lovmedgu.ru

Как помочь ребенку начать говорить в 3 года

Как помочь ребенку начать говорить в 3 года

Ребенок не говорит в 3 года: причины, что делать, как помочь малышу

Путь развития каждого ребенка индивидуален, все, что его окружает, оказывает значительное влияние на формирование малыша. В три года ребенок становиться весьма любознательным и этот возраст обычно называют периодом почемучки.

Малыша интересуют причины, которые вызывают те или иные явления. Обычно в три года словарный запас достигает трехсот-пятисот слов. А предложения он строит с правильным применением предлогов и выстраивает из цепочки, с использованием разных частей речи.

Однако, так происходит не у всех детей. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок не говорит в 3 года, причины, почему это происходит.

Причины, почему ребенок "молчит"

Если ребенок не начал говорить в трехлетнем возрасте, причину нужно искать в первую очередь. Обычно она кроется либо в физиологических особенностях развития, либо в тонкостях семейного воспитания.

Одной из причин того, что ребенок "молчит", может стать семейная обстановка. Для того, чтобы он начал говорить, с крохой нужно общаться, сопровождать действия, которые выполняются в его присутствии, речью. Ему важно постоянно слышать образец правильной речи.

В семьях, где отмечается чрезмерная опека над ребенком, малыши, чаще всего, начинают позже говорить. Просто им нет необходимости напрягаться, бабушки и дедушки (обычно они устраивают гиперопеку) и так все понимают, по первому звуку и жесту, продолжают начатое слово и прочее.

Нужно также выяснить, нет ли у ребенка проблем со слухом. Здесь не обойтись без помощи специалиста.

Кроме того, причинами такого явления может быть общее замедленное развитие, которое поможет определить профессионал. Физиологические особенности формирования речевого аппарата могут тормозить развитие речи. Эти проблемные моменты решаются медикаментозным или хирургическим вмешательством. А отставание в развитии требует целенаправленной работы родителей и педагогов.

Как "разговорить" ребенка

В большинстве случаев эту ситуацию можно исправить в условиях детского сада. Там дети общаются друг с другом, с педагогами и слышат звучание речи. Для того, чтобы обменяться игрушками, взять с полки карандаши или настольные игры, нужно об этом попросить, что и делают малыши.

Видео-советы по теме статьи

Стоит ли бить тревогу по этому поводу:

Как помочь малышу научиться разговаривать

Маленькие дети одной и той же возрастной группы начинают говорить по-разному. Некоторые из малышей обладают сверхъестественной способностью говорить уже в раннем возрасте, точно копируя речь взрослых. Другие дети того же возраста в состоянии произносить лишь некоторые неразборчивые звуки.

Ребенок плохо говорит

Часто родители переживают, если их ребенок говорит хуже своих ровесников. Но если ребенок в остальном развивается нормально, то повода для беспокойства нет. Ребёнок может молчать до 3-4 лет и это не всегда свидетельствует об аутизме: просто его время изъясняться словами еще не настало. Такие дети прекрасно понимают взрослых, просто они пока впитывают информацию, чтобы «разразиться» речью, когда придет их время.

как помочь ребенку начать говорить в 3 года

К трем годам ребенок обычно уже владеет определенным словарным запасом, который все время расширяется. Они должны легко определять основные цвета или некоторые элементы мебели и показывать вещи, которые вы назовете. Обычно малыши от 2 до 3 лет в состоянии говорить и понимать некоторые слова и короткие ясные предложения. Они могут воспроизводить гласные, но все еще не в состоянии произносить некоторые согласные и сочетания звуков, не всегда правильно используют грамматические формы слов. Это нормально, но если они не могут сказать ни слова, то им просто необходимо ваше внимание и профессиональная помощь. Однако, малыши в любом случае выиграют, если вы будете проводить с ними больше времени, выполнять пальчиковую гимнастику для развития речи и чаще разговаривать с ними.

