lovmedgu.ru

Ранние признаки аутизма у детей доленко

Ранние признаки аутизма у детей доленко

’’Признаки аутизма у детей раннего возраста. Раннее вмешательство», О. В. Доленко, 2. 04. 13

Гости этой программы — основатель Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнiм» Инна Сергиенко и директор реабилитационного школы-сада «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек — пришли к доктору Комаровскому, чтобы вместе обсудить и осветить непростую тему аутизма. Почему у детей возникают такие нарушения? Почему детей с аутизмом становится больше? Какой специалист поможет распознать проблему и какие особенности в поведении малыша должны насторожить родителей?

Подписывайтесь на YouTube доктора Комаровского: https://goo.gl/WGruQw

Здоровье, болезни, лечение ребенка — https://goo.gl/nS3WJP

Доктор Комаровский — детский врач, телеведущий, автор книг о здоровье детей и здравом смысле родителей.

Признаки аутизма у детей в раннем возрасте

Особенности взаимодействия малыша, страдающего аутизмом, с близкими людьми и, в первую очередь, с мамой могут быть обнаружены даже на инстинктивном уровне. Распознать симптомы аффективного неблагополучия можно в наиболее ранних реакциях младенца, которые значимы для адаптации. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Отношение к матери

Одна из первых необходимых для адаптации форм реагирования малыша - это привыкание к рукам мамы. Как вспоминают многие мамочки аутичных детей, у них возникали проблемы с этим. Им сложно было найти взаимоудобную для матери и крохи позицию во время кормления, укачивания, при ласке, так как в руках мамы ребенку не удавалось принять комфортную, естественную позу. Он делался аморфным, будто «растекался» на руках, или же очень напряженным, неподатливым, «как столбик». Напряжение могло быть настолько велико, что после держания младенца на руках у матерей иногда «болело все тело».

Вторая форма раннего приспособительного поведения малыша - фиксация взгляда на мамином лице. В норме у ребенка очень рано возникает интерес к лицу человека, уже на первом месяце жизни кроха может проводить все время бодрствования в зрительном контакте с мамой. Общение посредством взгляда является основой для развития дальнейших форм общения. При признаках развития аутизма избегание смотреть в глаза или непродолжительный контакт отмечаются рано. Как говорят члены семьи с аутичным ребенком, взгляд малыша было сложно поймать не потому, что он его не фиксировал, а потому, что он смотрит как бы «сквозь». Но иногда они ловили на себе мимолетный, но острый детский взгляд. Благодаря экспериментальным исследованиям аутичных детей постарше, стало известно, что человеческое лицо и для аутичного ребенка - самый притягательный объект. Но он не способен надолго зафиксировать на лице свое внимание, поэтому наблюдается чередование фаз отвода глаз и быстрого взгляда.

Улыбка младенца

Нормальной приспособительной реакцией малыша также является принятие предвосхищающей позы: когда он протягивает ручонки к взрослому, если родитель наклоняется к нему. У аутичных ребят эта поза плохо выражена, что свидетельствует об отсутствии у них стремления очутиться на руках мамы, о дискомфорте от пребывания на руках.

Среди признаков благополучного аффективного развития малыша находится своевременное появление улыбки и ее адресация близкому. Все дети с аутизмом начинают улыбаться практически вовремя, но качество улыбки бывает своеобразным. Родители отмечают, что улыбка возникает не от присутствия родного человека и его обращения к крохе, а от ряда иных приятных малышу сенсорных впечатлений: музыки, тормошения, света лампы, узора на одежде матери.

У некоторых аутичных детей не возникает известный феномен «заражение улыбкой», хотя в норме он проявляется в возрасте от трех месяцев и превращается в «комплекс оживления» - первую форму коммуникативного поведения малыша. При этом он радуется при виде мамы (улыбается, гулит, повышается его двигательная активность, растет продолжительность фиксации взгляда на лице родителя) и настаивает на общении с ней, расстраивается в случае слабой реакции взрослого на его обращение. При аутизме часто наблюдается «сверхдозирование» малышом такого общения, это его быстро пресыщает, и ребенок отстраняется от мамы, которая пытается продолжить контакт.

Умение различать выражения лица

Поскольку близкие люди, ухаживающие за младенцем, и в физическом, и в эмоциональном плане являются постоянными посредниками его взаимодействия с окружающей средой, кроха уже с малого возраста должен хорошо различать разные выражения лица взрослых.

Как правило, эта способность возникает в возрасте 5-6 месяцев, хотя существуют данные, свидетельствующие о возможном наличии ее и у новорожденного. При неблагополучном аффективном развитии у малыша отмечаются затруднения в различении выражения лиц близких, а иногда наблюдается и неадекватная реакция на эмоциональное выражение лица человека. Ребенок с аутизмом может заплакать при смехе близкого или засмеяться при плаче. При этом малыш ориентирован не на критерий качества, не на знак эмоции, а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормального развития ранних этапов. Поэтому аутичный малыш и после полугода пугается, к примеру, громкого смеха, даже если засмеялся близкий человек.

