должна отвечать гигиеническим нормам, независимо от того, строится ли сельский водопровод или используется сооружение местного водоснабжения.
В проекте планировки должны быть указаны источники водоснабжения, а также вариант размещения сооружений и прокладывания инженерных сетей. Выбор способов обработки воды, состав и расположение основных сооружений, а также очередность строительства этих объектов зависят от оценки санитарной ситуации в населенном пункте и принятой в проекте системы застройки селитебной зоны (этажность домов, размеры приусадебных участков, протяженность уличной сети и пр.).
При решении вопроса канализации сельского населенного пункта следует в первую очередь предусмотреть возможность и технико-экономическую целесообразность объединения ее с системой города или поселка, а также промышленного предприятия, которые могут прилегать к населенному пункту.
Рекомендации по канализованию сельских населенных пунктов содержат обычно две очереди в осуществлении этого вида благоустройства: на первой очереди строительства предусмотрено сооружение местных систем, на второй — развитие централизованных систем канализации с соответствующими очистными сооружениями. Очистные сооружения малой канализации выбирают в зависимости от количества поступающих сточных вод. Канализационные выпуски из зданий к местным очистным сооружениям малой канализации необходимо проектировать с учетом дальнейшего их использования в процессе функционирования централизованной системы канализации.
Систему и способы очистки сточных вод выбирают в соответствии с местными условиями: санитарной характеристикой водоема в местах возможного выпуска сточных вод, наличием земельных участков, характером почвы и т. д.
Санитарная очистка сельских населенных мест должна отвечать тем же требованиям, что и в условиях города. Однако необходимо учитывать также особенности, как более тесный, чем в городе, контакт населения с почвой- отсутствие необходимости вывозить отбросы из усадеб- использование пищевых отходов для откорма домашних животных и т. д. Все это заслуживает внимания, так как повышает опасность заражения зоонозами. Поэтому санитарное состояние хозяйственного двора, способ складирования навоза, содержание дворовых уборных и пр. должны быть предметом санитарного просвещения населения.
Современное село, построенное заново или реконструированное, имеет много новшеств, однако остаются неизменными приусадебная застройка, близость к сельскохозяйственным угодьям, что значительно облегчает решение задач санитарной очистки.
Поделиться в соцсетях:
Похожие