lovmedgu.ru

Ммд у детей лечение форум

Минимальная мозговая дисфункция. Лечим или «само пройдет»?

В последние десятилетия в зарубежной и отечественной литературе много пишут о синдроме легких органических нарушений в работе нервной системы у детей. Их еще называют минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Причины ММД связаны с неблагоприятными факторами, действовавшими на малыша во время беременности или в родах. Как относиться к этому явлению?

Это незначительные, не резко выраженные нарушения в строении и функционировании мозга ребенка . когда нет кровоизлияний, кист, но было поражение участков из-за гипоксии. Некоторые авторы предлагают обозначать эти состояния как гиперактивность или синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия и др. На самом деле за этими страшными диагнозами скрываются достаточно хорошо корректируемые особенности поведения и развития ребенка.

Причины минимальной мозговой дисфункции связаны с разнообразными повреждающими факторами, действовавшими на малыша во время беременности или в родах. Но чаще всего это гипоксия (недостаток кислорода в родах) плода.

Читайте также: Едем в деревню, к бабушке!

Клиническая картина

Данная проблема крайне разнообразно проявляется и изменяется с возрастом. Основные проявления минимальной мозговой дисфункции отмечаются уже в раннем детском возрасте и обычно уже внешне проявляются различными чертами внешности: деформацией формы черепа и лицевого скелета, расположением и формой ушных раковин, высоким нёбом, неправильным ростом зубов и др.

В раннем возрасте, у малышей первых лет, возможны так называемые вегетативные расстройства: повышенная потливость, мозаичность или мраморность кожных покровов, нестабильность пульса, неустойчивость функций желудочно-кишечного тракта (сколонность к чередованию запора и поноса), сердечно-сосудистой системы. Может отмечаться непостоянное косоглазие, недостаточность конвергенции, не резко выраженная слабость (паретичность) лицевой мускулатуры и мышц языка - малыш редко строит рожицы, его мимика бедна. Могут возникать элементы неправильной речи и звукопроизношения, нарушения речевого дыхания.

Многочисленны двигательные нарушения, они проявляются мышечной дистонией - неравномерным тонусом, асимметрией мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, недостаточностью тонких дифференцировочных движений - у детей называют мелкой моторикой. Дети часто неловкие, неуклюжие. Особенно затруднена мелкая моторика. Дети с трудом завязывают шнурки, застегивают пуговицы. В дальнейшем возникают сложности в манипулировании ножницами, карандашом, а в последующем и ручкой. Дети с минимальной мозговой дисфункцией затрудняются при выполнении физических упражнений: прыжков, ходьбы по одной линии, при ловле мяча, езде на велосипеде. выполнении содружественных движений - поднять обе руки или одноименные руку и ногу. Часто отмечается недостаточная сформированность ведущей руки.

Поведение страдает&hellip.

Обращают на себя внимание особенности поведения. Большинство детей отличается повышенной моторной активностью: неусидчивы, легко отвлекаются различными раздражителями, не могут сосредоточиться на выполнении задания. Настроение неустойчивое и легко меняется от веселого до угнетенного. Отмечается повышенная утомляемость и истощаемость клеток коры головного мозга. Это приводит к снижению памяти и ограничению запаса общих понятий, что является одной из причин задержки психического развития.

Социальная незрелость детей проявляется в предпочтительности игры с детьми младшего возраста. Повышенная возбудимость, конфликтность этих детей затрудняет контакты с ровесниками в дошкольных учреждениях. Дети с трудом засыпают, часто просыпаются во сне, иногда страдают ночным недержанием мочи.

Какие проблемы могут быть

При поступлении детей с минимальной мозговой дисфункцией в школу на первый план выходят трудности, связанные с недостаточностью моторных функций - им трудно учиться писать, ограниченным запасом общих понятий, что приводит к затруднению в обучении чтению, письму, счету и пространственному восприятию. Возникающие у детей проблемы, связанные с учебой, вызывают вторичные невротические реакции - они нервничают, комплексуют, озлоблены.