Для адаптации крохе также надо уметь выражать свои эмоции, делиться ими с близкими. В норме они обычно проявляются уже в два месяца. Мать отлично понимает настроение малыша, а потому может его утешить, избавить от дискомфорта, развеселить, успокоить. При аутизме даже опытные мамы, со старшими детьми, часто вспоминают, как трудно они понимали оттенки эмоциональных проявлений аутичного малыша.

Феномен «привязанности»

Одна из наиболее значимых форм для психического развития малыша - феномен «привязанности», основной стержень, благодаря которому налаживается и усложняется система взаимоотношения малыша с окружением. Основной признак формирования привязанности - происходящее на определенном этапе выделение ребенком «своих» из группы людей, и очевидное предпочтение единственного лица, которое ухаживает за ним, переживание разлуки с этим человеком.

Грубые нарушения в формировании привязанности наблюдаются при отсутствии на раннем этапе развития младенца постоянного близкого, при разлуке с матерью в течение первых 3 месяцев жизни. Это явление госпитализма, которое наблюдал Спитц у детей, кто воспитывался в доме малютки. У них были выражены нарушения психического развития: когда тревога постепенно перерастает в апатию, снижается активность, ребенок поглощен примитивными формами самораздражения (раскачивает, мотает головой, сосет палец), безразличен к взрослым, пытающимся наладить с ним эмоциональный контакт. Но если при госпитализме имеется «внешняя» причина, что вызвала нарушение формирования феномена привязанности (отсутствие матери), то в случае детского аутизма это нарушение рождается из-за закономерностей особого вида психического и аффективного развития малыша с аутизмом, который не поддерживает естественную установку мамы на формирование привязанности. Это проявляется так слабо, что мать может и не замечать неблагополучия в складывающихся с ребенком отношениях. Он может по норме вовремя начать выделять близких, узнавать мать, предпочитать ее руки, требовать ее присутствия. Но качество привязанности и динамика ее развития в более сложные формы эмоционального контакта с мамой бывают особыми и отличными от нормы.

При аутистическом развитии у крохи иногда развивается сверхсильная привязанность к конкретному лицу на уровне примитивной связи (совместного существования).

Создается впечатление, что малыш физически неотделим от мамы. Эта привязанность проявляется как негативное переживание разделения с матерью. При малейшей угрозе разрушения связи у ребенка возникает катастрофическая реакция на соматическом уровне (рвота, высокая температура, отказ от еды). В норме малыш этого возраста тоже тревожится, расстраивается при уходе мамы, но его реакция не столь витальна, его можно заговорить, отвлечь, переключить на любимое занятие. Ребенок с аутизмом может вообще не демонстрировать привязанности к маме, не призывать ее к общению, к совместным играм, не делиться с ней своими положительными эмоциями и не откликаться на ее обращение. Но ребенок просто не выпускает мать из поля зрения (она не сможет уйти в другую комнату или закрыть дверь в туалете), а иногда выделяет на какой-то период одно предпочитаемое лицо и не принимает остальных членов семьи.

При дозированном проявлении признаков привязанности, что складывается в эмоциональной связи с мамой, малыш начинает рано ее выделять и проявлять иногда по отношению к ней сверхсильную, но ограниченную по времени позитивную эмоциональную реакцию. Ребенок способен проявлять восторг, дарить маме «обожающий взгляд». Но эти моменты кратковременны, яркое выражение любви сменяется периодами индифферентности, малыш вообще перестает откликаться на попытки матери общаться, попытку «заразить» ребенка эмоционально.

Ранние признаки аутизма у детей

Чем дольше ребенок живет с аутизмом, тем сложнее ему помочь. Первые проявления раннего аутизма заметны с 3-месячного возраста!

Если вы взволнованы отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и играм, проверьте ребенка на наличие симптомов, приведенных ниже.

Восемь основных признаков аутизма:

1. Отказ от тактильного контакта с родителями.

2. Отсутствие речи к трем годам.

3. Ребенок предпочитает быть один, чем с кем-либо.

4. Ребенок отказывается контактировать с окружающим миром или не проявляет интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки невербального общения.

width="280" height="339" alt="ранние признаки аутизма у детей доленко" title="ранние признаки аутизма у детей доленко" style="margin:5px;float:left;" />

5. Малыш не хочет смотреть вам в глаза.

6. Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие что-то.

7. Ребенок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст. (Многие дети с аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо).

8. Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение).

Пристально следите за психофизическим развитием малышей. Не повредит диагностика психического развития. Не нужно недооценивать значение детских невропатологов и плановых осмотров ребенка у врача.

Первые проявления раннего аутизма заметны с 3-месячного возраста!

Поэтому проверяем развитие детей:

1. Ребенок не фиксирует взгляд на матери или другом взрослом, не выделяет мать среди близких. Но фиксирует взгляд на ярких предметах, картине на стене. Он вообще не смотрит в глаза, если смотрит - случайно и недолго. Это выявляется в 6 месяцев или даже раньше.

2. Ребенок на руках матери не принимает комфортной позы, он или напряжен, или растекается, как жидкость. Часто отказывается от материнского молока.

