lovmedgu.ru

Социальная помощь детям в школе

Социальная помощь детям в школе

Социальная работа в школе

Специалисты выделают два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

- проблемы детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем

-проблемы неуспевающего ученика. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Попытка образовательного ведомства решить проблему организационным путем с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных классов не дала видимых положительных результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой - не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет: в 1996 г от 35% до 60%, и 80% в экологически и социально неблагополучных регионах.

Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки, чрезмерного внимания, тоже оказывающего отрицательное воздействие. В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и развитие ребенка, как экологические условия, педагогические факторы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т.д.). К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния его здоровья и т.д.

Социальная работа в школе становится востребованной именно потому, что способна интегрировать усилия специалистов разного профиля для проведения социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями в решении школьных проблем.

Цели социальной работы в школе:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив

- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии

- принимать участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:

  • выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива
  • охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд
  • создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся
  • оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям
  • налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью
  • изучает общественное мнение в школьном коллективе
  • организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей
  • разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями
  • организует работу школьного телефона доверия
  • способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.
  • Формы и методы школьной социальной работы:

  • групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга)
  • предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.)
  • соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях)
  • работа с родителями, представление интересов родителей
  • профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии
  • консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах)
  • работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики)
  • супервизия
  • научное обоснование, сопровождение и оценивание.
  • Опубликовано 07.09.2015.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    социальная помощь детям в школе

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г. Улан –Удэ»

    Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка «группы риска» в образовательном пространстве

    в рамках проекта Социальная гостиная «Подари мне надежду»

    Педагог-психолог Полуэктова Н.С

    г. Улан-Удэ

    2013год

    Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка «группы риска» в образовательном пространстве в рамках проекта Социальная гостиная «Подари мне надежду»

    Краткое описание организации

    МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Улан-Удэ» расположена в рабочей окраине г. Улан-Удэ - в центре поселка Стеклозавод. Социальная ситуация микрорайона достаточно тревожна и напряженна: в связи с закрытием градообразующего предприятия «Стекольный завод», где было задействовано подавляющее большинство населения поселка, в микрорайоне резко выросли уровень безработицы и преступности, обострились такие социальные болезни, как злоупотребление алкогольными напитками и наркотическими веществами, нормой жизни для отдельных граждан стало антиобщественное поведение. Поэтому более состоятельные жители поселка меняют место жительства, а это, в свою очередь, обуславливает отток из школы учащихся с более высоким уровнем развития.

    Образовательная и воспитательная деятельность школы осложняется тем, что 253 детей из малообеспеченных семей, 24 ребенка из многодетных семей, 31 ребенка воспитываются в семьях алкоголиков, 172 из неполных семей, где воспитанием занимается только мать или отец, опекунство оформлено на 19 учащихся школы, 40 учащихся являются социальными сиротами. Жилищно-бытовые условия признаны хорошими у 416 учащихся, удовлетворительными у 258 учащихся, неудовлетворительными у 21 учащихся.

    Такая ситуация оказывает существенное влияние на состояние здоровья детей нормальное здоровье имеют 546 ребенка, ослабленное- 149 детей, 7 детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии.

    Все вышеизложенное обуславливает тот факт, что родительская общественность без специально организованной педагогической поддержки и психологической помощи не готова сформировать социальный заказ школе, не выражает заинтересованности в улучшении материально-технической базы школы, 39 ребенка имеют статус трудновоспитуемых детей, часть учеников допускает большое количество пропусков без уважительной причины.

    В данных условиях школа выступает не только образовательным центром микрорайона, где сосредоточена культурно-спортивная жизнь поселка, но и социальным центром, взаимодействующим с родительской общественностью, депутатским корпусом, государственными учреждениями и общественными организациями. Для решения проблем педагогическим коллективом школы и Управляющим Советом определена миссия школы и разработана программа перспективного развития школы.

    Актуальность программы :

    Согласно Программе СЭР на период до 2017 г. приоритетным направлением Государственной политики улучшения положения детей, повышения эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Опыт взаимодействия с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении показывает, что только школа играет особую роль в жизни детей из этих семей. Поэтому адаптация ребёнка в школе является одним из самых существенных факторов, противостоящих социальному сиротству. Вместе с тем, трудности взаимодействия с детьми из неблагополучных семей и их родителями и отсутствие в школе условий приводят к тому, что школа оказывается неспособной удержать таких детей.

