lovmedgu.ru

Оказание психологической помощи детям пострадавшим от насилия родителей

Оказание психологической помощи детям пострадавшим от насилия родителей

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

Когда мы встречаемся с ребенком, пережившим психологическую травму, то, как правило, уже знаем или догадываемся о случившемся, однако взрослые должны помнить, что детям трудно говорить о случившемся. Поэтому от психолога и учителя требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Ключевой момент работы с таким ребенком — выяснить смысл молчания (или отрицания), что дает возможность снять с ребенка ответсгнениость за деятельность родителей, если они причастны к травме.

Но здесь необходимо учитывать следующее.

Во-первых, насколько мы можем доверять ребенку. Ведь он может и фантазировать. В этом случае взрослые должны знать, что нужны убедительные причины для возникновения таких фантазий: ведь ребенку непросто решиться на такой обман. Очевидно одно: ребенок нуждается в нашей помощи, ему необходима уверенность в том, что ему верят.

Во-вторых вопрос закрытости информации. Эго очень серьезная проблема. Сексуальное злоупотребление — тяжкое преступление, за которым следует большое наказание. Необходимо ли сообщать, в милицию о том, что рассказал ребенок? Вопрос очень сложный этически. Англичане считают, что таинство исповеди — атрибут церкви. Психолог, учитель не имеют права обещать конфиденциальности. Более того, они обязаны предупредить ребенка, в каких случаях и куда, возможно, ему придется обратиться. Нужно отметить, что в Англии психологи — государственные служащие. Более того, они считают, что обязанность любого профессионала, обнаружившего наличие сексуальных злоупотреблений, принять срочные меры к их прекращению.

Очень большую роль играет пол психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто (особенно в семье) воспринимают себя неспособными контролировать ситуацию. Это необ-ходимо учесть и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией: продолжительность, частота, количество встреч с психологом должны быть согласованы с ребенком и строго соблюдаться. Заранее следует оговорить, как ребенок может вмешиваться в процесс, например изменять регламент. Одна только регулярность работы дает ребенку ощущение твердой почвы под ногами.

Необходимо отметить, что иногда сексуальные злоупотребления длятся годами, что не может не наложить отпечаток на ребенка. Поэтому педагогу или психологу следует быть готовым к встрече с неприятными детьми, детьми со странностями.

В чем может состоять психологическая помощь таким детям? Самое главное — это реагирование и вопрос персональной ответственности. Дети имеют право чувствовать себя спокойно в любви и безопасности. Они не должны заниматься самообвинениями. Часто такие дети не видят альтернатив своему поведению и не могут остановить процесс регулярных страданий. Поэтому одна из целей работы — научить защищать себя, говорить "нет".

Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется "проработать" психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка "Три поросенка" прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там есть момент, когда разрушаются домики поросят и они вынуждены спасаться. Сказка для детей из семей алкоголиков — "Аленький цветочек", так как там" своей любовью надо расколдовать чудовище. Я не могла долго найти подходящую сказку для детей, переживших инцестное насилие. Очень близкой к этому сюжету, как это ни странно, оказалась сказка "Машенька и медведь"! Там ведь тоже Машеньку заставляют ублажать медведя, потому что она ему нравится! И медведь настолько полюбил ее, что ей пришлось применить хитрость, чтобы попасть к бабушке и дедушке.

Используется также драматизация Библии. Считается, что ребенок, проигрывая разнообразные роли из библейских сюжетов, приобретает богатый жизненный опыт пребывания в различных состояниях.

Необходимо учитывать следующие моменты.

Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли.

Я здесь упомянула лишь некоторые специфические моменты, но, конечно, человек, который решается работать в этой технике, должен быть знаком с психологией травматического стресса, а также овладеть приемами групповой психологической работы.

К другому направлению оказания психологической помощи относится использование специальных средств реабилитации. Мне довелось просматривать английский каталог детских реабилитационных средств. Чего там только нет! И фанерные домики в рост ребенка, которые легко падают и вновь легко восстанавливаются. И специальные "неустойчивые" качели для детей, боящихся утраты "почвы" под ногами (это часто бывает после землетрясения или несчастных случаев, связанных с разрушением жилища).