3. Ребенок реагирует не на само действие - игру с ним, разговор, а на внешние его признаки - громкость, яркость. Например, если мама громко смеется, он не радуется, а пугается.

4. Двигательное поведение не нормально - или постоянно заторможен, безразличен, или слишком возбужден, вертится, дергается.

5. Позже - не стремится подражать взрослому, не машет ручкой в ответ.

6. Нарушена привязанность к матери - или гиперпривязанность, не может без нее ни минуты, или полное безразличие к ее присутствию.

7. При умении сидеть и ходить - появление монотонных движений (раскачивание, вращение ручек и т.п) является признаком аутизма.

8. Игра в одиночку и не с игрушками, а предметами - ботинком, тарелкой.

Есть и другие признаки, присутствие которых должно насторожить родителей на предмет аутизма у детей. Кстати, наличие каких-то из них может присутствовать и у нормального ребенка или имеющего совсем другие, например, неврологические заболевания детей. Но это еще раз говорит, что в раннем возрасте отклонения не достигают еще того уровня, чтобы принять характер фатальных.

ранние признаки аутизма у детей доленко

Детский аутизм, выявленный на ранней стадии, можно побороть или свести проявления к минимуму. Поэтому:

С зародившимся аутизмом у детей можно и нужно бороться, обращаться к грамотным специалистам, заниматься коррекционной терапией и правильно вести себя с ребенком в кругу семьи.

Аутизм у детей, основные признаки детского аутизма

Аутизм у детей, основные признаки детского аутизма. Дети с аутизмом начинают отличаться от других еще на самых ранних этапах жизни. Родители должны быть более внимательны к своим малышам, так как чтобы распознать признаки аутизма, необходимо наблюдать за своим ребенком. В данной статье вы узнаете основные симптомы, который говорят об аутизме.

ранние признаки аутизма у детей доленко

Основные симптомы и признаки детского аутизма

Дети с аутизмом обычно с самого раннего возраста сторонятся какого-либо взаимодействия с взрослыми людьми. Такой ребенок не будет тянуться к своей матери, будет избегать прямого взгляда. Как правило, у таких детей очень хорошо развивается периферическое зрение, то есть они лучше видят пространство находящееся вокруг предмета, чем сам предмет. Родители могут заподозрить у своего малыша какие-то проблемы со слухом, потому что он не реагирует на звуки и не откликается на свое имя.

Интересен тот факт, что малыши с аутизмом могут быть одаренными в какой-то определенной сфере жизни и полностью неадаптированные к другой. Они могут быть как интеллектуалами, так и умственно отсталыми. Такие дети могут проявлять уникальные способности в музыке, живописи, конструирование и в других отраслях. Ребенка с аутизмом, как правило, интересует только одна сфера в жизни, в которой он может стать гением.

Такие дети обычно очень скованы внутренними стереотипами, которые боятся разрушить. Обычно присутствует боязнь всего нового, так называемая неофобия. Они часто боятся посторонних звуков, электроприборов, ярких цветов, закрытых дверей и так далее.

Когда им плохо, то они могут проявить неожиданную агрессию по отношению к окружающим или к самим себе. Они очень бурно реагируют на вмешательство в их жизнь, как правило, у них отсутствует привязанность к близким людям, этот факт можно объяснить многочисленными страхами и запретами, которые приводят к жесткому самоограничению. Как правило, речь у таких детей негибкая, то есть производит впечатление штампованности. Они могут повторить раннее услышанную фразу совсем не к месту.

Что делать?

Подобный диагноз у ребенка воспринимается родителями как гром среди ясного неба. Они считали своего ребенка абсолютно здоровым, и вдруг выясняется, что у него аутизм, и он полностью не обучаем. Естественно, это серьезный стресс для родителей, как правило, врачи в таких случаях советуют оформить инвалидность или поместить малыша в интернат, специально для таких детей. Для матери появление такого ребенка тяжелейший стресс, потому что она не получает тех положительных эмоций от общения с ребенком, которые помогли бы ей забыть обо всех проблемах и заботах.

Он не улыбается, не смотрит в глаза, не любить находиться на руках. Как правило, такие дети не выделяют маму среди чужих людей. У матери может появиться депрессия и эмоциональное истощение. Она может стать раздражительной и нервной, потому что ей очень трудно пережить такой стресс. Стоит отметить, что такие дети все-таки хотят общаться с людьми и могут привязываться к ним, но они не выдерживают прямого взгляда. Иногда у таких детей бывают кратковременные моменты страстности, тогда они могут выражать свою любовь, но, как правило, они быстро сменяются обычным состоянием.

В большинстве случаев отцы в таких семьях самоустраняются, не выдерживая обрушившихся проблем, или стараются как можно больше времени проводить на работе. Их можно понять, они тоже переживают и испытывают чувство вины, но не могут это выразить словами. За детьми с аутизмом нужен особый пожизненный уход, естественно, все материальные затраты ложатся на плечи семьи. Если у такого ребенка есть брат и сестра, то родители чаще всего вынуждены жертвовать их интересами, потому что ребенок с аутизмом требует больше внимания и заботы.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Ранние признаки аутизма у детей доленко