lovmedgu.ru

Методы обучения детей с зпр

Методы обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Краткие сведения о развитии речи ребенка. Задержка психического развития (общая характеристика). Что такое лечебная педагогика. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

курсовая работа [392,9 K], добавлен 07.03.2003

Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. Современные представления о письменной речи. Принципы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками.

реферат [35,3 K], добавлен 10.04.2014

Понятие и классификация задержки психического развития (ЗПР). Основные причины, обусловливающие ЗПР. Критические периоды в развитии речевой функции. Особенности психического развития и письменной речи у детей с ЗПР. Направления коррекционной работы.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 28.08.2011

Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определение значения игры в становлении, развитии личности младших школьников с задержкой психического развития.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 07.04.2010

Развитие связной речи младших школьников в норме. Дефекты речи у детей с задержкой психического развития. Сопоставление уровней владения связной речью школьниками с задержкой психического развития и учащимися с нормальным психофизическим развитием.

дипломная работа [76,3 K], добавлен 12.03.2011

Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников, методические аспекты его формирования у детей с задержкой психического развития, особенности учебной деятельности. Задачи и специфика уроков чтения в специальной (коррекционной) школе 7 вида.

курсовая работа [57,2 K], добавлен 18.02.2011

Развитие устной речи у детей в норме и у детей с задержкой психического развития. Изучение сформированности речевых и неречевых функций у младших школьников с задержкой психического развития в ходе констатирующего эксперимента, пути их коррекции.

методы обучения детей с зпр

дипломная работа [469,4 K], добавлен 24.06.2011

Проблема трудностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению. Специфика коррекционной работы. Формирование интонационной выразительности речи.

курсовая работа [86,0 K], добавлен 29.06.2012

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика коррекционного обучения детей с ЗПР формам связной речи. Содержание и этапы коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с ЗПР.

дипломная работа [93,4 K], добавлен 28.04.2012

Методы и приемы изучения недоразвития речи и задержки психического развития у дошкольников, особенности психологического развития детей. Формирование монологической речи в методике Р.И. Лалаевой. Факторы, облегчающие обучение монологической речи у детей.

курсовая работа [69,0 K], добавлен 09.05.2015

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение в начальных классах прочной наглядно-действенной опоры.

Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических сформировались элементарные фонематические представления сложилось умение производить несложный звуковой анализ дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах. Для овладения школьной программой по математике ребенок должен иметь практические знания о количестве, величине, форме предметов, уметь сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать их количество. Всему этому детей специально учат в детском саду, однако дети с ЗПР не усваивают программу подготовки к школе в полном объеме.

Проверка показала, что устная речь детей указанной категории, проучившихся год в общеобразовательной школе, отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, хотя она удовлетворяет потребности повседневного общения ребенка, в ней нет грубых нарушений произношения, грамматического строя. Практические языковые обобщения у таких детей сформированы в значительно меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слов, недостаточная вариативность и гибкость в использовании грамматических средств. К усвоению математических знаний дети с ЗПР также подготовлены слабее своих нормально развивающихся сверстников. Их представления о предметно-количественных отношениях и практические измерительные навыки также оказались недостаточно сформированными. Следовательно, и в этом отношении школьники рассматриваемой категории в первый год обучения в массовой школе были менее развитыми.

Из сказанного видно, сколь важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показали исследования, у рассматриваемой категории детей обычно не достает. Те практические действия с предметами, которые предусматриваются методиками общеобразовательной школы, не могут восполнить пробелов в знаниях учеников с ЗПР, поскольку при этом не актуализируются их представления о реальных предметах и их отношениях.

методы обучения детей с зпр

В прямой зависимости от конкретного содержания учебного предмета (практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Каким из этих методов воспользоваться учителю, объясняется тем, насколько они обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

· При задержке психического развития имеет место резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, приводящая к неравномерности формирования психических функций, что обусловливает особенности развития, поведения детей и определяет специфику содержания и методов коррекционного обучения.

· Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР включает отличительные признаки этой категории детей как от нормально развивающихся сверстников, так и от детей с умственной отсталостью. Однако в силу схожести поведенческих проявлений дифференциальная диагностика может представлять определенные трудности. Всесторонне психологическое обследование и изучение познавательной деятельности детей с ЗПР служат важным фактором правильной диагностики и выбора путей обучения и коррекции.