К средствам неспецифической терапии относятся! всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли|играть с водой и песком. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.

Это пластилин, работа с которым позволяет ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром, нарушенные особенно в случаях насилия. Краски, которые можно брать в рот и которые легко отстирываются от детской одежды. Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке, а также гармонизирует схему ела.

Для эмоциональной саморегуляции может быть применен приборчик, сконструированный на основе гальванической реакции кожи. Дело в том, что кожно-гальваническая реакция (КГР) является показателем нашего эмоционального состояния. Поэтому достаточно ребенку взять в руки этот приборчик, как тот начинает проигрывать ту или иную мелодию, в зависимости от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции.

Для работы с последствиями различных психологических травм в английском каталоге предлагаются всевозможные кукольные наборы для игры. Это кукольная операционная с операционным столом, хирургом и т.д. Это — кабинет зубного врача, больничная палата, где на кровати лежит кукла с загипсованной ногой и рукой. Это набор кукол для проигрывания ситуации с дорожно-транспортным происшествием: машина полиции, скорая помощь, полицейские, ограждения, другая машина, которая, по-видимому, и попала в аварию, и т.п.

Для работы с семейными травмами предлагаются наборы "семейных" кукол: куклы — мама, папа, подростки, младенцы, бабушка, дедушка и т.д. Все эти куклы имеют вторичные половые признаки, более того, они имеют национальность! Есть куклы черные, есть китайцы, есть латино-американцы и т.п.

Но более всего меня потрясли куклы — инвалиды! Одна кукла — на коляске, другая — слепая с собакой-поводырем, кукла без ноги. Причем эти куклы выглядят вполне довольными жизнью. Кукла без ноги, например, стоит на лыже, у нее лыжные палки, одета в свитер, на котором написано "Тренер по лыжам".

Естественно, применение таких средств сильно облегчает работу психологов, учителей и социальных работников.

В наших условиях непросто найти все перечисленные средства, но всегда можно, имея несложный набор кукол, плюшевых и других игрушек, проиграть практически любую ситуацию. Фантазия довершит сходство с реальностью.

Кроме того, в помощь психологам, учителям и школьным психологам существующие в большинстве стран мира психологические кризисные центры распространяют буклеты для детей и взрослых. Очень важно, чтобы ребенок и взрослый сами знали, что с ними происходит, как помочь себе и когда требуется обратиться за профессиональной помощью.

В приложении я привожу два буклета: один общий, созданный для взрослых и детей, направленный на то, чтобы они могли помочь себе сами, а другой разработан для родителей и педагогов с тем, чтобы они могли лучше помочь детям.

Кречетникова А.В. (сост.) Организация помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в рамках работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения DOC

Методические рекомендации- Ханты-Мансийск.- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. - 2010. – 140 с.

Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации системы сопровождения и внедрения наиболее эффективных методов и форм оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям-жертвам насилия.

Методические рекомендации предназначены для специалистов социальных и реабилитационных центров, учреждений общего и дополнительного образования, учреждений ДОУ, родителей.

Теоретические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения с детьми.

Насилие и жестокое обращение с детьми в исторической ретроспективе.

Формы и виды жестокого обращения с детьми.

Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми.

Психотравматический синдром (ПТС), как последствия пережитого насилия.

Виды насилия и жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие и жестокое обращение над ребенком и его последствия.

Сексуальное насилие над ребенком и его последствия.

Эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком и его последствия.

Пренебрежение нуждами ребенка, как одного из видов насилия и последствия.

Организация работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения.

Принципы консультирования по телефону доверия жертв насилия.

Программа обследования ребенка, подвергшегося сексуальному насилию.

Оказание социально-психологической помощи детям, пострадавшим от семейного насилия.

Личностная готовность специалиста к работе с пострадавшим от насилия ребенком.

Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности».

Анкета, для обратившихся за психологической помощью.

Модель социально-психологической поддержки семьи и детей в случае жестокого обращения с детьми.