Разговаривайте с ребенком и читайте ему

Разговаривайте с ребенком во время купания и когда собираетесь на прогулку, в машине и в магазине, когда готовите ему еду или моете посуду. Говорите несложными предложениями, понятными ребенку, но не искажайте слова, подражая детскому произношению. Малыши очень любят имитировать звуки, которые слышат вокруг себя, включая слова своих родителей, братьев и сестер, даже если смысл этих слов им не до конца понятен. Они просто берут некоторые слова и используют их. Но даже если ребенок не знает значения слова, в большинстве случаев он догадывается о смысле услышанного.

Читайте ребенку не менее 20 минут в день. Если ребенок быстро устает и отвлекается, рассматривайте с ним картинки, обсуждайте кто там нарисован, что они делают, какого они цвета и т.д. Старайтесь читать эмоциональнее, используя разные голоса - низкий голос для речи больших животных (медведя, слона), высокий голос для речи маленьких животных (мышки, цыпленка). Особенно полезно читать ребенку сказки и детские стихи (С. Я. Маршака, Агнии Барто), которые легко запоминаются.

Для развития речи хорошо петь вместе с ребенком песенки. Маленькие дети с удовольствием подпевают те слова, которые слышали от родителей, но малышей нужно учить дальше. Обязательно учите с ребенком детские стихотворения. К новому году можно выучить четверостишие про елочку. Деда Мороза, зиму или символ нового 2011 года зайчика.

Задавайте ребенку вопросы

Слушайте, когда дети разговаривают с вами. Вовлекайте ребенка в разговор. Например, если вы даете малышу яблоко, спросите, вкусно ли оно, какого оно цвета, круглое или квадратное. Задавайте вопросы, на которые можно ответить короткими предложениями, а не только «да» или «нет». Чтобы ребенку было легче вас понять, говорите не очень быстро, можно повторить вопрос несколько раз. Вообще детей не смущают многократные повторения, наоборот, когда ребенок слышит знакомые вопросы и ответы, он чувствует себя увереннее. Ребенок с удовольствием отвечает на одни и те же вопросы – как его зовут, где он живет, как разговаривают кошка, лошадка, корова или собака. Кроме того, говорить с ними о разных вещах, чтобы они узнавали новые слова и понимали их значение, используя свое воображение и интуицию.

Если ребенок стесняется говорить, используйте ролевые игры. Можно приобрести на Новый Год костюмы для малышей и попросить ребёнка подражать звукам тех животных, костюм которых на него надет. Например, если это мышка, то малышка говорит «пи-пи-пи», если котик – то «мяу-мяу». Элемент театра и праздника раскрепощает ребёнка и он скорее научится говорить и выйдет из состояния замкнутости.

Как разговорить ребенка?

Аморфные слова — это слова, не обладающие морфологическими характеристиками. Слово «аморфный» произошло от греческого amorphous (бесформенный). Такие слова еще называют «аномальными словами», характерными для детской речи, словами-фрагментами, которые содержат только часть слова, словами-звукоподражаниями, контурными словами. У ребенка первыми появляются аморфные слова в период лепета. Бывает, что период лепета затягивается. Малышу уже 3-4 года, а он плохо разговаривает. И тогда возникает вопрос: что делать и как разговорить ребенка. Обсудим подробнее, как разговорить ребенка и как помочь ему, если возникают проблемы.

Содержание

Период аморфных слов

Время с 6 месяцев жизни малыша до 12 месяцев считается периодом лепета, периодом аморфных слов, звукоподражаний. А 12-ый месяц, вообще, - расцвет лепета.

Ребенок говорит вместо «машина» «асина», вместо «собака» - «авака» и так далее. Когда ребенок начинает говорить предложениями, он тоже использует аморфные предложения: «Тата ди куп-куп» - «Таня идет купаться». И когда врач спрашивает на приеме, во сколько ребенок заговорил, он понимает, что мамы говорят о лепете (не речи!), периоде аморфных слов. Это особенности психолингвистики.

