lovmedgu.ru

Речевое развитие детей с аутизмом

Речевое развитие детей с аутизмом

Аутизм

Для того, чтобы можно было с большой долей уверенности говорить о РДА (синдроме Каннера) у ребенка должен наблюдаться следующий комплекс нарушений: начало проявлений заболевания до возраста до 2-3 лет, затруднения в установлении контактов с окружающими вплоть до их невозможности отгороженность от внешнего мира с игнорированием его сигналов нарушения речевой и невербальной коммуникации (мимика, жесты, интонации) с непосредственными или отсроченными эхолалиями нарушение зрительного контакта (уклоняющий взгляд или взгляд сквозь предметы) задержка формирования представлений о себе, своем «Я» страх и негативная реакция на все новое (вплоть до аффективного взрыва) стереотипность интересов, пищевых предпочтений, игр и движений. Из-за ярко выраженных речевых проблем детям с аутизмом часто ставят диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР) или «алалия».

Однако при аутизме, в отличие от ОНР и алалии, на ранних этапах речь может развиваться достаточно нормально, более того, нередко отмечаются случаи ускоренного речевого развития вплоть до 3 лет. Часто из-за отсутствия ответных реакций ребенка на речевое обращение у взрослых складывается впечатление, что ребенок глух или плохо слышит. Неслышащие дети отличаются от детей с аутизмом тем, что при общении достаточно свободно используют разнообразные выразительные средства невербальной коммуникации (мимика, жесты, позы, указательные движения), что нетипично при аутизме.

До сих пор продолжаются дискуссии относительно причин возникновения данного нарушения. Высказываются разные предположения: генетическая патология, органические и функциональные нарушения центральной нервной системы, нарушения восприятия и переработки информации, личностные особенности родителей и стиля воспитания и пр. В отечественной психологии наиболее характерной чертой аутизма считается неравномерность, асинхроничность развития (тип дезонтогенеза - «искаженное развитие» по Лебедеву), которые свойственны не только интеллектуальному развитию, но и развитию психики и поведения в целом, проявляющиеся практически на всех уровнях функционирования организма. У ребенка может быть одновременно опережающее речевое развитие, сочетающееся с крайним низким уровнем развития как мелкой, так и крупной моторики. Таким детям свойственна двигательная неловкость, нарушения походки, моторные стереотипы (различные вращения и хлопки, взмахи обеими руками или локтями при максимальном сгибе, раскачивание тела из стороны в сторону, потряхивание головой). В интеллектуальной сфере наблюдается также асинхрония: показатели развития вербального мышления диспропорционально больше, чем невербального интеллекта.

Ранее бытовало мнение, что дети с аутизмом исключительно интеллектуально одарены, однако по данным последних исследований до 70% из них имеют выраженное снижение интеллекта, вплоть до умственной отсталости. Уровень речевого развитие детей с аутизмом может быть крайне вариативен (от полного отсутствия речи, мутизма, до опережающего развития на ранних этапах), но при этом имеются общие, характерные для всех черты. Использование речи в коммуникативных целях ограничено или отсутствует. Речь эхололична, аграмматична, ее эффективное использование за рамками привычных бытовых ситуаций затруднено, ограничена способность к ведению диалога, в речи часты безличные формы глаголов и употребление местоимений в 3-м лице (о себе предпочитает говорить не «я», а - «он, она»). При этом у некоторых детей может быть очень образная речь, с использованием сложных синтаксических конструкций (обычно, при синдроме Аспергера).

Многие дети с аутизмом осваивают от 5 до 10 (иногда более) слов, произнося их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых 2,5 - 6 лет, начинают механически повторять то, что слышат от других. Начиная с 7 –12 лет, возможны значительные различия в уровне развития речи у детей с аутизмом, даже у тех, кто имел одинаковый уровень развития в 3 года. Небольшое число людей хорошо развиваются в подростковом возрасте, особенно в сфере речевой деятельности. В то же время приблизительно 1 из 5 опускается на более низкий уровень развития, происходит потеря навыков речи и возврат к эхолалиям и полилалиям в качестве основного вида коммуникации.

В целом, аутисты могут отлично понимать отдельные слова, но затрудняются при понимании их в контексте. Таким образом, в основном, нарушается не речь как таковая, а способность ребенка улавливать значение используемого в общении языка. При аутизме наблюдаются разнообразные нарушения эмоциональной сферы. Затруднена дифференциация «живое – неживое», типично отношение к людям как к вещам, в которых интересует какое-то отдельное свойство, например, яркая деталь одежды.