· К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сфор­мированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

· При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.

Методические рекомендации по теме «обучение грамотному письму детей с задержкой психического развития»

Методы и приемы обучения правописанию детей с задержкой психического развития на примере написания безударных гласных в корне слова

Анализ литературы показал, что существует много хорошо разработанных и апробированных методик, дидактического материала для обучению грамотному письму учащихся начальной школы, но, как показывает практика, обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с этими методиками не дает желаемого результата. Эти методики приходится адаптировать с учетом степени развития познавательных процессов и уровня знаний этих детей. В этой работе и будут предложены изменения и дополнения к приемам работы по обучению детей правописанию на примере обучения написанию безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

В литературе выделены три линии овладения правописанием:

- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся

- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т. е. использования слов в собственных записанных текстах

- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач. К этой линии и относится обучение правописанию безударных гласных в корне слова в слабой позиции.

Этим направлениям, по классификации М.Р.Львова соответствуют следующие методы:

метод языкового анализа и синтеза

имитативный метод (запоминание, заучивание)

метод решения грамматико-орфографических задач.

Во всех трех методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.

Методы имеют сложную и разветвленную систему приемов и других средств обучения (работы учителя и учащихся).

Выбор метода и приемов — это ключ к оптимизации процесса обучения. Он определяется уровнем подготовки учащихся, теми знаниями. которые хорошо усвоены ими.

Так, на ранних ступенях обучения, когда еще нет достаточной грамматической основы, работа проводится методом звуко-буквенного анализа и синтеза.

Анализ морфологического состава слова необходим при изучении правописания морфем — корня, приставки, суффикса, окончания.

методы обучения детей с зпр

Без понимания синтаксических связей между словами в словосочетании, в предложении невозможно работать над правописанием падежных окончаний имен прилагательных, существительных.

Прием сопоставления проверяемого слова с проверочными эффективен при проверке слабых позиций фонем в корне слова: безударных гласных, проверяемых ударением.

Обратимся к наиболее употребительным приемам, которые соответствуют методам обучения правописания корневых орфограмм.

1. Языковой анализ и синтез

1.1.При языковом анализе можно использовать следующие приемы:

1.1.1.звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов

является ведущим видом анализа в I классе, применяется во

всех классах, особенно в работе со словами, написание которых существенно расходится с произношением.

Известно, что в основе овладения чтением и письмом лежит умение ориентироваться в звуковом составе слова. «Читать можно (звуковое письмо) лишь после того, как ученик слышит, различает звуки в речи. Другого пути нет», — писал Н.Н. Шапошников.

Основное содержание подготовки ребенка к обучению грамоте, усвоению грамматики и правописания рассматривается крупнейшими исследователями общей (К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Д.Н. Ушаков, Д.Н. Богоявленский и др.) и специальной (М.Ф. Гнездилов, Р.Е. Левина, К.Г. Коровин, В.Г. Петрова и др.) педагогики и психологии как целенаправленное развитие устной речи учащихся, привлечение их внимания к «материи языка». Важно, чтобы к началу целенаправленного обучения у ребенка накопился достаточно обширный речевой опыт: «Чем шире и многообразнее этот опыт и чем более умело окружающие руководят его накоплением, придают ему познавательный характер, тем успешнее идет усвоение норм грамотного письма (Р.Е. Левина, 1973). Эти положения легли в основу обучения русскому языку детей с задержкой психического развития.

Недостаточное фонетико-фонематическое развитие таких детей отрицательно сказывается не только на начальном, но и на последующем их обучении, т.к. русская орфография в основном фонетическая. Поэтому в школе и в классах для этих детей обучению чтению и письму предшествует специальная коррекционная работа — подготовка к обучению грамоте. Методика подготовки к обучению письму и чтению детей с задержкой психического развития опирается на достижения специальной педагогики и психологии, а также на теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Ее реализация в практике обучения детей с ЗПР потребовала дальнейшей детализации и введения разноплановой предметной деятельности детей.