Модель принятия решений о неотложности реагирования в случае физического насилия.

Примеры эффективного и неэффективного реагирования консультанта на информацию о насилии

Информация о адресах и телефонах детских общественных приемных ХМАО-Югры.

Методика «Несуществующее животное».

Тест «Дом. Дерево.Человек».

Диагностические и коррекционные техники семейной психотерапии.

Данные техники [35] могут быть использованы для ранней диагностики семейной системы, а также для работы на более поздних этапах психотерапии с семьями, в которых раньше происходило насилие.

Семейное кукольное интервью

Техника семейного кукольного интервью [35] дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, - все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых, как правило, вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: "Зачем вы сюда пришли?" [35].

Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе, связанных с насилием в семье.

"Если бы я был"

Описанная здесь проективная техника адаптирована для целей семейной терапии Эстер Коуэнигсберг в 1984 гору и представляет собой игру, в основе которой лежит задание завершить незаконченные предложения [35].

Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами - метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на том, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую в представлении какого-то конкретного человека он играет в своей семье и в обществе в целом. Семейный терапевт использует данную технику и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с "невербальной" семьей или взять под контроль "заинтеллектуализированные" разговоры в семье. Кроме того, психотерапевт может давать провоцирующие фразы, направленные на выявление проблем связанных с абьюзом.

Процедура

Техника "Если бы я был" может быть использована самыми разными способами, чаще всего в качестве стремительно развивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом таким образом, чтобы включить метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:

Если бы я (он, она, наша семья) был транспортным средством, я был бы

Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы

Если бы я был известным литературным персонажем или историческим деятелем, я был бы

Если бы я был запахом, я был бы

Если бы я был едой, я был бы [35]

Игра протекает быстро – у членов семьи не должно быть слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные их ближними [35].

Завершение предложения

Данная техника является одновременно диагностическим и терапевтическим средством. Считается, что клиенты, сопротивляющиеся выражению своих чувств, будут более свободно делать это, завершая незаконченные предложения. Такие предложения косвенно поощряют клиентов давать проекции, отражающие внутренний мир человека, специфику восприятия им событий, людей и внешней действительности. При этом более ясно открываются как сознательные, так и бессознательные психические особенности клиентов. Выполняя предложенные задания, клиенты удивляются тем новым мыслям и чувствам, которые они обнаруживают в себе. Кроме того, для них становятся очевидными трудности, существующие во взаимоотношениях в семье, сходство и различие личностных особенностей ее членов [35].

Клиницист может использовать любые основы предложений, соответствующие конкретному случаю, ему не нужны заранее заданные стандартизированные формы. Здесь тоже можно использовать некоторые фразы, позволяющие спроецировать ситуации травмы и абьюза.

Нарисуй сон

Открытая жестокость и споры в семье, особенно в том случае, когда ребенок оказывается вовлечен в конфликт родителей, скорее всего, будут наносить ему вред. Испытываемый ребенком стресс может еще более обостриться в том случае, когда взрослые члены семьи с недостаточной теплотой и любовью относятся к ребенку, а также когда конфликты продолжаются в течение долгого времени [35].

Роль ребенка в уменьшении, поддержании или обострении родительского конфликта еще недостаточно изучена, хотя наблюдаемые у ребенка симптомы часто укрепляются вследствие того, что они играют центральную роль в преодолении или сглаживании семейного конфликта.

Если идентифицированным клиентом является ребенок, терапевту часто оказывается сложно собрать информацию, которую члены семьи считают неважной или не относящейся к делу. Проективная техника "Нарисуй сон", описанная Тонгом, используется для оценки уровня дистресса ребенка и его восприятия семейной проблемы. Ребенок воспринимает эту технику как игру, и это часто помогает ему расслабиться и установить хорошие отношения с психотерапевтом [35].