В большинстве случае дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам. Для многих детей с аутизмом свойственна низкая болевая чувствительность, что увеличивает риск физического повреждения. Часто поведение характеризуется гиперактивностью и аутоагрессией. Некоторые дети в компании сверстников начинают кричать и бить себя, требуя, чтобы их оставили в одиночестве, другие же стоят в углу спиной к остальным. Основой нарушения формирования социальных навыков является недостаток взаимодействия и отсутствие желания оставаться в контакте с партнером. Игровая деятельность детей с аутизмом также отличается: они предпочитают играть одни, часто стереотипно механически манипулирует собственно не игровыми, а бытовыми предметами (крышки, кастрюли и пр.), особый интерес вызывают блестящие, издающие звуки предметы, а также вода, песок, мелкие камешки, которые они могут перебирать в течение долгого времени.

При синдроме Аспергера все описанные нарушения выражены значительно меньше и в более сглаженной форме. Обычно для таких людей типичен нормальный или даже высокий интеллектуальный уровень (с сохранение диспропорции в развитии вербального и невербального интеллекта), речь используется в коммуникативных целях, значительно лучше развиты социальные навыки, и в целом, люди достаточно адаптированы в жизни.

При процессуальном аутизме (аутизм как вторичный симптом при шизофрении), в отличие от РДА, наблюдается нарастание тяжести состояния, появляются все новые патологические проявления вплоть до бреда и галлюцинаций. Для РДА же характерна тенденция к разной степени положительной динамики, которая определяется как уровнем развития речи, интеллекта, возрастом начала заболевания, так и наличием органических поражений центральной нервной системы и временем начала лечения. Статистика свидетельствует, что медикаментозная и психолого-педагогическая помощь наиболее эффективны в дошкольном возрасте, при более позднем начале лечения в большинстве случаев возможна только симптоматическая терапия. Наталья Сулимова, психолог-консультант.

речевое развитие детей с аутизмом

Особенности речевых нарушений у детей с аутизмом

29 мая 2014 г.

29 мая 2014 г.

Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети - аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»). Недостаточное развитие способности к функциональной речи, как считается, является отличительной чертой младенцев с расстройствами аутистического спектра. Так, при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми. Детям - аутистам трудно играть в игры, требующие воображения, и переходить от отдельных слов - обозначений к связному языку.

Среди аутичных детей есть большая группа, для которой характерно крайне стереотипное поведение, страхи, стремление к постоянству в окружающем, значительное недоразвитие и своеобразие речи. Без специальной, целенаправленной работы в таких случаях спонтанная коммуникативная речь не формируется. У всех детей этой группы обнаруживаются более или менее стойкие нарушения звукопроизношения, которые часто исправляются в процессе общей психолого-педагогической коррекции. Трудно преодолевается еще одно нарушение речевого развития у этой группы детей - реверсия местоимений, то есть использование ребенком второго и третьего лица вместо первого.

У некоторых аутичных детей речевое развитие проходит по иному: в раннем возрасте формирование речи не отличается от нормы, но фразовая речь появляется несколько позже, чем обычно, и часто является отраженной речью близких. Иногда после 2-2,5 лет отмечается регресс, который не достигает полного мутизма: появляются эхолалии без обращения, изредка - простые аграмматичные фразы, редко употребляются обращения, прямые утверждения и отрицания. Большинство таких детей интеллектуально сохранны и нередко одарены. Они рано осознают свою речевую несостоятельность, очень переживают по этому поводу, что может привести к невротическим расстройствам.

По данным исследований, базовые показатели владения языком, в том числе словарный запас и правописание, у высокофункциональных детей - аутистов 8-15 лет оказались не хуже, чем у контрольной группы, а у взрослых аутистов - даже лучше. В то же время обе возрастные группы аутистов показали сниженные результаты в сложных задачах, требующих использования образного языка, оценивающих способности понимать речь и делать выводы. Поскольку первое впечатление о человеке зачастую составляют по его базовым языковым способностям, исследования позволяют предположить, что люди при общении с аутистами склонны переоценивать степень их понимания.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. Этот подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется.

Методы поведенческого вмешательства, в частности прикладной анализ поведения формируют речь формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Это тоже процесс достаточно не быстрый, и часто приходится его начинать от обучения ребенка просто повторять движения за обучающим, через формирование имитации и подражания звукам до первых настоящих слов. На первых порах такая речь носит характер отдельных звуков, слогов, она часто механическая и лишена интонаций. Требуется достаточно упорная работа окружающих, родственников, педагогов, чтобы придать речи ребенка оттенки и сделать ее более натуральной. Часто у детей-аутистов вообще не удается развить экспрессивную речь, тогда более целесообразным считается развивать другие, неречевые формы общения - использование систем альтернативной коммуникации - карточки с рисунками, язык жестов и др. Альтернативные системы коммуникации, в частности, карточки с нарисованными предметами или действиями являются прекрасным, и часто единственным способом наладить общение с неговорящим (мутичным) ребенком и дают хороший толчок к общему развитию речи.

Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов. На основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности. На занятиях отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.

Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлять эмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно.

речевое развитие детей с аутизмом

При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности (настоящий возраст, соответствующий развитию, а не по дате рождения). чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка.

Логопедическая работа с аутичными детьми должна проходить

определенным образом:

1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется речевая карта и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.

2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком. Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.

3. Требования, предъявляемые к помещению, в котором проводится логопедическая работа: не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, кроме того, необходимо помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.

4. Программа по коррекции речевых нарушений разбатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.

5. Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала, логопедических зондов.

6. Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой, и иногда очень длительной.

Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

При правильно построенной работе аутичные дети могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Очень важно! Для того, чтобы в должной степени развить речь малыша с РАС, особенно неговорящего, нужны четко скоординированные и длительные (часто - несколько лет) усилия целого ряда специалистов: логопеда, АВА-тераписта, психолога и др. И это практически невозможно, если родители устраняются из работы с собственным ребенком.

речевое развитие детей с аутизмом

Одна из главных задач в обучении детей с аутизмом – это развитие их речи. 

Обычно при обучении речи за основу берется эхолалия (повторение чужих слов и фраз), благодаря которой ребенка учат выражать свои просьбы, а потом переходят к другимформам речевой коммуникации. Хотя обучение функциональной речи - это очень важная стратегия, она может быть затруднена, если ребенок практически никогда и ничего не произносит. Для таких детей существуют другие подходы по поддержке устной речи. Вот три примера таких стратегий:

1. Связка ЛЮБОГО звука, который издает ребенок, с поощрением. Некоторые родители постоянно носят с собой пакет или сумочку, наполненные любимыми лакомствами и игрушками ребенка. Как только ребенок начинает спонтанно лепетать, то родители подбегают к ребенку и награждают его своим вниманием, похвалой или даже игрушками и лакомствами. В результате, ребенок начинает чаще вокализировать, произносить различные звуки и слоги в течение дня. Для детей, которые вокализируют очень редко, любой звук является возможностью для обучения, и поощрение каждого звука – это способ увеличить его частоту.

2. Связка поощрения с одним определенным звуком. Исследования показали, что когда звуки связываются с определенным поощрением, ребенок с большей вероятностью воспроизводит этот звук в дальнейшем. Например, для одного трехлетнего мальчика звук «иииии» связали с катанием с горки. Ребенку помогали съехать с горки пять или десять раз подряд, каждый раз при этом инструктор говорил «иииии». Через неделю, мальчик начал говорить «иииии» в течение дня уже спонтанно.

3. Акцент на развитие имитации. Во-первых, необходимо убедиться, что ребенок может имитировать движения крупной моторики вслед за взрослым (например, подпрыгнуть, похлопать в ладоши, подтолкнуть игрушечную машинку). Такие движения проще отличать друг от друга, и проще подсказывать ребенку во время их выполнения. Затем, необходимо сосредоточиться на более сложной двигательной имитации (например, соединить два пальца, оттопырить большие пальцы и так далее). Это требует наблюдения за менее заметными движениями, а также навыков мелкой моторики. Следующий этап – оральная/лицевая имитация (например, открыть рот, моргнуть, высунуть язык и так далее). Теперь ребенок учится следить за вашей оральной моторикой. Наконец, издайте звук во время движения полостью рта, которое ребенок уже умеет имитировать (например, откройте рот и скажите «ааааа», сожмите губы и скажите «ммммм» и так далее). Такой постепенный прогресс может быть эффективнее для постепенного обучения связи между движениями и звуками, которого нет в других подходах.

У каждого ребенка возникают свои трудности во время обучения. У многих детей одна из самых главных проблем – это обучение речи. В хорошей поведенческой программе ребенка не будет использоваться только одна стратегия для развития речи, вместо этого применяется широкий спектр стратегий, соответствующих индивидуальным потребностям ребенка.

Развитие и коррекция речи аутичных детей

Развитие и коррекция речи аутичных детей

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу логопеда с аутичными детьми.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно . и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.

Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:

Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей

Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время

Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи

Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо)

Автономность речи

Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»)

Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы

Нарушения грамматического строя речи

Нарушения звукопроизношения

Нарушения просодических компонентов речи.

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности.

Рассмотрим, как в рамках различных подходов происходит развитие и коррекция речи аутичных детей (делая ссылки на конкретные статьи и авторов).

Т. И. Морозова ^. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизм е

Проявления речевых расстройств при РДА многообразны и отличаются степенью выраженности. О. С. Никольская (1985) выделила четыре основные группы психического дизонтогенеза при РДА и дала психологическую характеристику особенностей речевой патологии детей каждой группы.

Характеристика раннего речевого развития

детей, страдающих РДА.

Группы аутистического дизонтогенеза


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Речевое развитие детей с аутизмом