Кризис трех лет
Видео: Кризис 3 лет: как мы это пережили
Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во «взрыве» прежней социальной ситуации развития. Д. Б. Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому «взрыву» [12].Вначале предметное действие ребенка было «мое», но такое же, какое выполнял и взрослый. Затем ребенок «увидел» за вещью человека, а за своими действиями — действия взрослого, что, в частности, выражается в назывании ребенком себя чужими именами. Это в свою очередь влечет за собой выделение своего Я. Основное новообразование — появление у ребенка «Я сам», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации «мы» [12]. Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.
1. Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным) в конкретную ситуацию, легко ребенком выполняется.
2. Упрямство — реакция не на предложение, а на свое собственное решение.
3. Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.
Перечисленные симптомы «вращаются» вокруг выделения ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации — с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми [12].
Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает характер тенденции к самостоятельности- стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах «я сам» и проявляется не только в отделении себя от своих действий, но и к отделению себя от взрослого [12].
Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «я хочу».
Тенденции к немедленному осуществлению действий с предметами в раннем детстве связаны с расширяющейся активностью и безудержной исследовательской деятельностью. Многократное несовпадение тенденций к действию с реально проводимыми ребенком действиями приводит к выделению этих тенденций, к превращению их в собственные желания ребенка, могущие не совпадать с желаниями взрослого. Возникновение личных (собственных) желаний перестраивает действие, превращая его в волевое. На этой основе открывается возможность для соподчинения желаний, а, следовательно, и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для широкого развития в дошкольном возрасте творческих типов деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его реализации [12].
На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются [12].
Л. И. Божович отмечала, что в период кризиса трех лет наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и* определяет противоречивость его поведения [2].
Таким образом, раздвоение, расщепление личности может иметь свой источник уже в конце раннего детства, и игнорирование этого факта грозит в последующих возрастах усилением разрыва между знанием норм и правил поведения и непосредственным желанием их выполнять. А это, в свою очередь, может в дальнейшем отрицательно сказаться на нравственном развитии ребенка и гармониче ском строении его личности [2].
Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде «системы Я». В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности [1].
Контрольные вопросы и задания
1. В чем Д. Б. Эльконин и П. Я. Гальперин видели принципиальное отличие орудийных операций у человека (на примере раннего возраста) от употребления вспомогательных средств приматами? [3, 12].
2. В чем принципиальное отличие, по Д. Б. Эльконину, формирования предметных действий от формирования функциональных и результативных? [12].
3. Какую роль играет активная речь ребенка и процесс сотрудничества со взрослым в овладении предметным действием? [5, 8, 12].
4. Проследите по книге Н. А. Менчинской, в чем появляется обобщенное знание о себе у детей раннего возраста. Проиллюстрируйте это конкретными примерами из книги [6].
5. В чем сущность внутренних конфликтов, возникающих у трехлетнего ребенка? Как они проявляются в эмоциональной сфере? [!, 2].
6. Как проявляется развитие произвольности в раннем возрасте? [10].
7. Каковы средства формирования воображения ребенка раннего возраста в традиционных формах взаимодействия «ребенок - взрослый»? [9].
8. Дайте характеристику личностных новообразований, возникающих у детей в период кризиса трех лет [1,2, 4,12].
Дайте определения следующих понятий
> Ситуативно-деловая форма общения.
> Предметная деятельность.
> Разделенное действие.
> Замещение.
> Автономная речь.
> Ориентировочные действия-
> Наглядно-действенное мышление.
> Наглядно-образное мышление.
> Знаковая функция.
> Мнимое действие.
> Система Я.
Поделиться в соцсетях:
Похожие