Процедура

Психотерапевт рисует фигурку ребенка, лежащего в постели, и пририсовывает к нему большой мыльный пузырь - как на карикатурах. Затем терапевт объясняет, что этому ребенку снится кошмар, и просит своего маленького пациента нарисовать этот сон. Если, например, ребенка зовут Билл, то терапевт говорит: "Это мальчик, которого зовут Билл, - может быть, это даже ты, - и ему снится плохой сон. Не мог бы ты нарисовать мне этот сон?" Связав рисунок, изображающий дурной сон, с реальными жизненными событиями, такими, как ссоры родителей, сцены насилия, можно помочь ребенку понять смысл его огорчений. Такое понимание часто сразу же приносит облегчение.

Затем терапевт с согласия ребенка предлагает показать рисунок страшного сна родителям, так как это может помочь им понять его чувства и проблемы. Терапевт предоставляет ребенку возможность выбора, позволяя ему присутствовать при обсуждении рисунка с родителями. При этом анализируется взаимосвязь рисунка с семейными проблемами. Это обсуждение может оказать очень существенное влияние на родителей, так как часто они не осознают своего участия в создании трудностей в жизни ребенка.

Технику "Нарисуй сон" можно применять в любых формах психологической помощи семье, но особенно она полезна в тех случаях, когда идентифицированными клиентами здесь являются дети [35].

Семейная социограмма

Социограмма представляет собой метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Ответы на каждый из вопросов заносят в схему и таким образом все члены семьи могут непосредственно представить, как организована их семья. Причем изучаются как реальные взаимоотношения между членами семьи, так и идеальные представления о них [35].

Социограмма является техникой, связанной с самоописанием. Каждый из участников устно или письменно отвечает на предложенные всей группе вопросы. Как и все подобные методы, она основывается на готовности к сотрудничеству и честности респондентов.

Предполагается, что, делая выборы относительно тех или иных членов группы, люди приоткрывают свои убеждения, чувства, действия. Кроме того, выявляется структурная организация семейной системы. Члены семьи начинают активно взаимодействовать друг с другом в самых разнообразных ситуациях, используя самые различные роли. Симптоматическое поведение - лишь один из аспектов, который может быть высвечен с помощью этой техники. Другие стороны жизни семьи также проявляются здесь достаточно ясно [35].

Процедура

Психотерапевт просит всех членов семьи дать ответы на определенные вопросы, чтобы понять, как именно функционирует их семья. Список вопросов готовится заранее в соответствии с конкретной семейной ситуацией. Обычно задаются два рода вопросов:

С каким членом семьи вы обычно?

С каким членом семьи вам бы хотелось?

Журавлева Т.М. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. - Помощь детям - жертвам насилия [2006, PDF, RUS]

Помощь детям - жертвам насилия Год. 2006

Автор. Журавлева Т.М. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И.

Жанр. Психотерапия

Издательство. Генезис

ISBN. 5-98563-062-5

Язык. Русский

Формат. PDF

Качество. Распознанный текст без ошибок (OCR)

Количество страниц. 112

Описание. В книге описаны основные виды и последствия жестокого обращения с детьми, освещены вопросы организации работы персонала приютов и детских домов с детьми — жертвами насилия, проанализированы особенности оказания психологической и правовой помощи таким детям. В приложении приведен перечень основных нормативно-правовых документов.

Введение

Глава 1. Жестокое обращение с детьми: определение, виды, последствия

Психологическое насилие и его последствия

Пренебрежение основными нуждами ребенка и его последствия

Особенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными нуждами детей

Физическое насилие и его последствия

Сексуальное насилие и его последствия

Физические признаки перенесенного сексуального насилия

Особенности семей, в которых ребенок подвергается сексуальному насилию

Глава 2. Организация работы персонала социальных приютов и детских домов с детьми — жертвами насилия

Деятельность работников приютов и детских домов

Взаимодействие с другими субъектами системы профилактики

Обмен информацией

Межведомственное взаимодействие при оказании социальных услуг

План защиты прав ребенка

Глава 3. Оказание помощи детям — жертвам насилия Основные направления деятельности службы помощи

Психологическая помощь детям — жертвам насилия

Пели психологического сопровождения детей — жертв семейного насилия

Этапы психологического сопровождения ребенка


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Оказание психологической помощи детям пострадавшим от насилия родителей