Несмотря на то, что у детей нет выраженной неврологической симптоматики, наличие астено-невротического синдрома (утомляемость, проблемы поведения, неустойчивость настроения) должно вызывать беспокойство у педагога и врача.

Как лечить детей с минимальной мозговой дисфункцией? Такие дети должны находиться под наблюдением невропатолога, лечебные мероприятия должны проводиться систематически и проходить в нескольких направлениях (дегидратация, стимуляция, рассасывающая терапия, седативные сборы). Кроме лечебных мероприятий ребенок должен посещать занятия по лечебной физкультуре в целях совершенствования моторных функций. Важно взаимодействие между родителями, воспитателями и врачом для преодоления трудностей, связанных с поведением ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в спокойной и доброжелательной обстановке, ровном отношении в домашних условиях или в детском саду, физические наказания недопустимы. В школьном возрасте дети нуждаются во внимании и помощи со стороны родителей.

Алена Парецкая

MedPulse.Ru будут рады подружиться в социальных сетях: во "ВКонтакте" . "Одноклассниках" . Facebook . Мы рады новым друзьям

Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей

Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

По взглядам неврологов 21 века, термина минимальная мозговая дисфункция нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.

Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

Что это за диагноз - синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.

В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».

Основные симптомы

В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.

ММД у детей

Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса . Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.

При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:

  1. Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
  2. Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
  3. Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
  4. Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
  5. На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
  6. Перебивает других и докучает взрослым и детям.
  7. Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
  8. Разговаривает без остановок.
  9. Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
  10. Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
  11. При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
  12. Не может играть один в тишине.
  13. Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
  14. Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае эпилептической энцефалопатии возникшей у детей. так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?

Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте тут .

Проявление у взрослых

  • Нарушение моторной функции, часто это называется «неловкость».
  • Неспособность обучаться чему-то новому.
  • Невозможность усидеть на одном месте, хочется, как минимум, ерзать.
  • Настроение меняется быстро и без видимого повода.
  • Наблюдается дефицит произвольного внимания.
  • Импульсивность и повышенная разреженность.
  • Причины минимальной мозговой дисфункции

    ммд у детей лечение форум

    На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:

    Современная наука рассматривает минимальную мозговую дисфункцию как последствие ранних локальных повреждений головного мозга младенца.

    Лечение

    Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:

  • Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
  • Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
  • Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
  • Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
  • Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
  • В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
  • Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
  • Ребенку надо развивать мелкую моторику.
  • В качестве лекарственных средств можно использовать:

  • Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
  • Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
  • Дополнительные витаминные комплексы.
  • Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими - беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать гнойный менингит у детей и вовремя обратиться к врачу?

    О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать тут. В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.

    Прогноз

    Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.

    Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу. Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.

    На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга - синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания - лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:

    Минимальная мозговая дисфункция

    Клиническая картина минимальной мозговой дисфункции

    5 клинических вариантов ММД:

    • синдром гиперактивности с дефицитом внимания, проявляющийся, в основном, повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, а также рассеянностью внимания и невозможностью сконцентрироваться на одном предмете или действии

    • синдром гипоактивности с дефицитом внимания, характеризующийся кратковременностью сосредоточения внимания и сочетающийся с заторможенностью реакций, вялостью

    • нарушение общей и тонкой моторики, проявляющееся несовершенной координацией, неупорядоченностью движений, а также их избытком

    • изменение восприятия, связанное с отсутствием у ребенка должных навыков и неумением ориентироваться в различных ситуациях

    • речевые дисфункции в виде нарушений импрессивной и экспрессивной речи.

    ММД являются полиэтилогическим нарушением и часто в своей основе имеют биологический субстрат. Вредные факторы, воздействующие в перинатальном периоде, не приводя к тяжелым повреждениям нервной системы, накладывают свой отпечаток на последующее постнатальное развитие. Особенно ярко мозговые дисфункции манифестируют в подростковом периоде. Они нередко проявляется агрессивностью, асоциальным поведением, склонностью к употреблению наркотиков, ранним сексуальным контактам и др.

