lovmedgu.ru

Проект помощи детям из неблагополучных семей

Проект помощи детям из неблагополучных семей

Поиск

Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирущими факторами развития детей.

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.

В пособии содержится практический материал по изучению проблем семьи, определению модели социально-психологической помощи семье, алгоритма взаимодействия с семьёй, а также рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей. Представлены примерный план работы с семьёй, оказавшейся в социально-опасном положении, актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.

Будет представлять интерес для педагогов-психологов и социальных педагогов программа совместной деятельности педагогического коллектива школы с дошкольными учреждениями из опыта работы средней школы №39 г. Витебска. Одной из эффективных форм работы с семьёй является родительский клуб. В методических материалах содержится программа работы и устав клуба "Погода в доме" из опыта работы средней школы №11 г. Витебска.Практические материалы, представленные в брошюре, будут полезны не только социальным педагогам, педагогам-психологам, классным руководителям, а также заместителям директоров школ по воспитательной работе, руководителям учреждений образования, все тем, кто организует и оказывает практическую помощь семье.

Алгоритм изучения семьи

Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:

  • состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.)
  • жилищно-бытовые условия
  • материальная обеспеченность
  • воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
  • Характер взаимоотношений в семье:

  • между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.)
  • между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность)
  • позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная "кумир семьи" объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону предоставлен самому себе, никто им не интересуется запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями находится на положении Золушки).
  • Положение ребёнка в семье:

    проект помощи детям из неблагополучных семей
  • Я нужен и любим и люблю вас тоже
  • Я нужен и любим, вы существуете ради меня
  • Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам
  • Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
  • Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.

    Отношение ребёнка к родителям:

  • дорожит семейными отношениями
  • родители авторитетны
  • относится пренебрежительно
  • остро переживает драму
  • тяготеет к одному из членов семьи.
  • Рекомендуем выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д. низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т.д.).

    Приложение 2

    Алгоритм работы социального педагога

    с неблагополучной семьёй

    Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

    Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

    Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

    Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.

    Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.

    Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

    Седьмой этап: составление карты семьи.

    Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).

    Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

    Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

    Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

    Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

    Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

    Интересное

    Малообеспеченные семьи

    Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.

    Социализация инвалида

    Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.

    Социальная реабилитация

    Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей

    В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения[16].

    В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2005 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.

    Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

    Департамент по делам детей, женщин и семьи России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей[10].

    В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

    проект помощи детям из неблагополучных семей

    В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

    Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие)[22]. Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

    Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

    Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна[26].

    Мир "неблагополучной семьи" глазами самого ребенка

    Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

    На протяжении трех лет специалистами Психолого-медико-педагогической службы г. Люберцы Московской области проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы "социальной защиты" - детям из неблагополучных семей.

    - родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей)

    - родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие)

    - родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица

    - попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).

    Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы, а также рисунки детей.

    Одним из методов изучения семьи является "Рисунок семьи", применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых).

    На базе детского образовательного учреждения № 103 г. Люберцы Московской области было проведено обследование детей из социально-неблагополучных семей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для решения поставленной задачи была использована методика "Моя семья". (Г. Т. Хоментаускас.)

    Детям предлагалось нарисовать свою семью так, чтобы члены были чем - либо заняты. Предлагаемый материал: чистый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши и ластик. Во время рисования фиксировались последовательность изображения, спонтанные высказывания, стирания, эмоциональные реакции. При необходимости инструкция повторялась или использовалось напоминание: "То, что ты рисуешь, относится к нашей теме "Семья"?"

    После выполнения задания мы старались получить максимум дополнительной информации в ходе беседы с ребенком по следующим вопросам:

    Скажи, кто здесь нарисован.

    Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?

    Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

    Цель социально-педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию (см. приложение ).

    Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:
  • изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем
  • выявление причин возникновения у учащихся
  • проблем в обучении,
  • проблем в поведении,
  • правонарушений
  • и принятия мер по их устранению
  • оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.
  • В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.

    Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии и социальными службами города.

    Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, школьным инспектором ОДН. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете. Одна из функций социального педагога - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

    Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:

    - совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа

    - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

    Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.

    проект помощи детям из неблагополучных семей

    Взаимодействие с ЭСРЦН "Доверие" позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.

    Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

    Предоставление дважды в год и дополнительно по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.

    Подробнее расскажу о работе

    социального педагога с неблагополучными семьями.

    Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска". Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

    Факторами риска при этом являются следующие:


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Проект помощи детям из неблагополучных семей