Период аморфных слов, звукоподражаний есть в жизни каждого малыша. Представьте, вы слушаете прекрасное музыкальное произведение, где есть виолончель, скрипка, другие музыкальные инструменты. Разве вы сможете повторить это произведение сразу? Так и ребенок: он слышит речь, понимает, но говорить сразу не сможет. Поэтому и существует в процессе формирования нервной системы и подготовки артикуляционного аппарата звуковой этап развития, период лепета, аморфных слов, звукоподражания.

Недоразвитие речи у детей

Если у ребенка до года отсутствует аморфный период, имитация речи, звуков, которые он слышит, то может наблюдаться недоразвитие речи.

Недоразвитием речи у детей называют состояние, которое связано с неправильным формированием речи, выявляющимся, обычно, в полном объеме в возрасте трех лет. Именно тогда ребенок начинает пользоваться речью активно.

Как разговорить ребенка? В чем причины молчания?

Причины недоразвития детской речи могут быть разные:

  • Неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия).
  • Преждевременные или стремительные роды.
  • У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). По мнению ученых, физические упражнения способствуют подготовке движения артикуляционных органов (нижней челюсти, языка, губ).
  • После перенесенных серьезных заболеваний.
  • Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность).
  • Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
  • Недостаточное общение ребенка с родителями. Иногда родителей устраивает, что они понимают жесты или звукоподражания малыша.
  • Общее недоразвитие речи — это не симптом какого-либо заболевания, чаще всего оно проявляется при недостаточном речевом внимании детям со стороны родителей.

    Недоразвитие речи - это сигнал родителям, но, отнюдь, не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.

    Помощь родителей

    Как помочь ребенку начать говорить? Во-первых, вы должны способствовать развитию подражательной речевой деятельности в виде разных звуковых проявлений.

    Во-вторых, должны расширять объем понимания речи. Ребенка необходимо «разговорить», дать импульс к развитию активной речи.

    Если в 1,5 - 2,5 года ребенок плохо разговаривает, не обязательно сразу обращаться к логопеду или дефектологу, вы сами можете оказать адекватную помощь и организовать коррекционные занятия. Помните, что логопед не врач, а педагог. Он учит правильно произносить звуки, строить предложения. Эффективен он с 4 — 5 лет, но ждать этого возраста не желательно, возможны торможения психического развития. И здесь задача родителей — помочь ребенку. Важно проводить занятия ежедневно. Вы должны понимать, что преодоление нарушений речи своевременно — гарантия успешной учебы и жизни в будущем.

    Занятия, с помощью которых можно разговорить ребенка

    Под занятиями с детьми надо понимать игры. Ведь только через игру ребенок познает мир. И родителям надо также активно в них участвовать. Отсутствие общения с ребенком — причина того, почему дети поздно начинают говорить.

    «Произносим гласные звуки»

    Для таких игр необходимо подготовить иллюстрации. Примеры игр:

  • Рассматриваем картинку, где девочка качает куклу. Говорим: «Это Катя. Катя укладывает куклу спать. Она поет: «А-а-а!» Давай ей поможем. Вместе с ребенком имитируем укачивание куклы, повторяя: «А-а-а!» Показываем, как надо широко открывать рот.
  • Рассматриваем картинку, где у мальчика болит зуб. Говорим: «Это Леня. У него болит зуб. Он вздыхает: «О-о-о!» Задаем вопрос: «Как вздыхает Леня?» При произнесении качаем головой, прижимая ладони к щекам.
  • Рассматриваем картинку, на которой изображен паровоз. Говорим: «Смотри! Это паровоз. Он приближается к вокзалу и гудит: «У-у-у!» Спрашиваете: «Как гудит паровоз?» Хорошо бы иметь в руках игрушечный паровоз.
  • «Произносим согласные звуки»

  • Расскажите ребенку, как шелестят листики, когда ветер качает деревья: «Ш-ш-ш!» Встаньте, покажите руками, как раскачиваются деревья на ветру, произнося: «Ш-ш-ш!» Сделайте это с ребенком.
  • Показываем картинку, где изображен комарик. Говорим: «Это комар. Он летает и поет: «З-з-з!»Предлагаем малышу спеть такую песенку, круговыми движениями показывая, как летает комарик.
  • Картинки о жуке помогут научиться произносить звук «ж» (жужжит), о ежике - «ф» (фыркает) и так далее.
  • Можно также поиграть в подражание голосам животных и птиц.

