lovmedgu.ru

Дислексия у детей с зпр

Термин ДИСЛЕКСИЯ – это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете, эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий. Обычно, когда люди слышат слово дислексия , они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии .

В настоящее время существует несколько разных определений этого термина. В России используются два подхода к определению дислексии.

Один из них — педагогический . Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии. «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения. обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

дислексия у детей с зпр

Другой подход — клинико-психологический . Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого ) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами. что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют еще неспецифическими или вторичными нарушениями чтения .

Дислектический синдром проявляется в широком разнообразии симптомов . Если у вас или ваших детей проблемы с чтением, математикой, подчерком, орфографией, ориентацией в пространстве и во времени, координацией движений и моторными навыками, вам следует обратиться за консультацией к специалисту.

В соответствии с традициями англо-американской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме и в математике.

В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. дискалькулия и т. д.

Разберемся с определениями некоторых терминов имеющих отношение к ДИСЛЕКСИИ.

Дисграфия: форма дислексии, при которой основные трудности связаны с письмом, проявляющиеся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии — в усвоении грамматики родного языка. У людей с дисграфиеи имеются проблемы с чистописанием.

Аграфия: Неспособность манипулировать пишущим инструментом или выражать мысли в письменном виде. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Человек с аграфией может иметь развитую речь, но не может писать.

Дискалькулия: форма дислексии, при которой основные трудности связаны с неспособностью выполнять арифметические действия. Это нарушение навыка счета. Проявляется она в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток .

Симптомы дислексии и дискалькулии могут проявляться у одного и того же человека. Как и дислектики, дискалькулики часто вырабатывают такие спасительные стратегии, как механическая зубрежка, использование помощи других людей, и конечно карманный калькулятор. Дискалькулии нередко сопутствуют трудности в определении времени. пользовании календарем, а так же с планированием собственного времени.

дислексия у детей с зпр

Наряду с Программой по коррекции дислексии по системе ДейвисаR , наставники-методисты проходят также подготовку для индивидуальной интенсивной Программы ДейвисаR по овладению математикой , которую мы предлагаем ученикам дискалькуликам.

Акалькули я : неспособность развить математические навыки. Непонимание разрядного строения чисел, трудностями в самих счетных операциях, невозможность различить арифметические знаки, путаница в цифрах.

Диспраксия: моторные трудности, которые могут повлиять на движения тела. Ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений. Многие здоровые дети проходят через стадию неуклюжести, но большинство перерастают ее. У детей с диспраксией тенденция к неловкости сохраняется и приносит неудачи в каждодневной жизни. Диспраксия может носить другие названия: синдром неуклюжего ребенка, расстройство координации, минимальная дисфункция мозга (МДМ), двигательные трудности, трудности с моторными навыками.

СДВ: Синдром Дефицита Внимания и СДВГ: Синдром Дефицита Внимания с гиперактивностью— также называется ADD или ADHD — дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации, нарушениями обучения, памяти. внимания, повышенной отвлекаемостью и / или гиперактивностью и импульсивным поведением. СДВ/СДВГ не является психическим заболеванием. Симптомы могут продолжаться в подростковом возрасте, что может привести к ухудшению успеваемости в школе, не выполнению домашних работ, нарушению социальных отношений с одноклассниками и учителями, и общее ощущение своей неполноценности и низкой самооценки.

Гиперактивность: состояние, которое может сопровождать синдром дефицита внимания, при котором человек ведет себя совершенно неугомонным образом, совершает много движений и не может усидеть спокойно. Характеризуется неусидчивостью, множеством лишних движений, недостаточной целенаправленностью и импульсивностью поступков, повышенной возбудимостью в сочетании с нарушением всех параметров внимания (концентрация, объем распределения, устойчивость). Стержнем синдрома (главным признаком) является болезненно повышенная двигательная активность, затрудняющая адаптацию ребенка в любом коллективе.

ЗПР . задержка психического развития (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют нарушение внимания . его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря.

Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер. Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.

Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) разного патогенеза, как правило, при обучении чтению наблюдается дислексия.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов

Стр. 28

Дислексия и задержка психического развития.

У детей с задержкой психического развития разного патогенеза, как правило, при обучении чтению наблюдаются дислексии. Так, Ингрэм в своей работе устанавливает корреляции между нарушениями чтения и задержкой развития. Автор отмечает у детей с дислексиями отставание речевого развития не менее чем на два года, по сравнению с нормальными детьми. У этих детей в процессе речевого развития наблюдается позднее появление звуков речи, замедленный темп развития экспрессивной речи. В процессе чтения дети с большим трудом соотносят звуки речи с письменными символами (буквами), смешивают буквы, графически сходные, переставляют звуки при чтении слогов и слов. Специфические расстройства письменной речи автор связывает с задержкой развития различных психических функций, с речеслуховыми и оптико-пространственными затруднениями.

В. А. Ковшиков и Ю. Г. Демьянов, исследуя детей с задержкой психического развития, отмечают также у этих детей комплекс речевых нарушений, в том числе и нарушения чтения, а также трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой. В процессе чтения дети ошибочно прочитывали сложные по структуре слоги и слова, путали сходные по начертанию буквы.