    Оценивая частоту и характер ММД, следует принимать во внимание возраст ребенка. У новорожденных функционируют в основном мозговой ствол и подкорковые образования. Поврежденная, но еще не функционирующая, кора головного мозга не в силах сигнализировать о тех или иных своих дефектах. По мнению одних авторов, ММД наблюдается только у детей до 7 лет, другие уверяют, что к этому возрасту, наоборот, проявления ММД становятся более заметными в связи с возрастными нагрузками (обучением в школе и др.).

    Нередко считают, что нарушения, наблюдаемые при ММД, могут быть связаны с первичной незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности (психическим инфантилизмом) либо они возникают вследствие астенических и церебрастенических состояний.

    ММД может протекать по дизонтогенетическому и энцефалопатическому типам. Отмечается нарушение морфофункциональной зрелости структур ЦНС и, в первую очередь, лобных отделов коры. Основными причинами являются первично-органический дефект относительно быстро развивающихся в ходе пренатального онтогененза функциональных систем мозга (ствола мозга и, в первую очередь, ретикулярной формации, связанных с ней подкорковых образований и структур лимбической системы), нарушение обмена катехоламинов, избирательная потеря тормозных синапсов, нарушение формирования функциональной специализации полушарий.

    У детей с дизонтогенетическим типом ММД расстройства выражены негрубо и проявляются обычно в виде церебрастенических явлений и психомоторной возбудимости. В неврологическом статусе отмечаются легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, вегетативная неустойчивость.

    Неустойчивость психофизического состояния у этих детей сочетается с достаточными компенсаторными возможностями, большинство из них (70%) в условиях специализированного обучения и адекватной медикаментозной терапии успешно адаптируются к школьным требованиям. Около 30% детей испытывают стойкие трудности в обучении, связанные с недостаточностью корковых функций (речи, тонкой моторики, пространственного восприятия), либо с частичной декомпенсацией энцефалопатических и соматических расстройств. Регуляторные трудности у детей с задержкой психического развития по дизонтогенетическому типу нарушены в звене контроля. Усиление речевого контроля (введение речевого отчета, предваряющего моторное воспроизведение, проговаривание выполняемого действия), усиление мотивации, как правило, приводит к успешному выполнению заданий.

    У детей с энцефалопатическим типом ММД черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы. Неврологически, наряду с признаками незрелости, нередко наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома, экстрапирамидной и стволовой недостаточности.

    У детей с энцефалопатической формой ММД, наряду со стойкими динамическими трудностями, наблюдаются явления первичного дефицита некоторых высших корковых функций. При пробах на праксис выявляются персеверации, плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальность в написании букв, трудности в сфере слухоречевой памяти, затруднения в построении развернутых фраз, низкая речевая активность. Характерны нарушения не только в звене контроля, но и в программировании деятельности. Недостаточность гнозиса, праксиса, речи и памяти обуславливает большие трудности в усвоении элементарных школьных навыков - лишь у 1/3 детей с этим типом ММД возможен благоприятный прогноз в плане компенсации.

    Автор Тема: ММД - памятка родителям (Прочитано 11980 раз)

    Минимальная мозговая дисфункция - ММД синдром гиперактивности внимания

    Симптомы ММД:

    * Повышенная умственная утомляемость

    * Отвлекаемость внимания

    * Затруднения в запоминании нового материала

    * Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты

    * Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты

    * Возможны головные боли

    * Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.

    ммд у детей лечение форум

    * Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности.

    * Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.

    * Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.

    * Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.

    * Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).

    * Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.

    ммд у детей лечение форум

    * Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания. Объясняйте ребенку свое решение.

    * Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

    * Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.

    * Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки.

    * Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.

    * Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.

    * Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

    * Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.

    * Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус. и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

    * Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.

    * Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка трудности, которые у Вас возникают отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.

    * Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!

    Воспитание ребенка с минимальной мозговой дисфункцией - тяжелый труд. Вы сильно облегчите себе задачу, если обратитесь для лечения ММД к психотерапевту или психиатру (психоневрологу).


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Ммд у детей лечение форум