    «Постучим, пошуршим»

    Задача этой игры — развитие восприятия звуков на слух. Для игры подберите разные материалы: ложки, бумагу, палочки, полиэтиленовый пакет, фольгу и другие.

    как помочь ребенку начать говорить в 3 года

    Познакомьте ребенка со звуками: постучите молоточком, пошуршите пакетом, порвите бумагу и так далее. Озвучьте с ребенком эти звуки. Затем пусть малыш повернется к вам спиной и угадает на слух, какой предмет издает звук. Пусть повторит звук вслух.

    «Весёлая песенка»

    Эта игра развивает правильное речевое дыхание. Для игры нужна игрушка. Например, кукла. Вы говорите, что кукла Оля пришла в гости, что она танцует и поет: «Ля-ля-ля!» Предложите спеть вместе с куклой Олей. Следите, чтобы ребенок произносил три слога, дальше учите петь более длинные песенки из 6-9 слогов.

    «Что будет дальше?»

    Вы рассказываете какую-то историю. Потом останавливаетесь на интересном эпизоде и предлагаете ребенку продолжить дальше. Если малышу будет трудно, задайте наводящие вопросы. Например: «Как ты думаешь, девочке (мальчику) удалось найти клад?», «Что он (она) сделали?», «Как родители встретили детей?»

    Большое внимание следует уделять пальчиковым играм. начиная с самой простой — лепки пластилином, глиной. Одна из причин, почему малыш плохо разговаривает, отсутствие нужной моторики. А пальчиковые игры способствуют ее активному развитию и помогают разговорить ребенка.

    Важно помочь ребенку своевременно, чтобы к школе проблемы недоразвития речи были решены. Если вы не видите прогресса в речи своего ребенка после длительных, систематических занятий, то, конечно, следует обратиться к специалистам. У детей с речевым недоразвитием можно оценить слух (обследоваться у сурдолога). Для оценки развития есть соответствующие возрасту тесты. Это денверский тест оценки психомоторного развития, шкала Бейли (оценивание грудных детей), шкала раннего речевого развития.

    Для выяснения причин, почему ребенок плохо разговаривает, надо обращаться к невропатологу. Они консультируют с 1 года. Дефектологи занимаются с детьми с двух лет (помогают развивать мышление память, моторику). Педагоги-корректоры работают с детьми с 2,5 лет. А логопеды с 4-5 лет.

    Но чаще всего родителям при активной и терпеливой работе с детьми удается справиться с проблемами самостоятельно. Исключения составляют дети I уровня недоразвития речи, когда наблюдается полное отставание речи. Тогда необходима консультация и помощь специалистов. Под наблюдением и с кропотливой поддержкой родителей дома малыш преодолеет все препятствия.

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям. Константин Кушнер

    Как научить ребёнка говорить?

    Наконец-то мой ребёнок заговорил!

    Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного - ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

    КОГДА ребенок начнёт говорить, и КАК он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте.

    Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

    Вот 10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить

    1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

    Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

    2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

    Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как возьми мишку , принеси куклу , где кубик?

    Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

    3. Не говорите слишком быстро!

    Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

    4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

    Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять . Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп .

    Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще отключаться , чтобы не слышать бесконечного потока слов.

    Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

    5. Читайте ребёнку книги!

    Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

    Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения - главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

    6. Ограничивайте просмотр телевизора!

    Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

    Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

    7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

    Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

    Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

    Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

    как помочь ребенку начать говорить в 3 года

    8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

    Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

    9. Развивайте мелкую моторику!

    О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, шнуровки ). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

    10. Исключите любые чрезмерные требования!

    Разве это не должно быть очевидным?

    Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

    Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

    Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Как помочь ребенку начать говорить в 3 года