Разнообразные нарушения чтения у этих детей, по мнению авторов, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных (Сукцессивно - последовательно симультанно - одновременно. ) процессов.

Дислексия и аффективные нарушения.

При дислексии часто отмечаются и различные аффективные нарушения (М. Рудинеско, М. Трела, Ж, Обри, В. Хальгрен и др.). При этом по отношению к дислексиям различают первичные и вторичные аффективные нарушения. В одних случаях аффективные нарушения, являясь первичными, рассматриваются в качестве фактора, вызывающего дислексию. В других случаях аффективные нарушения возникают у ребенка в связи с его неудачами при обучении чтению. Если ребенка рассматривают как отсталого и неспособного, он начинает чувствовать себя неполноценным. Если его обвиняют в лени и безволии, он часто становится агрессивным и недисциплинированным. М. Рудинеско и М. Трела объединяют все аффективные реакции при дислексии в три типа: 1) чувство неполноценности, 2) чувство тревоги, страха, неуверенности, 3) негативные реакции, сопровождаемые агрессивностью, гневом, резкостью.

дислексия у детей с зпр

Сборник упражнений по развитию и коррекции навыка чтения у детей с ЗПР. Предназначен для учителей-логопедов,дефектологов,родителей.Надеюсь мой сборник поможет в работе специалистам работающим с данной категорией детей .

Сборник упражнений

по развитию и коррекции

навыка чтения у детей с ЗПР

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Палецкая средняя общеобразовательная школа

с. Палецкое,2014

Введение

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.

Рассматривается классификация видов дислексий у детей с ЗПР, причины возникновения. Рассматривается группа ошибок, допускаемых обучающимися с ЗПР при чтении.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер. Использование иллюстративного материала, созданного автором, поможет внести оживление в сложный процесс чтения.

Данный сборник составлен для оказания помощи учащимся с ЗПР первой ступени обучения, испытывающим затруднения в чтении. В сборник включены игры и задания, способствующие коррекции несовершенного навыка чтения. В приложении дана методика «Незаконченные предложения» . помогающая выявить проблемные зоны в системе отношений ученика к чтению.

Формирование навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития (Коррекция дислексии у детей с ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием. Обучение чтению ведет к формированию навыка чтения, формирование которого идет одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире.

Проблема нарушения чтения у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Над данной проблемой работали и работают многие авторы, такие как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др. А исследователи Г.А. Власова, М.С. Певзнер, Т.В. Егоров, В.И. Лубовский, Е.В. Мальцева, В.И. Насонова, Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, и другие отмечают, что учащиеся с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения.

Распространённость нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. В отечественных исследованиях по данным А.Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7-8 летнего возраста. Эти цифры значительно возрастают, если речь идет о детях с задержкой психического развития. Например, как указывает Р.И. Лалаева, трудности в овладении навыками чтения наблюдаются у 62% детей с ЗПР.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в преодолении у детей трудностей в овладении навыком чтения. По данным многих исследователей, например, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой и др. при выявлении дислексии 1-2-м классе чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 3-м классе это происходит в 46%, в 4-м - 42%, в 5-7-м классе - в 10 - 15% случаев. Таким образом, чем позже обнаруживаются нарушения чтения, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. То есть коррекция дислексии наиболее успешна при раннем её начале.

Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. Если нужной Вам работы не оказалось - ее можно заказать

В целом, актуальность темы исследования обусловлена многими факторами, и в частности такими, как:

– большая распространенность среди учащихся младших классов с ЗПР нарушений овладения чтением и дальнейшее их перерастание в стойкие дислексии

– многообразие причин возникновения и сложность механизмов дислексии у детей с задержкой психического развития, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (психологов, педагогов, логопедов, нейропсихологов, клиницистов)

– необходимость организации своевременной диагностики трудностей овладения чтением и эффективной профилактики и коррекции дислексии.

Объектом исследования является процесс овладения навыками чтения младшими школьниками с задержкой психического развития.

Предметом исследования является система работы по формированию навыка чтения у детей с ЗПР в условиях школьного образовательного учреждения.

Целью исследования является преодоление нарушений чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать и обобщить литературные данные по проблеме исследования

2) выявить своеобразие процесса овладения чтением учащимися 2 класса с ЗПР, а именно сформированность у них таких характеристик чтения, как способ, правильность и понимание прочитанного

3) определить причины трудностей овладения чтением учащимися с задержкой психического развития на основании экспериментального изучения речевых и неречевых психических функций, участвующих в образовании навыка чтения

4) провести сравнительный анализ полученных результатов у учащихся экспериментальной и контрольной групп

5) определить эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление нарушений чтения у младших школьников с ЗПР на основании сравнения полученных результатов, отражающих состояние навыка чтения у младших школьников с ЗПР до формирующего эксперимента и после него.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение за учащимися психологические тесты констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты сравнительный анализ результатов количественный и качественный анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: у учащихся с задержкой психического развития часто отмечается качественно неоднородная несформированность неречевых и речевых психических функций, обеспечивающие процесс чтения в норме. Характер соотношения этих нарушений приводит к возникновению различной структуры нарушений чтения у детей с аномалиями психического развития.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (superinf.ru ) обязательна.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Дислексия у детей с зпр