    социальная помощь детям в школе

    Цель работы : создание модели оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству, которое позволит данным детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь, и сокращать время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

    Сущность услуги заключается в организации при образовательном учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т.е. на улице. Для этого необходимо организовать питание, помочь справиться с учебной нагрузкой, разрешить психологические проблемы, вызванные неблагополучными семейными условиями.

    Цель программы: Формирование в условиях школы реабилитационного пространства, способствующего предупреждению психологической отчужденности и преодолению психолого – педагогической дезадаптации детей группы риска по социальному сиротству.

    Задачи программы:

    1. Организация временного пребывания для детей, находящихся без надзора со стороны взрослых.

    2. Выявление наиболее актуальных медицинских, социальных, психологических, педагогических проблем детей и помощь в их преодолении развитие у детей элементарных социальных навыков.

    3. Создание отдельного учебного пространства для детей, с целью предоставления им возможности ликвидировать пробелы в знаниях содействие детям в школьной адаптации.

    4. Оказание социальной помощи неблагополучным семьям для улучшения положения детей психологической помощи детей из неблагополучных семей и их родителям организация досуговой деятельности детей из неблагополучных семей и, в том числе, привлечение к этой деятельности родителей, содействие родителям, желающим отказаться от употребления алкоголя, в получении наркологической помощи, привлечение для решения проблем детей других специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы).

    социальная помощь детям в школе

    В силу этого следующие компоненты для социальной гостиной являются основными:

    Безопасное пространство .

    Оно включает в себя оборудованное помещение, где постоянно находится воспитатель, который занимается с детьми и заботится о поддержании доброжелательной атмосферы. Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы можно было обеспечить детям помощь с уроками, досуговую и игровую деятельность.

    Педагогическая помощь.

    В отличие от групп продленного дня включает в себя как помощь в выполнении домашних заданий, так и специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). задачей педагогической помощи в социальной гостиной является не только приобретение знаний, но и формирование позитивного отношения учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).

    Психологическая помощь.

    Задачами психологической помощи в социальной гостиной является успешная социализация ребенка, разрешение актуальных психологических проблем отработка травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее налаживание отношений со сверстниками и педагогами.

    Социальная помощь.

    Включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением. Индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи в трудовой адаптации, профориентации консультирование по правовым вопросам

    Форма пребывания:

    Дневное пребывание. Для части детей, из семей, находящихся в социально-опасном положении, социальная гостиная работает в режиме дневного пребывания.

    Целевая группа:

    - дети «группы риска» по социальному сиротству

    - дети, имеющие выраженные проблемы адаптации в школе.

    Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. Учитывая ресурсные возможности школы, за один день «Социальная гостиная» может принять до 10 человек.

    Уникальность программы состоит в следующем:

    - проект «Социальная гостиная» был успешно апробирован в 2010-2011 учебном году, став победителем республиканского конкурса проектов по технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка «группы риска» в образовательном пространстве.

    - создание площадки для взаимодействия организаций, учреждений и реализации проектов, направленных на оказание помощи детям подросткам п. Стеклозавод.

    Место реализации программы:

    МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г. Улан-Удэ» (г. Улан – Удэ, ул. Составная 2б)

    Ресурсное обеспечение:

    - Психологическая служба

    Поиск

    Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа

    При поступлении ребенка в школу-интернат, детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка.

    Уровни социальной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности:

  • Высокий.
  • Осознание, принятие и выполнение норм коллективной жизни.
  • Баланс индивидуального и социального.
  • Гармония отношении со взрослыми и сверстниками.
  • Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
  • Самоконтроль поведения.
  • Активное участие в жизни детского коллектива.
  • Удовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Средний.
  • Конформизм в отношении норм коллективной жизни.
  • Преобладание либо индивидуального, либо социального.
  • Неустойчивые отношения с окружающими.
  • Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям.
  • Внешний локус контроля поведения.
  • Периодическое участие в жизни детского коллектива.
  • Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Низкий.
  • Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни.
  • Дисбаланс индивидуального и социального.
  • Конфликты в отношениях с окружающими.
  • Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
  • Неуправляемое поведение.
  • Пассивное участие в жизни детского коллектива.
  • Неудовлетворенность своим статусом и отношениями.
  • Используя приведенные ниже показатели, можно определить уровень адаптации ребенка. Для изучения того, как протекает процесс адаптации, полезно использовать анкету «Адаптация» или «Карту наблюдения за ребенком в адаптационный период». Карту наблюдения заполняет не только социальный педагог, но и педагог-психолог, воспитатели, учителя-предметники.