Подготовка к обучению грамоте осуществляется на основе наблюдений ребенка за явлениями языка, практических сравнений, противопоставлений и обобщений этих явлений, а развитие речи входит как основная часть во все разделы школьного курса.

Подготовка детей к обучению грамоте и к изучению любой темы начального курса русского языка имеет в языковом плане несколько направлений. Целенаправленно уточняется и обогащается словарный запас учеников, развивается их сенсорный опыт в области родного языка, умение строить предложения и употреблять их в связной речи. Кроме того, учащиеся систематически приобретают практические фонетические, грамматические и синтаксические знания, без овладения которыми невозможны коррекция и дальнейшее развитие их устной и письменной связной речи, а также усвоение орфографических правил.

Подготовка к обучению грамоте по теме «Звуки речи» состоит из двух этапов.

На первом этапе развивается умение детей вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывается четкая артикуляция звуков, уточняется их звучание.

Прежде всего учитель должен обучать учащихся приемам интонационного выделения звука, которое состоит в протяжном, длительном произнесении каждого звука (кроме взрывных согласных) в слове и усиленном, многократном произнесении взрывных согласных.

Этому умению предлагаю обучать в такой последовательности:

сначала — освоение приема длительного произнесения только первых звуков в двух-трехзвучных словах (с-с-сыр, л-л-лом, м-м-мяч)

затем — длительное произнесение взрывных согласных на конце двух-трехзвучных слов (мак-к-к, рак-к-к, суп-п-п, кот-т-т)

после — произнесение взрывных в начале слова (к-к-кот, п-п-пыль, б-б-бор, д-д-даль)

далее — последовательное выделение каждого звука слова (д-д-дом, до-о-ом, ды-м-м)

Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР).

Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР. Обучение дошкольников с ЗПР. Отечественная система комплексной помощи детям с ЗПР.

В настоящее время для детей с ЗПР открыты группы в детских садах комбинированного типа, комплексы д/с - школа, специальные школы и школы-интернаты 7 вида, классы в общеобразовательных школах.

При проведении коррекционной работы на 1 место ставится задача укрепления здоровья детей путем охранительного, щадящего режима, где наполняемость каждой группы не более 12 человек, действует особый распорядок дня (увеличенные по времени прогулки, более длительный сон). Работа идет в тесном контакте с семьей.

Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР строится в соответствии с государственной программой для дошкольных учреждений. При этом используются как традиционные методы и средств, так и специальные. Особое внимание уделяется расширению представлений об окружающей действительности. В учебный план включены и занятия по развитию речи и подготовка к обучению грамоте. Математическое развитие дошкольников с 3ПP имеет также ряд особенностей.

При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.

В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.

В настоящее время наряду со специальными школами действуют специальные классы при массовых школах - классы компенсирующего обучения. Занимаясь в таком классе, ребенок в любое время может быть переведен в обычный класс. В настоящее время эти классы работаю по вариативным учебным планам.

1 вариант (рассчитанный на 3 года обучения) предназначен для детей, проучившихся 1 год в общеобразовательной школе, но не усвоивший знания в объеме требований программы и переведенный во 2 класс системы коррекционного обучения.

2 вариант ориентирован на обучение детей, поступивших в массовую школу в 6-летнем возрасте и не усваивающих программу, а также 7-летних детей, ранее не учившихся, но обнаруживающих низкий уровень готовности к школьному обучению. Ученик поступает в класс коррекционно-развивающего обучения и учится там с 1 по 4 класс.

3 вариант предусмотрен для детей 6-7 лет, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. Они могут год-два пребывать в коррекционном классе школы и затем при успешном освоении программы переходят к традиционной системе обучения.

4 вариант предназначен для детей, у которых ЗПР была выявлена в дошкольном возрасте, когда дети проходили подготовку. Этот вариант рассчитан па 4 года обучения.

При завершении начальных классов 50% учащихся могут продолжить обучение в обычных классах массовой школы. Для другой половины требуется более продолжительная педагогическая помощь. Они переходят в классы коррекционно- развивающего обучения в средней школе. Там они проходят полный объем массовой программы, но адаптированный с учетом их развития. После окончания школы могут получить образование в начальных и средних профессиональных заведениях.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Методы обучения детей с зпр