    Определим основные виды социально-педагогической деятельности в условиях учреждения интернатного типа.

    1. Социально-психологическая диагностика и консультирование.

    Цель: Отслеживание особенностей развития личности, определение нарушения и причин нарушений развития:

  • Изучение особенностей социальной адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната.
  • Выявление воспитанников группы социального риска.
  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
  • Составление индивидуальных карт социального развития.
  • Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития ребенка.
  • Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками.
  • Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин.
  • Диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей, детей.
  • 2. Социально-психологическая работа.

    Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития ребенка:

  • Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и первых срывов у детей.
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
  • Активизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
  • Работа по адаптации детей к условиям детского дома, школы-интерната, к широкому социальному окружению.
  • Проведение психолого-педагогических консилиумов по анализу социальной ситуации воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
  • Программа профилактики аморального образа жизни: алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных нарушений.
  • Программа профилактики межличностных конфликтов.
  • 3. Социально-психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа.

    Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации:

  • Защита прав и интересов детей, получение ими социальной помощи и предоставление различных льгот.
  • Коррекция различных отклонений в поведении: агрессии, замкнутости, аутизма и др.
  • Развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Психологическая гимнастика.
  • Психотерапия акцентуации характера, коррекция образа «Я».
  • Психолого-педагогическая помощь ребенку в кризисных ситуациях.
  • Развитие житейских умений и навыков.
  • Описав виды социально-психологической деятельности в учреждениях интернатного типа, определим направления деятельности педагога-психолога, социального педагога по оказанию помощи детям в адаптации:

  • Изучение личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности до поступления в детский дом, школу-интернат (информация о ребенке, его семье и родственниках, диагностика личностных особенностей ребенка).
  • Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. Выделение группы детей, требующих помощи в адаптации.
  • Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и здоровья детей в педагогическом процессе.
  • Создание обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка в быту и досуговой деятельности.
  • Развитие коммуникативных навыков, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
  • Социально-педагогическая поддержка воспитанников, организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.
  • Координация деятельности педагогического коллектива, проведение психолого-педагогических консилиумов, консультаций.
  • Взаимодействие с родителями, родственниками, привлечение их к оказанию помощи детям в адаптации.
  • Анкета «Адаптация»

  • Нравится ли тебе распорядок дня?
  • Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, спальне?
  • Какие предметы тебе изучать сложнее?
  • В чем заключаются эти затруднения?
  • Чувствуешь ли ты усталость на занятиях? (Да, нет)
  • Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?
  • Чем ты увлекался до поступления в детский дом (школу-интернат)?
  • Чем бы тебе хотелось заняться в свободное время?
  • Испытываешь ли ты чувство голода, когда?
  • Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
  • Какую роль в классе, комплекте (группе) хотелось бы тебе выполнять?
  • Доволен ли ты своими отношениями:
  • со взрослыми (да, нет)
  • со сверстниками? (да, нет)
  • Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период

    День правовой помощи детям

    Подробности Просмотров: 3405

    20 ноября в нашей школе прошли мероприятия, посвященные всероссийскому Дню правовой помощи детям. Основной целью проведения данного мероприятия являлись:

    1. правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетнего и его семьи

    2. оказание помощи и содействия в получении юридического статуса несовершеннолетним, а также в решении вопроса по его дальнейшему жизнеустройству.

    профилактики безнадзорности несовершеннолетних из муниципального казенного учреждения социального обслуживания населения центра социальной помощи семье и детям «Елена» (МКУСОН ЦСПСиД «Елена» Кожевникова Екатерина Сергеевна и Низамова Адель Айдаровна, которые рассказали о законах и правах несовершеннолетних.

    Обучающимся 5-9 классов была представлена презентация «Закон и


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Социальная помощь детям в школе